Тропинки детства, или как научить себя

Сентябрь. Я снова в Таллинне, с которым связаны милые сердцу воспоминания, где получены и приняты многие уроки, экзаменатором которых стала в последствие сама жизнь.

Мой город. Душе человека очень дорого бывать в местах детства. Там она укрепляется, исцеляется от повседневной суеты, окунаясь в мир света и любви.

Иду вдоль залива, вдыхаю запах моря и камыша, подхожу к лесопарку, который в народе называют «Штромка».  Здесь среди сосен –  коврики вересковых полянок, под ногами причудливо изгибаются, вздымаются из-под земли сосновые корни.

В советские годы на Штромке был основан замечательный спортивный городок. Это сегодня в модных фитнес центрах к услугам горожан – ультрасовременные тренажёры, а те, в лесу были сделаны из обычных деревянных брёвен. Но нам – детям это очень нравилось. Да и не только детям. По вечерам много людей приходило сюда и мышцы подкачать, и пробежаться, вдыхая лесной воздух среди вековых деревьев. Вместо современной искусственности – природная гармония.

Я иду по тропинке. И вдруг замечаю, что на деревьях, как и прежде, есть цветная разметка – где-то красные, а где-то жёлтые полосы. Этими полосками отмечался километраж дистанций. В Эстонии спорт всегда был и остаётся популярным. А тропинка вдруг напомнила мой собственный опыт, мою борьбу и маленькую победу.

В детстве я была заядлой спортсменкой. Фигурное катание, художественная гимнастика. Всё такое женственное. Но вот, в четвёртом классе вдруг выяснилось, что я как-то совершенно не могу быстро и, тем паче, продолжительно бегать. – Непорядок! Хоть в ту пору мне и было лет десять, но характер уже тогда  отличался чрезвычайной требовательностью к себе. Решение созрело быстро. Несмотря на загруженность (школа, уроки, гимнастика, шахматы и куча прочих увлечений), я стала ежедневно выкраивать время для тренировок и в любую погоду спешила на Штромку.   

Мысли сагитировать подруг, чтобы поддержать моё начинание, не было. Преодоление себя – дело личное, концентрация и спор с обстоятельствами. Я стала самостоятельно «учить себя бегать». 

Шаг за шагом. Ты и тропинка. Слышишь, как стучит сердце. Бег в определённом тобою ритме.

Лишь сосны были свидетелями моей борьбы с усталостью, со слабостью. И вот что удивительно – никакого уныния. Я сразу откуда-то знала, что у меня всё получится! Помню коряги-корни, ползущие по тропинке, через которые приходилось перескакивать, сбивая дыхание, помню боль в мышцах…

Интересно вспоминать себя «маленькую». Как-то очень рано я начала ставить цели и их добиваться. Причём, результатами не гордилась и даже не соображала, что надо «повоображать».  После очередной маленькой победы в поле зрения сразу появлялось что-то новое, интересное, пока не достигнутое.

Так, к примеру, в детском саду один мальчишка Лёшка хорошо рисовал лошадей. Я тоже, в принципе, рисовала для дошколёнка сносно, даже выставки рисунков для подруг дома устраивала, но вот с лошадками у меня не складывалось. И решила я наконец-то разобраться, что это за зверь такой! Сегодня хоть пособие издавай – «Краткий курс обучения рисованию парнокопытных».

Научилась я их изображать как в сказке – за три дня. И технологию свою изобрела. Вначале набрала книжек, где были иллюстрации с «коняшками», вырезала несколько фигурок и принялась обводить. Потом, когда рука привыкла, стала смотреть на картинку и старалась повторить изображение. Билась с этим три вечера. Разумеется, моё книжное варварство родители не одобрили, но рисовать лошадок с тех пор я умею.

Мы с детства осваиваем окружающее нас пространство. Мой мир постоянно звал к находкам и открытиям, к отгадкам загадок, к решению заковыристых задач и победам в первую очередь над своими неумениями, слабостью, робостью. Та моя лесная тропинка на Штромке действительно научила меня бегать, помогла ощутить свободу, радость движения.

Позже я стала даже побеждать на соревнованиях. Мой учитель физкультуры однажды сказал: «Ты – настоящий борец»!  – и направил в городскую секцию по лёгкой атлетике. 

Все годы храню тёплую память о моём тренере Людмиле Павловне Агарковой. При мыслях о ней в сердце звучат строки известной песни о спорте: «Да разве сердце позабудет все тех, кто хочет нам добра»?

Нет, сердце не позабудет. Не позабудет ни тренеров, ни друзей из команды. Но очень многое для становления характера – для воспитания воли и целеустремлённости, а, следовательно, и справедливого отношения к окружающим людям,  понимания значения их труда,  зависит от нас самих. Зависит от тех лесных тропинок, на которых мы учимся преодолевать себя, и преодолеваем сокровенно и радостно.

Только сосны и вереск оберегают эти победы, чтобы потом отпустить нас во взрослую жизнь с багажом  мудрости пройденных уроков.


Рецензии