Жуткое очарование мистики

Глава из повести "Бунин и другие"


20 марта 1929 года В.Н. пишет: «Зашла вечером к Мережковским. У них Адамович – готовятся к «Зелёной лампе», которая будет в понедельник…Нужно взять (тему) «Гоголь и христианство», почему Гоголь «не вместился в христианство»? А м.б. в церковь? – «Он попал в щель между церковью и христианством. Он самый мрачный писатель. От него пошёл нигилизм. Он сам – хаос».

Не всё понятно в их рассуждениях, но, действительно, Гоголя не назовёшь весёлым писателем. Рассказы «Страшная месть» и «Вий» я читал в ранней юности, и до сих пор помню «мурашки по спине», которые я испытал.

Для тех, кто хочет в полной мере испробовать это жуткое очарование, даю совет: читайте Гоголя в одиночестве и трезвым (обязательно!), и только ночью, в тишине и желательно при свете свечи, чтобы полутьма вокруг вас немного шевелилась от колыхания пламени.

Страшно будет! И даже интересно. Американские «ужастики» с кровавыми пучеглазыми вампирами покажутся вам тупыми детскими сказками для возраста (5+).

 Ну, это я так – немного сокровенным поделился с читателем.

26.03.1929 г. (В.Н. Бунина): «Вечером пошла к З.Н. (Гиппиус). Думала никого не будет, но Манухина (близкая подруга З.Н.) пришла…Разговор о Розанове (философ, писатель). М. принесла «Тёмный лик», только что прочла. – Розанов, по-моему, возрожденец. Христа не понимает, как русские крестьяне. Он слишком любит плоть и всё через неё…». «Я согласна, что начало 20 в. в России было веком Возрождения».

Розанова не читал, ничего не могу сказать. Дамам виднее. Я тоже с ними согласен, что начало 20 века в России было веком Возрождения. «Серебряным веком» назвал это время философ Николай Бердяев, но есть ещё претенденты на авторство термина – Николай Оцуп и Сергей Маковский, поэты и критики. Что нам до этого суетного авторства? Главное, что в эти годы высоко поднялась русская поэзия и проза. Вот уж поистине – «серебряный век», который взлетел выше «века золотого». И думаю, что я не один так думаю.

29.06.1929 г. (В.Н.): «Сейчас прочла в «Пути» – «Мистика» Райнера Марии Рильке и восхитилась Рильке. Я совсем не знала его…».

Я тоже не знаю Рильке и нисколько не огорчён этим незнанием. И, как вы понимаете, не восхищаюсь немецким поэтом. Нельзя восхищаться тем, кого не знаешь. Знаю только, что он – немецкий поэт конца XIX начала XX века.

 Из Википедии узнаём, что одной из двух любимых им книг он назвал Библию. Уже за это одно я уважаю его. Среди основных его произведений есть поэтические сборники, где чётко проявляется библейская тематика, и это, видимо, имеет в виду В.Н. под термином «Мистика». Предлагаю для ясности разобраться с мистикой.

В БТС Ушакова находим:
«Мистика (от греч. mystikos – таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с так наз. потусторонним миром…2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое…».

Здесь мы имеем тот самый печальный случай, когда атеисты (составители словаря) пытаются нам дать понимание религиозной веры, и при этом сами же признаются, что это есть «нечто загадочное, непонятное, необъяснимое…». Ну, да ладно, примем во внимание их искренность – они же хотели как лучше…


«Потусторонний мир» – это выражение сугубо атеистическое. Есть и другие определения: метафизика, параллельный мир, паранормальные явления, уфологические объекты, дьявольщина, чертовщина, и наше русское «хрен знает что». Хрен-то знает, это овощ острый и шибко эрудированный, но и нам тоже полезно будет знать.


Обратимся к Библии – самому авторитетному источнику Знания. Кто читает Священное Писание серьёзно и постоянно, тот заметил, как часто на страницах Библии встречается слово «дух» и производные от него. Приведу всего лишь два примера:

1. «Бог есть Дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:24).

2.«Есть тела небесные (духовные, невидимые для человека) и тела земные (плотские), но у небесных тел слава одна, а у земных другая» (1 Коринф. 15:40).

Кому непонятно, что духовное – это невидимое, а физическое – видимое и осязаемое, имеющее форму, цвет и запах? И если кто-то влезает в мистику, пытаясь разобраться в таинственном, и другим поведать то, что ему открылось, то возникают сомнения – открылось ли ему в действительности или привиделось? Бывают видения, сновидения и привидения, да и человек есть существо, склонное не только к фантазиям, но и к привычной лжи.

«Твоё Слово есть истина», – сказал Иисус Христос, обращаясь к Богу, Отцу своему. Не сказал Иисус: «Моё слово есть истина», а воздал славу Отцу. Это приведено в назидание тем, кто ошибочно считает, что Христос – это и есть Бог.

В переводе с греческого «Христос» означает «помазанник Божий», то есть назначенный царствовать над миром людей. С какой стати «святые отцы» назначают своих «помазанников божьих»? Разве можно рядом ставить Иисуса Христа и Николая II, бывшего российского царя? Запутались святоши и других запутали.

Много есть умников из прошлого, и из живущих ныне, полагающих, что высокое образование или учёное звание даёт им право игнорировать Священное Писание. «Бога нет», – говорят они. – «Это противоречит физическим законам».

Позвольте вопрос, господа умники-разумники: «А законы физические и космические откуда взялись?».

Вам была предоставлена возможность познать эти законы, но не вы их создали. А сколько ещё законов не открылось вам? Всё ваше научное знание – это капля из Океана Божьей Мудрости. А вы вознеслись в жалком вашем честолюбии. Понимание же простых вещей вам недоступно. Это не я говорю, это сказал 2000 лет тому назад Иисус Христос: «Отец, Господь неба и земли, славлю тебя перед всеми, за то, что ты скрыл это (истину) от мудрых и умных, и открыл младенцам» (Матфея 11:25).

Лукавый род человеческий!
Да-да, я помню…Я тоже из этого рода. Но от лукавства я с Божьей помощью почти избавился. Без Бога – никак.
;


Рецензии