Ирония судьбы, или... Таёжная повесть
«Если бы он не снял ничего, кроме «Таёжной повести»,то всё равно остался бы выдающимся мастером. Ирония в том, что одну из лучших экранизаций русской литературы снял человек с немецкими корнями…»
Один из отзывов о фильме В.Фетина «Таёжная повесть» на сайте кино-театра.ру
Сразу оговорюсь, что очерк не о фильме. Не только об этой ленте. И не столько о картине, сколько о том, что выходит за её рамки. Художественные рамки.И становится знаком, признаком, символом… Название очерка шире названия фильма, ибо он - отвлечённый рассказ, сказ, сказание о земле Сибирской под условным названием Таёжная повесть. Историческая Таёжная повесть писалась, пишется и продолжается писаться людьми не только творческих профессий. Её «разрозненные страницы» и «листы каменной книги» являются своеобразной летописью таёжной Сибири. Сибириада…
А суть её определяет словесная формула из рассказа В.Астафьева «Сон о белых горах»,который и составил основу фильма В.Фетина «Таёжная повесть»: «Вышел лицедей на улицу! В гримах вышел, в париках, в аляповато-ярких одеждах, и ничего, кроме ленивого пресмыкания перед модой, собою не возбудил…
Театр же, сдавши бутафорскую рухлядь в общее пользование, отряхнув с себя вековой прах, зажил естественной жизнью, в нём почти не стало грима, стираются окаменелые условности, снимаются занавесы, убираются декорации, и вот уже принц Датский дует современные песни под гитару; Отелло душит Дездемону в белых перчатках; работяги с шагающего экскаватора в слюнявой истории, повествующей о страданиях современной Магдалины, работающей кассиром в поселковом магазине, бродят в сапогах по залу и кричат на сцену: «Пижоны!»
Где зрители? Где артисты? Где жизнь? Где театр? Где правда? Где ложь? Всё перемешалось, всё на распутье меж игрой в жизнь и самой жизнью. И эти вот парень с девкой, да и он, Герцев, по правде-то сказать, раскорячились:одной ногой в театре, среди лицедеев, другой – на вольном мирском просторе, на всех земных ветрах».
До В.Астафьева на вечную тему «раскорячивания» определённо высказался Шекспир:
Весь мир –театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…
А если весь мир – естественный театр, то зачем люди сюда ходят? За правдой? За кривдой? Вот как на этот вопрос отвечает руководитель заполярного театра. Главный режиссёр Мурманского драматического театра С.Н. Абдиев свидетельствует в своем интервью под многозначительным названием «Обманывать искусно»: «Зритель к нам не за правдой приходит. Он знает, что будет что-то /читай кто-то - В.Н./ разыгрываться. Он изначально приходит обманываться. И всё дело в том, насколько искусно мы будем его обманывать».Так что задача искусства , киноискусства–обманывать искусно, обманывать искусством. И зритель-публика приходит в теАДр абсурда, в теАДр действий, в теАДр масок за «криминальным талантом». И немного классики:ах,обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад…Над вымыслом слезами обольюсь…Не верю!..Тьмы низких истин нам дороже, нас возвышающий обман…
Всё перемешалось в доме Облонских:искусство подменяется действительностью, а действительность – искусством, всё на распутье меж игрой в жизнь и самой жизнью. Жизнь – розыгрыш. Игра. Работа Ирония судьбы. Природа по имени Тайга – действительность, реальная жизнь и одновременно естественная сценическая театральная площадка для игры в жизнь под названием «Таёжная повесть». Актёров двое:Он и Она. Мужчина и женщина. Они разыгрывают историю двоих. Первый мужчина –Адам. Первая женщина-Ева. Современный Адам –Аким. Современная Ева-Эля. Она из цивилизации по имени Москва. Он из дикой сибирской природы по имени Тайга. Она -москвичка. Он «тундряной человек». Она –образованная, культурная, начитанная, хорошо знает и цитирует Ницше, без пяти минут писательница. Он - необразованный, бескультурный, неначитанный и впервые слышит о Ницше. Она искренне, по-интеллигентски наивно, удивлена тем, что у Него в зимовье нет ни одной книги. Не говоря уже о домашней библиотеке. На что Он, по-охотничьи мудро, не менее удивленно парирует, что у него нет времени на чтение, в том числе и книг. Он – промысловый охотник. Промышленный охотник. Прирождённыё охотник. Не любитель -охотник как И.