Знакомство с горными лыжами

- Сначала пешком. Вверх по склону, где-то до середины, - инструктор показывает на центр лягушатника, - так все начинают. Нужно склон почувствовать. Разогреться немного.
Затем он нам объясняет ещё раз как правильно на склоне пристегнуть лыжи и, придерживая за палочки, ставит нас по очереди в «плуг».
Плугом вниз. Чуть в разгон и остановка, разгон и остановка. Скорость кажется сумасшедшей. Через два спуска привыкаю.
Начинаем учить повороты. Вес тела нужно переносить с одной ноги на другую и разворачиваться. Поначалу это кажется невозможным, потому что вес нужно перенести на ту ногу, что выше по склону и при этом сделать нижней ногой разворот почти на сто восемьдесят градусов.
Первый поворот сравним с прыжком с парашютом. Страшно повернуть ногу на скорости. А скорость-то не большая, но, кажется, будто несёшься, словно Шумахер. Теперь в другую сторону. Хорошо. Теперь ещё парочку и склон закончился. Да, не высоко забрался, надо бы повыше, а то так будешь больше ходить, чем тренироваться.
После пары спусков от первой ловушки вспоминаю рекомендации Иришки, что плуг есть зло для настоящего лыжника и пробую ставить ноги параллельно друг другу.
На следующий день работаю с малым бугелем. После двадцати пяти спусков ощущение, что я уже умею кататься. Свободно вхожу в повороты, контролирую скорость. Даже несколько раз поднимаюсь пешком до второй ловушки и спускаюсь оттуда. Там склон покруче. Скорость уже выше.
Всё внимание сосредоточено в центре. Контроль центра тяжести. Слегка наклонившись вперёд, надавив голенями на языки жёстких пластиковых ботинок. В повороте приседания. Смотреть вперёд не ближе чем на два-три метра перед лыжами. Так легче контролировать траекторию движения.
И работа. Спуск похож на медитацию. Ум занят контролем тела на сто процентов. Следит за центром тяжести, поворачивает ноги, разговаривает сам с собой: «Вес тела вперёд! Не вались на задницу! К повороту! Поворот!!! Ноги увереннее ставь. Их у тебя только две! Выровняйся после поворота! Хорошо, поворот! Ноги параллельно!» - и так несколько часов подряд.
- У тебя уже хорошо получается, - говорит тренер. - Завтра поедем наверх, спущу тебя с Мира, покажу всю трассу!
Отлично! Завтра подъём на Мир!
Утром почти на первом вагончике едем наверх. Внутри набралось двадцать человек. Вагончик старый. На дверях потрескавшиеся стёкла. Через щели заходит холодный воздух. Тишина. Слышно только гудение каната и негромкие переговоры между собой желающих прокатиться вниз.
Пейзаж, который открывается перед нами, неповторим. Снежные вершины. Укатанная ратраками трасса. Склоны гор, распаханные фрирайдерами почти от самых макушек. Следы животных на снегу на склонах умопомрачительной крутизны.
Солнце сияющее, кажется, на весь мир. Облака где-то далеко внизу. Ниже поляны Азау. Поднимаемся на 3500м. Сразу ощущается разреженный и более холодный воздух. Подойдя к спуску видим обе вершины Эльбруса. Он величественно-снисходителен к нам – лыжникам и сноубордистам. Которые как муравьи копошатся на его склонах.
Простор вокруг залит синевой неба и играет белизной снега. Подчёркнут контрастами скальных выступов. Как игрушечные выглядят ловушки внизу, указатели, да и сами станции канатных дорог. Где-то вверху просматриваются бочки.
Становлюсь на лыжи и следом за Залимханом (так зовут инструктора) начинаю своё первый спуск. Страшно? Не то слово! И это при условии, что я люблю погонять на машине и на велосипеде. Прыгал (хоть и один раз всего лишь, но тем не менее) с парашютом. Походил по морям под парусом. Не в одиночку, но всё же, приходилось потерпеть страху в своё время. Но тут… Тут прям душа в пятки уходит, от сознания того, что туда вниз по этому крутому склону нужно съехать. А те лыжники, что поопытнее, съезжают по соседнему, который в два(!!! ), да в два раза круче!
Ну что-ж потихоньку частыми галсами спускаюсь за Залимом вниз. И мы едем по самому правому краю трассы, по верху. Слева виден маршрут под канаткой, маршрут, который ведёт на огромную как несколько стадионов площадь, а мы спускаемся по гребню. Справа Осетия! Слева просторы!
Залимхан ведёт очень аккуратно. Даёт отдохнуть. Отдышаться. Посмотреть по сторонам. Но вот интересное дело! Ум настроен учиться кататься. Настроен изучать трассу, поэтому красоту вокруг не замечает, а лишь делает некоторые заметки на полях, мол, круто!
Потом уже, лёжа в номере гостиницы, поедая нити копчёного сулугуни (в горах всегда вкусняшек хочется) вспоминаю эти красоты и наслаждаюсь слайдами воображения.
До Кругозора доехали минут за пятнадцать – двадцать. На Кругозоре остановились обменяться впечатлениями со встречавшей там нас моей женой Дашей. Она в тот день отдыхала от катаний, так как вчера травмировала колено. Поэтому каталась на вагончиках. Любовалась горами сверху. Постояли, пообщались минут пять, и покатили вниз. Она на вагончике, а мы своим ходом.
