Песни зареченских зорь
Село Заворонежское Староюрьевского района (именуемое в народе Зареченским) образовалось в 1863 году, если можно так выразиться, вынужденным порядком. А случилось это так.
Существующее с 1648 года на восточном берегу реки село Чурюково сгорело: кто-то на краю села высыпал горячую золу, и пламя, раздуваемое порывами северного ветра, испепелило дома сельчан. На сходе жителей было принято решение: переселить треть населения на западный берег реки. Возникает вопрос: почему же не отстроить всё заново, ведь желающих переселяться не было. Все дело в том, что под предлогом пожарной безопасности (дома будут находиться друг от друга на большем расстоянии) стремились расширить усадьбы. Богатые остались на прежнем месте, а беднота с пожитками и скарбом потянулась в низину, на необжитое место, на нераспаханное поле, где преобладали болота да в густых хвойно-лиственных лесах водились дикие звери. Так в 1863 году из села Чурюкова переселилось 180 дворов с населением 1545 человек.
Со временем после землянок отстроили дома-пятистенки. Жили большими семьями до 25 человек. Работали от зари до зари — мужчины в поле, женщины по дому. Спали на полу, расстелив солому, затем ею же отапливались. Занимались ремеслом — как и в любой другой деревне, были свои ремесленники: валяльщики, портные, сапожники, не говоря уже о том, что лапти плели в каждом доме. Если были средства, то к большим церковным праздникам (Троице, Вознесению, Успению и так далее) крестьяне приобретали одежду, в основном для девочек. Порой для заработка матери продавали свои волосы… Коренная жительница села В. Осипова рассказывает, что её мама, чтобы “купить Благословение” (имеется в виду венчальную икону), продала свои волосы за три рубля.
Но время идёт. Земля с годами, как и человек, старится. Полноводная река обмельчала, леса нет и в помине. Однако заросли осокоря и ивы озеленяют село летом.
Летом оживает и жизнь в селе. Наезжают к дедам дети с внуками. Внуки — это уже “городское" поколение. Они выросли в городе. Но корни их здесь, откуда родом предки. Вот и съезжаются они к своим истокам. Вечером на просёлочной дороге, ведущей в клуб, зазвучат вдруг подростковые голоса, раскатится смех от рассказанного кем-то анекдота. А потом вдруг замолкнут, и зазвучит нежданно-негаданно песня: “Поле, русское по-о-ле! Светит луна или падает снег..."
Мелькнёт мысль: “Откуда это у молодёжи?.. Ведь это уже коренные горожане, там они поют другие песни; а здесь вдруг — “Русское поле!” Но тихой летней звёздной ночью просторы малой родины распахивают души настежь. Восстаёт в генах, в крови зов предков: “Все вы родом отсюда, и родина ваша здесь, здесь ваши истоки!” Ведь родина — это не только берёзки и ширь полей — это ещё и люди, которые жили, трудились на этой земле. Отсюда уходили на фронт, и не все вернулись...
На этой малой родине родились и выросли Алексей Ильич Зверев — бывший министр лесного хозяйства РСФСР; Николай Гаврилович Чернышов — бывший председатель облпотребсоюза; Николай Иванович Зверев — воин-интернационалист, два года прослуживший в Афганистане; Александр Иванович Кобин — Герой России, погибший в Чечне.
“Мельчает” с годами село, от 1545 человек, переселившихся в необжитое место, осталось менее трёхсот. Многие дома пустуют, рушатся. Под осень уедут дети и внучата в город. Займётся вечерняя заря над селом, заалеют церковные купола, выгнутым отражением листовой стали бросая багрянец на блёклую траву. И протяжно откуда-то с конца села зазвучит немолодой, надтреснутый голос: "Кругом осталась я одна!" Летит песня в ширь полей, поднимается высоко в небо. Летит песня зоревая, багряная, пытаясь долететь до душ и сердец дорогих людей: “Возвращайтесь на родину, не забывайте её, не забывайте нас”. Летит песня, летит...
Свидетельство о публикации №215042101567