С.Тургенев или Н.А.Некрасов. Охота для него не просто работа, профессия, а образ жизни и мысли. Именно Он дважды спасает Её от смерти: в охотничей избушке и когда сопровождает Её на «материк», на «большую землю».Там Он ей уже не нужен, потому что теперь Она под надёжной охраной и защитой общества по имени Цивилизация. Жизнь по имени Тайга теперь от Неё настолько далека, что уже не кажется такой страшной и опасной, как это было всего лишь несколько минут и даже секунд назад. А сопровождающий сделал своё благородное и мужественное дело по Её спасению и может с чистой совестью уйти в тень, потому что Они живут совершенно в разных мирах и даже галактиках…Они как Восток и Запад никогда не могут быть вместе. Естественно, Она- цивилизованный Запад, а Он-Восток. Дальний Восток. Дальше, чем Ближний и Средний Восток. Варварский Восток, как когда-то диким был Запад. Если сейчас Запад и ведёт войны, то исключительно -цивилизованные, чтобы обратить варваров-«детей природы», «детей тайги»- в мировую цивилизацию. Это- историческая мессия Запада. Западной Европы.
Один из таких западных мессионеров-ницшианцев «вольный человек» Георгий Герцев. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы увидеть параллель фамилий Герцев и Герцен. Да, тот самый знаменитый Герцен, который разбудил декабристов, а они –большевиков- ленинцев и т.д. и т.п. Видимо, у В.П.Астафьева был свой особенный взгляд на Октябрьскую революцию, который ему не позволял раскрыть соцреализм. И он зашифровал его в образе Гоги. Почему «вольный человек»?Потому, что «другой ногой стоит на вольном мирском просторе, на всех земных ветрах». Потому, что вольному –воля, а спасённому-рай. Вот тебе- бог, а вот –порог! Обратите внимание, не на «семи ветрах»,а «на всех земных ветрах».И ещё одна очень характерно-примечательная и важная деталь для полного образа Гоги –бакенбарды. Они украшали образ другого известного в мире литературного героя –нигилиста Е.В.Базарова. И реального русского поэта – классика А.С.Пушкина, которому посвящён художественный фильм, так недвусмысленно и названный –«Бакенбарды».
Именно «вольный человек» Георгий Герцев и привёл в охотничий домик Акима Элю, что и стало началом «Таёжной повести».Зрители упрекают кинорежиссера В.Фетина в том, что фильм проигрывает литературной основе. Увы, этот вечный спор между двумя видами искусства не утихает, а, наоборот, всё больше и больше разгорается. И для этого есть основания. И заключаются они в том, что литература и кино разговаривают и будут дальше разговаривать на разных языках. Фильм всегда чья-то версия, копия литературного оригинала. Такова природа этих двух разных видов искусства. И надо относиться к ним как к совершенно разным и, главное, самостоятельным видам искусства, которым судьбой предназначено иногда перекрещиваться и скрещиваться. Склещиваться. И тогда не будет ненужных и наивных обид на режиссера. Именно в том и заключается заслуга режиссёра, что у него своё особенное видение литературного первоисточника, отличное от писательского и зрительского. На вкус и цвет товарища нет. Да и зачем нам, зрителям, вторая пусть даже и очень хорошая копия на экране. Для этого достаточно обратиться к самому литературному первоисточнику. И будем судить литературу по её законам, а кино по его законам, и не смешивать их в одну навозную кучу, чтобы одни искали жемчужное зерно, а другие - ячменное зерно.
