Кологрив и иже с ним. Места силы...

Кологривский район Костромской области испокон притягивал к себе мистиков и, как снежный ком, катящийся с горы мифотворчества, обрастал легендами. Рассказано про эти места много, в том числе краеведом Владимиром Шпанченко, поэтому я не буду в очередной раз про Княжую пустынь – конечную цель всех паломников и геокешеров (про след ангела в разрушенном храме, липы, которые нужно грызть и родники, увешанные ленточками). Лично я не считаю Княжую местом силы. Чудесное, историческое, но не более. Тот, кто испытал токи, пробивающие всю твою сущность, когда стоишь на древнейших поклонных местах, не найдет в этом монастырском уголке ничего существенного для своей природы.
Про полчища гусей, оккупирующие время от времени поля рядом с Кологривом – тоже нет смысла. Наверное, только самый не интересующийся не слышал о гусиной столице. Этот бренд усерднейшим образом закреплен за Кологривом.
Еще одно из модных мистических направлений, в котором двигаются умы неоязычников и новоявленных краеведов – в Кологриве было главное капище Велеса, и следующая за этим расшифровка названия в стиле Кологрив – имя коня Бога Велеса. Фантазии на эту тему заставляют неоязычников проделывать приличный путь для совершения обряда в лесах Кологривской земли.
Наверное, ни одно место не обросло таким количеством сказок и легенд. Волосатые люди Андриан Евтихиев и Федор Попов - дети снежного человека! И снова неутомимые герои псевдонаучной организации по исследованию тайн «КОСМОПОИСК» кидаются в таинственные кологривские леса в поисках йети, которому повезло обосноваться в уникальной экосистеме коренных темнохвойных лесов Кологривского заповедника. Сразу вспоминается нашумевшая история о расстреле ОМОНом  отшельника по кличке Леший, мирно проживавшего в Кологривской тайге (в этом месте все дружно поругали власть).
Для коллекции можно приплести таинственные часы на стене Кологривского музея, которые все боятся завести, ибо проклятие гласит, что после этого ну непременно умрешь. Есть еще коммуна творческих интеллигентов, прочно обосновавшаяся в Шаблово – деревня, где жил гениальный художник, скульптор, писатель, учитель, целитель Ефим Честняков. Творческие личности оккупировали шабловские дома, превратив их в частные музеи (занимаются графоманством и лепят свистульки). Надо сказать, свистульки лепят по всей России. Любят в России свистульки. Вообще, я заметил, что при слове РОССИЯ, РУСЬ у любого черемиса, карела, славянина, мордвина, еврея, татарина, вепса, коми-пермяка… взгляд делается задумчиво-серьезным и одновременно гордым, хотя никто не знает, откуда взялось это СЛОВО. И еще, если спросить у любого черемиса, карела, славянина, мордвина, еврея, татарина, вепса, коми-пермяка: «Кто ты по национальности»? Он гордо, и не задумываясь, ответит: «Рррррусский»! Но при этом он не сможет объяснить: почему все рррруские такие разные?
Так же со времен подмены религий каждая колдунья уверена, что сила ей дана ни кем иным, как Иисусом, и показывая фокусы за умеренную плату, она творит божью волю. Сделаю коротенькое отступление по этому поводу, поскольку сразу припоминается один случай, произошедший со мной. Как-то я пришел понаблюдать за работой бабы Маши,              90-летней колдуньи и ясновидящей из г. Нерехта Костромской области. Она как раз при помощи магии с острыми предметами помогала мужику найти работу. Закончив манипуляции и забрав денежки, она проводила клиентов и уселась напротив меня: «Как дела?» Нормально, отвечаю. Я уже бывал у нее, но старушка так и не смогла меня запомнить и поэтому справлялась, что мне нужно. Я сказал, что ничего не нужно, а забежал проведать и принес цыпленка. Дело было на пасху. «А я все равно тебя «посмотрю» - сказала баба Маша, и не смотря на мои возражения, уставилась в меня тусклыми глазами. Постепенно улыбка сползла с ее лица и превратилась в печать ужаса. «Ты темный! Ты танцуешь с чертями! Зачем пожаловал ко мне в наш светлый праздник?! Забери, что принес! Отдайте ему, что он принес! Делаешь (на жаргоне колдунов – совершение магических обрядов) - делай, но зачем ко мне приходить?! Я светлая! Я лечила сына попа, и священник меня благословил! Правда, потом поп умер… уходи!» Я забрал цыпленка и ушел, вареная цыпа оказалась очень вкусной. Мы с женой кушали белое мясо под сырным соусом и вспоминали бабу Машу. Обида постепенно ушла. Это отступление я сделал к тому, что у современного русского человека любого рода деятельности все понимается через призму православия. Поскольку иного понимания вещей у него просто нет. Иная природа вещей – это «бесы».
Прошу прощения, что я мало рассказал о неканонизированном святом Честнякове. Наверное, те, кто достают землю из его могилы в Илешево, разводят в воде, пьют, носят у больного места… тоже уверены, что они нихуя не некромагией занимаются.
О тех же «церковных» ценностях думала и колдунья бабка Варя бог (Варвара Александровна Кудрявцева), когда отыскала в лесу у деревни Вонюх (где она жила) сильнейшее по энергетике место, которое сейчас так и называется «Зеленый храм». Если бы во время нашего посещения мольбища там можно было покамлать и понять, откуда идут столь сильные потоки энергии!.. Но, к сожалению, мы были не одни. Посреди полянки огромный крест, на пне икона.
Что заставляет людей молиться не в церкви, а в лесу, поклоняться огромному дереву посреди священной поляны? Кому можно молиться в лесу, когда кроме христианских святых, никого не знаешь? Сила осталась, а информации уже нет. Вот почему, когда люди, попавшие в беду, встречают таинственного путника, который волшебством выручает их из этой самой беды, они однозначно решают, что это Николай Чудотворец (при жизни гонитель язычников)… ведь похож же!!! Икону-то видели!
Говорят, богослужения на поляне иногда вел сам Ефим Честняков, но в основном его правая рука – Бабка Варя (женщина-шаман… женщина-священник). Варвара и Ефим подпитывались там той самой силой, что помогала им исцелять людей. Народу на лесное мольбище приходило предостаточно. Бабку Варю любили дети. Это они дали ей прозвище бог и еще кротиха, потому что она «укрощала» неспокойных детей и выводила болезненную щетину на их спинках (тут все снова вспомнили йети). Детишки шумной толпой бежали за ней каждый раз, когда она ходила на священный источник за водой, прозванный в последствии Варварин ключ. 
«Зеленый храм» был разрушен злыми людьми. Бабка Варя и ее ученики собрали иконки, которые в большом количестве валялись на земле после разорения мольбища, и пустили их по реке Унже, как бы принося жертву Богине воды.               
 Способен ли Кологрив свести с ума? Думаю да. Достаточно вспомнить всех этих странных людей, помешанных на всевозможных учениях, проходящих босиком по нескольку километров, всех этих свистульколепщиков. Вспомнить бывшего иванОвца, ныне известного затворника Леонида из того же Илешево, который много лет сидит в маленьком вонючем сарайчике и вообще никуда не выходит из-за того, что (как говорят местные) попы чем-то не угодили его фанатично верующей душе. Сидит и с каждым годом обрастает новыми легендами, как и сама гусиная столица со всеми этими йети, разрытыми могилами, лесами, гусями, свистульками и конем Велеса, беззаботно пасущимся на безбрежных просторах зеленого океана далекой сумасшедшей земли.


Рецензии