Спуск с Кругозора дался тяжелее. Во-первых, сама трасса более сложная. То есть требует более высокого уровня технической подготовки. А во вторых, так как солнце уже поднялось высоко, снег тут превратился в ледовую кашу. А местами уже стали пробиваться камни. Но минут за двадцать я всё-таки одолел и этот спуск. Получив вагон комментариев по разным местам трассы и дельных советов по технике спуска от моего инструктора.
Расплатившись и попрощавшись с Залимом, мы с Дарьей снова поехали наверх. Впереди было ещё много времени, абонементы были оплачены до конца дня, и желание кататься подогревалось удачным спуском с Мира на Азау.
Жена проводив меня с Мира, спустилась на канатке на Кругозор, а я поехал сам впервые на лыжах с высоты 3500м. Дух захватывало! Падал несколько раз. На развилке ушёл левее и попал на скоростной участок, который идёт под канаткой. Пришлось поработать ногами, чтобы гасить скорость. До Кругозора добрался без приключений. А вот следующий спуск был мне неплохим уроком. Наверх поехал после небольшого отдыха в кафе «Кругозор». Мы с Дашей взяли Тархун и хычины. Хычини вообще заслуживают отдельного рассказа, здесь упомяну, что в кафе «Три сестры» на поляне Азау они самые вкусные.
Спускаясь в этот раз с Мира, поехал большим кругом по всем стадионам. Делал длинные небыстрые траверсы, стараясь насладится чувством свободы, полёта и чего-то ещё вообще необъяснимого. А вот на выкате перед Кругозором расслабил своё внимание и не докрутил правый поворот, в результате чего вылетел прямо по центру обходного спуска метров на шесть вниз по крутому склону. Спуск этот сделали для тех, что уже хорошо катает, чтобы народ не толпился на Кругозоре и не создавал там опасных пробок. В общем, по этому склону легко и быстро народ обходит Кругозор и едет прямо на Азау. А я лежу прямо по центру. Сверху меня не видно. Средств связи с собой нет никаких. Сил на то, чтобы встать тоже нет, не говоря уже о том, чтобы ехать вниз. Да и спуск вниз в лучшем случае у меня займёт ещё минут тридцать – сорок, так как устал. А потом нужно ведь будет подняться на канатке до Кругозора, там ведь жена ждёт, которая ничего не подозревает. На это уйдет по примерным подсчётам около часа времени в лучшем случае. Такому раскладу я не улыбался. Оставалось только ползти наверх.
Состояние моё к тому моменту было неприятное. Я понял, что увлёкся эйфорией получившихся спусков и не обратил внимания на состояние мышц на ногах. А они забились. Забились прилично, потому и поворот не докрутил, потому и встать не мог на склоне. А склон там достаточно крутой. Градусов около сорока, наверное. В общем, я наметил себе целью ловушку, которая стояла прямо передо мной метрах в восьми, и решил двигаться к ней с постепенным набором высоты. Так я быстрее всего освобожу трассу и по сетке уже смогу подняться наверх. Нужно отдать должное двум людям. Один на сноуборде подкатил ко мне сразу после того как я улетел. Спросил, всё ли у меня в порядке. Я ответил, что всё нормально и он помчал пулей вниз. Потом через минуту подъехал ещё пожилой лыжник, тоже поинтересовался как у меня дела. Услышав в ответ, что я собираюсь выбраться наверх, он утвердительно кивнул и сказав: «Наверх выберешься», уехал вниз.
Минут десять мне понадобилось, чтобы проползти эти несчастные 10 метров по диагонали наверх по склону. Добравшись до верха я ещё минут две отдохнул и потихоньку поехал оставшиеся сто метров до Кругозора.
Жена очень удивилась, увидев мои круглые глаза, белую от снега бороду и полные снега карманы. Спросила: «У тебя всё в порядке?»
- У меня всё в порядке. Теперь. Едем вниз. Отдыхать. На сегодня всё. Я тут с трассы немножко вылетел.
Сели мы на новую канатку и поехали принимать душ, лопать хычины и пить тархун.
Нальчикский тархун как в детстве! Вкус просто волшебный! Хычины возвращают к жизни и хочется петь и плясать! Мы расположились на веранде второго этажа гостиницы «Вершина» и любовались заходящим за горы солнцем и спускающимися катальщиками. Небо сияло своей бесконечной синевой. И мы смеялись и улыбались друг другу просто от того что на душе было очень легко и свободно!
На следующий день я сделал только путь спусков с большого бугеля. И оказалось, что у меня травмировано колено. Боль появилась с нарастанием, и под конец уже больно было на него опираться. Поэтому о спуске с Мира речь уже не шла. Дарья продолжила тренировки в лягушатнике. И под конец дня всё-таки поборола свои страхи и начала сама спускаться. А на следующий день мы поехали домой. Ещё не зная, что заболели неизлечимой болезнью под названием горные лыжи и Эльбрус.

                Таганрог. Апрель 2015.


Рецензии
Дима, переходи на борд! Учиться в разі легче и травм коленей нет))))

Тамара Бабенчук   16.11.2015 10:36     Заявить о нарушении
Со временем возможно и попробую ))) Пока нравятся лыжи. По всем параметрам ))) Плюс я в некотором роде предпочитаю старые традиции.
С горы пешком или на лыжах, лодка - с парусом (никаких моторов).
Автомобиль в идеале трёх литровый турбодизель.
Ручка перьевая ))) ну и т.д. ))))

Малунин Дмитрий   16.11.2015 11:01   Заявить о нарушении
Не, ну про турбодизель даже не обсуждается))))) У меня тоже такое же)))
А борд - это песня. В остальном - я тоже приверженец классики

Тамара Бабенчук   17.11.2015 18:22   Заявить о нарушении