В. Фетин как творческий автор другого нового художественного полотна сознательно отошёл от литературного первоисточника и прежде всего от его названия. Если у писателя это «Сон о белых горах», то у кинорежиссёра это явь, действительность Таёжной повести. Почему повесть, а не роман или рассказ? Для ответа на вопрос надо обратиться к личности самого автора и его творчества. И хотя в количественном плане фильмография кинорежиссёра и его популярность среди широкого зрителя уступает иным маститым авторам, то в качественном она может дать фору коллегам по цеху. Приведу лишь два примера. Сегодня только ленивый не знает о фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука». А уж его знатоки непременно помнят такой известный парадоксальный афоризм «Я не трус, но я боюсь». Он из фильма В.Фетина «Полосатый рейс». Очень часто цитируется и другой афоризм из этого же фильма «Наши люди в булочную на такси не ездят!» Это тоже из фильма В.Фетина «Пропавшие среди живых». «На такси разъезжать – пенсия не позволяет».Узнаёте мотив? Одно дело, когда на цитаты разбирают фильм зрители и совсем другое, когда это делают профессионалы очень высокого уровня. Коллеги. И не просто разбирают, а сознательно используют их в своих фильмах, давая им второе рождение и долгую счастливую жизнь. К сожалению, не такую, как у киномастера с немецкими корнями на русской почве. Да, Фетин - /в советской литературе есть Федин – не путать/ это для советского кино и советских кинозрителей. Для себя самого он был Фетинг. Это подтверждают свидетельства очевидцев, в том числе его жены актрисы Л.Чурсиной, и служебные документы. Почему такие разночтения? А всё очень просто. Фетин и Фетинг- усечённая фамилия старинной дворянской немецкой фамилии Фетингоф. А с дворянами русскими и тем более немецкими на русской земле покончено в 1917 году. В год Великой Октябрьской социалистической революции. В.Фетин мог бы ещё больше сократить свою фамилию до фамилии известного русского поэта –А.Фет, но не сделал он этого из –за своей дворянской интеллигентской скромности. Теперь, наверное, понятно, почему В.Фетин не фетиш советского кино-искусства. А напрасно! Мы должны быть благодарны именно ему, что он открыл миру искусства такую прекрасную актрису, как Людмила Чурсина. Вспомните хотя бы фильм «Журавушка».А впервые они встретились, познакомились, а потом уж и поженились… на фильме «Донская повесть».Теперь вам понятно, почему свой предпоследний фильм В.Фетин назвал именно так -«Таёжная повесть».То есть весь его кинотворческий путь начался с «Донской повести», а закончился, можно условно так сказать, «Таёжной повестью». И в этой повести длинною целую жизнь, и не одну, освоение казаками Сибирской земли. Достаточно назвать только одно имя –Ермак./Есть такая фамилия Ермаш –не путать./ Река Волга –сестра. Енисей –брат. А Расея –от Волги до Енисея. Казаки, их роль в отечественной и мировой истории –это уже тема для другой новой Таёжной повести или Донской повести…И после этого уже не удивляет, что вторую версию «Тихого Дона» представили…итальянцы. Кстати, очень любопытная и многозначительная деталь –название двух военно-революционных подпольных молодёжных организаций: «Молодая Италия» -роман Э.Л.Войнич «Овод» и одноимённый фильм , а также «Молодая гвардия» -роман А.Фадеева и одноимённый фильм. Рассказ о личности В.Фетина был бы неполным и даже ущербным, если бы я не упомянул такой многозначительный факт его биографии. Он – участник Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков. Вот такой иногда очень причудливой бывает история, когда отпрыск старинного и знатного дворянского немецкого рода сражается на стороне не вероятного, а реального противника. И побеждает…свои древние немецкие корни… на русской почве… Такова кино-голгофа Фетингофа.
Из рассказа «Сон о белых горах» В.Фетин взял историю двоих:Эли и Акима. Их сожительство поневоле на воле, которое что воля, что неволя. По ряду объективных причин понятие «сожительство» у нас из бытовых пересудов прочно перекочевало в сводки милицейских-полицейских протоколов и от этого из высокого стало низким, даже негативным и отрицательным значением. Не будем сейчас углубляться в этимологию данного слова и понятия, тем более в дискуссию на тему:хорошо это или плохо. Мне бы просто хотелось вернуть ему первоначальное исконное значение, о котором многие и не догадываются. Сожительство. Сожители. Со-жители. Небо-жители. Житиё святых. Жизнь.…Общежитие…Женское общежитие. Мужское общежитие. Смешанное общежитие.Таким образом, как относиться к со-жительству героев «Таёжной повести»?Как к небо-жителям Адаму и Еве или как к современным со-жителям Адаму и Еве-Акиму и Эле. От этого будет зависеть наше отношение к художественному творению и понимание его истинной внутренней сути. И писатель В.Астафьев, и кинорежиссёр В.Фетин недвусмысленно предлагают нам относиться к ним как к современным Адаму и Еве. Они-первичное начальное звено исторической человеческой цепочки. Они - первичная ячейка общества. И человеческого. И гражданского. Они –первичная ячейка народа. И женского. И мужского. Они –первичная ячейка людей:мужчин и женщин. Мужиков и баб. Мужей и жён. Вспомните, какое самое первое слово произвольно вырвалось из уст Акима, когда он увидел Элю –Ба-а-ба! Обратите внимание, не девка, а баба! Не женщина, а баба!..
В истории искусства немало примеров, когда под его «микроскоп» попадает и детально исследуется именно это «первичное звено», именно эта ячейка, именно этот «кирпичик» мироздания, чтобы лучше понять само общество и механизм его действия. Само мироздание и механизм его действия. Возьмём для примера рассказ Б.Лавренёва «Сорок первый», который впоследствии творчески экранизировал Г.Чухрай. Блистательно исполнили свои роли О.Стриженов и И. Извицкая. Кстати, очень важно обратить внимание на амплуа О.Стриженова –классические герои, в том числе белогвардейские офицеры. Б.Лавренёв уединяет двоих на острове по аналогии с Робинзоном Крузо. В.Астафьев «заточает» двоих в охотничьем домике белой сибирской тайги. У Лавренёва Он –пленный белый царский офицер. Она-боец Красной армии. Противостояние белого и красного цветов. Тем не менее Они- представители одной страны России, но принадлежат к разным социальным слоям, классам, которые находятся в состоянии гражданской войны, классовой борьбы. Сегодня мы знаем, что победу в этой мировой исторической схватке одержали социальный слой и класс, к которым принадлежит Она. У Астафьева пара/обратите внимание, через весь его рассказ и фильм Фетина рефреном проходит слово «пана»/ бесклассовая, но уже Он бескультурный, а Она культурная. Герои поменялись социальными ролями и местами. И «пленницей» белой тайги уже стала Она, а Он-хозяин белой тайги. И Он сопровождал Её до места назначения, защищая от гибели, которую приготовила Хозяйка тайги. Но так же в обоих рассказах Он-Робинзон Крузо, а Она- Пятница. А робинзонада их одиссея. Эти литературные роли у литературных героев не поменялись. Правда, у Астафьева Они получили дополнительные классические литературные роли. Она-Стрекоза. Он - Муравей. Здесь уместно вспомнить художественный фильм «Стрекоза», рассказ А.П.Чехова и одноимённую его экранизацию «Попрыгунья».Вечная проблема земли и неба, землян /читай- сожителей/ и небожителей. Достаточно вспомнить, куда устремил свой взор умирающий на поле битвы А.Болконский.
В рассказе «Сорок первый» Он погибает. И погибает именно от Её пули. И Он – сорок первый на Её счету убитых.Убиенный островной пленник. Она до конца исполнила свой революционный долг, данный революционной большевистской идее. Революционная большевистская идея для Неё превыше любви. Она как бы мать-родина наказывает предавшего её родного сына, который так и не стал на Её сторону в годы Великой Октябрьской Социалистической революции, а продолжал по инерции, по привычке бездумно и тупо служить царю-батюшке-государю. Российский царь-император лукавил, когда утверждал, что у России только два союзника-армия и флот. Они – союзники и прислужники только белого или красного царя, а не российского простого народа от сохи и от станка. И это они доказали, когда сражались с собственным народом вместе с антантой и бандитами в годы так называемой гражданской войны. Это они доказали и в Новочеркасске, куда на расправу с собственным народом их отправил уже генсекрецарь, но по сути тот же- царь. Красный царь. Царь Борис отправил как бы народную армию на Кавказ. В Чечню. До этого другой красный грузинский царь создал как бы для врагов народа Архипелаг ГУЛАГ, но это уже другая Таёжная сибирская повесть. Как и историческая сибирская таёжная повесть, которую писали декабристы и декабристки. Таёжному сибирскому цирюльнику было всё равно кого брить, стричь , подстригать, подрезать…Для него что люди, что деревья…Об этом другие Таёжные романы …Вечный зов…Сибириада…Сказы Павла Бажова…Печки-лавочки…На Руси всегда танцевали от печки… Кстати, сравнивал людей с деревьями И.С.Тургенев в лице своего главного героя Е.В.Базарова. А вот как об этом пишет сам В.П.Астафьев: «…пока не подойдёт пора близким тебе людям падать, как падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжёлым хрустом и долгим выдохом»…
А сегодня уже другой красный царь Порошенко отправляет армию против собственного же народа на Юго-Восток Украины. История возвращается на круги своя…
Зачем художникам искусственно волшебной силой искусства по-живому вырывать из общества, из цивилизации и держать длительное время в заточении суровой девственной сибирской природы Снежной королевы, снежного безмолвия именно москвичку? Постоянно подвергать её жизнь смертельным испытаниям? Особенно девушку по имени Эля, которая, по словам того же Акима, была для него «прицепом».Словом, обузой да к тому же ещё оставленной Акиму в наследство, в наказание «вольным человеком» ,его врагом, антиподом. И такой обузой, что Акиму приходилось даже делать очень серьёзный выбор:или Эля ,или производственный план. А кто жил в советское время, тот прекрасно помнит, что такое производственный план и что грозит за срыв его выполнения. Не случайно даже в ходу в то время была такая партийно-государственная формула:план-закон. А закон шутить не любит. Аким выбрал Элю, тем самым сразу противопоставил себя и государству, и обществу. В военное время за такие вольности грозил –расстрел! За государственное преступление, за государственную измену. Такое поведение героев в литературе и в кино коренным образом противоречило социалистическому реализму. Советскому коллективному образу жизни. А здесь никакого тебе влияния и роли коллектива, никакой направляющей и руководящей роли партии. Никакой революционной идеи. Идейности. Идеологизированности. Политического и экономического мировоззрения. Только двое:Он и Она наедине с дикой и суровой природой по имени Тайга. Мужчина и Женщина наедине с дикой и суровой природой по имени Тайга. Друзья они или враги тайги? Природа, которая «покорилась» капиталистическому и социалистическому обществу, которую заставили работать на людей с помощью революционных идей, но природа никак не хочет покоряться двоим, оторванным от социалистического общества, от его цивилизованных благ и оставшихся с ней один на один. Первым в поединке с природой по имени Тайга пал Герцев, который превосходил Акима во всём и был даже «вольным человеком» как вольный ветер. Второй жертвой природы по имени Тайга должна была стать Эля. Тогда к чему была вся её хвалённая цивилизованность и образованность, которой она так любила гордиться и щеголять перед Акимом? Но не перед природой, которая в любую минуту и даже секунду может стереть с лица земли не только города, страны, но и целые цивилизации со всеми их науками и искусством. А человек для неё вообще песчинка. Следовательно, чтобы хоть как-то противостоять дикой и стихийной природе прежде всего нужно объединяться в общежитие. Двое –Он и Она-первое звено этого общежития и целой исторической человеческой цепочки. Не будет их, не будет и самой цепочки. Как всё на самом деле, оказывается, по-арифметически очень просто и точно! Если только задуматься! Вдуматься!..
Писатель В.П.Астафьев отправляет в силу Вечного зова в сибирскую тайгу именно москвичку. Авторы фильма «Карьера Димы Горина» отправляют в сибирскую суровую тайгу на испытание, на закалку тоже жителя столицы, но на этот раз уже москвича-финансиста Диму Горина. И тоже на идейно-трудовое перевоспитание, на перековку, чтобы сделать из законченного эгоиста, испорченного цивилизацией, разбалованного социалистическим государством и уродливым женским воспитанием родной тёти члена здорового трудового коллектива- комсомольско-молодёжной коммуны. Поводом поездки в тайгу для Димы стала его профессиональная ошибка в результате своей излишней самонадеянности. Эля отправилась в тайгу искать родного отца. Папу. Девочка ищет отца, который вынужден был сбежать от её родной мамы хоть к чёрту на рога. Эля оказалась достойной своей своенравной мамочки, поглощенной литературой. Дочки-матери. Отцы и дети.
Историческая связка:Москва-сибирская тайга характерна как для русской советской действительности, так и русского советского искусства. Естественно, не мог обойти её и классик нашей советской литературы, главный редактор «Нового мира» А.Т.Твардовский. Об этом его поэма «За далью-даль».Что в основе связки:Москва –сибирская тайга? У Москвы есть два исторических памятника:царь-пушка державная, царь-колокол московский. У России в целом в Забайкалье, на Алтае есть третий исторический памятник – таёжная царь-рыба. Она как бы своеобразный указатель в средневековые бестиарии. Нарушил эту традиционную связку автор фильма «Любовь и голуби» В.Меньшов. Он приехал из Москвы в Карелию, в Медвежку, чтобы снять здесь…зелёную сибирскую суровую тайгу. В искусстве такое возможно, тем более в искусстве кино, которое так славится своим оптическим обманом и фокусом. Но режиссёр не погрешил против истины, жизни, ибо Карелия, Олонецкая губерния –это «подстоличная сибирь». Но это опять уже другая новая Таёжная повесть. Она полностью созвучна с народной книгой Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», главный герой которой каменотёс –олончанин…
Можно формально прожить всю жизнь с человеком, но так и не узнать, не понять до конца, а кто же был рядом с тобой. Что за человек? И Человек ли? Кому ты доверял самую главную ценность – жизнь. И легко можно пройти мимо и не заметить в пёстрой и нарядной толпе того, кому ты может будешь обязан жизнью. И только от тебя самого зависит твой правильный и единственный выбор. И как сапёр ты не можешь и не должен ошибиться. Разве обратила бы своё внимание студентка Эля в шумной московской разноликой толпе на Акима? Разве бы заметила она его? Разве бы остановила она на нём свой выбор? Нет, лично сама она выбрала именно Георгия Герцева. И даже не Герцева, а себя увидела в нём.Как отражение в зеркале. Но отражение оказалось кривым и уродливым. И такой ошибочный выбор едва не стоил ей жизни, если бы не другой совсем мало приметный ,не яркий, не броский, но зато действительно настоящий истинный герой – Аким. Очень дорого она могла бы заплатить за этот бездумный и случайный выбор. Но неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Да! Тайга закаляет сталь. Но тайга не облагораживает. Не возвышает чувства, души и сердца. Не одухотворяет. У тайги есть красота, но мир спасёт этика. Эстетика. Художественное мышление…
Свидетельство о публикации №215042101313