Как я писала тотальный диктант
«Я видел, как по Маркса… («Маркса» – это название проспекта. Мы с вами повторяли правило, вспоминайте: с большой или с маленькой буквы пишется?.. Вы не подумайте, я не по своей инициативе подсказываю – так автор указал в комментариях!) Итак… Я видел, как по Маркса неслись писать диктант – мерзлой весной, на исходе мартобря. Впереди, прокладывая путь между прижатыми к обочинам колесницами, угрюмыми прохожими и их суровыми собаками, подхваченная невесомостью редких снежинок, мчится, как на пожар, сумасшедшая мать: во впопыхах поглаженных джинсах, слегка откинув голову набок, с развевающимися, словно летящими отдельно локонами (в голове – ветер, в кармане – ручка); на ее лице уже играют отблески чьего-то вдохновения, вынуждающего плакать, но не от страха – от избытка чувств – прохожих и собак, разметавшихся врассыпную и замерших вполоборота. За нею – сын, он звонит в велосипедный звонок, и водитель медицинского фургона с багровеющим пунцово-алым лицом, роняя ему вслед «знать у бойкой-то мамаши ты бы мог только родиться», выключает сирену, пропуская отрока, сосредоточенно и будто торжественно кивающего головой на ухабах брусчатки, величественно плывущего мимо толпы, замершей на бурлящем перекрестке… И, косясь, постораниваются и дают ему дорогу другие народы и государства…»
Эх, тройка, птица-тройка!.. О, великий и могучий!.. О, сколько нам открытий чудных!.. О, любимый девиз дилетантки широкого профиля – многое можно сделать нахрапом!.. Особенно если ни от кого при этом не убудет. Дилетантка – это я. Здравствуйте! Русский язык для меня – это неутолимая любовь к до сих пор читаемым и перечитываемым «школьным» классикам, головная боль на тему успеваемости старшего сына и моя маленькая тайная мастерская. Но об этом – в другой раз. А сейчас – про один апрельский день, необычный не только затянувшейся аномально холодной погодой.
Итак, суббота. Если верить градуснику Гисметео – плюс шесть, на компьютерных часах – полтретьего. Жизнь окружена приборами… Муж уехал фотоохотиться, детсадовец ушел из реальности в он-лайн «Галилео», голодный гимназист вот-вот вернется из школы. Время смотреть почту. Но что это? Маячок в углу оптимистично-апельсинового Яндекса извещает о том, что вся страна через полчаса будет, оказывается, писать тотальный диктант! А что же наша любимая дилетантка – опять за бортом? Ну нет, не бывать этому! Вперед, штурмовать эту крепость нахрапом, и да придаст мне сил твердая уверенность в том, что «нахрапом», как и многое другое, интуитивно пишется слитно! (А голодный гимназист да сварит себе пельменей сам).
На часах мобильника без десяти три.
– Я бегу в библиотеку писать тотальный диктант. Ты нашел пельмени?
– Нет. А почему ты меня не взяла?!! – предъявил встречный иск сын.
– !!! – проорала я в трубку по поводу пельменей. – …Прости, тут все как-то так порывом вышло… – умягчив жар распирающего гнева, тут же попыталась я оправдаться, – …!!! – и снова не удержалась от нового пельменного упрека с назиданиями.
На часах холодного читального зала без пяти три.
– Руки в ноги – и пулей в библиотеку! – позвонив своему голодному ребенку, прокричала я шепотом, чтобы не сильно беспокоить сдержанную интеллигентную публику во главе с изысканной библиотекаршей. – Тут, оказывается, можно без предварительной регистрации!
– Не мать ты, а ехидна! – должен был, наверное, подумать в ответ наследник спонтанного генотипа, одновременно набрасывая куртку и выключая закипающую воду.
…Начало четвертого. Вежливые лица волонтеров, внимательный взгляд проводящей инструктаж библиотекарши. Она вся – олицетворение русской словесности: правильная, размеренная речь, чуть возвышенная, чуть снисходительная улыбка, элегантный шарф цвета кленового листа… Благородство и изюминка, достоинство и мягкий юмор, опыт и стиль.
Полушутливый видеоролик об исчезающих грамотных людях усиливает позитив мероприятия. Перемигиваемся с гимназистом на тему встреченных простеньких ошибок. Ну вот и автор, ну вот и текст… Боже, да тут, если верить интонации Евгения Германовича, после каждых двух-трех слов можно ставить запятые! А можно и не ставить… Вот он, ушат ледяной воды для много о себе возомнивших дилетантов!
…Та-ак, эскиз готов – поехали расплетать узлы орфографии и пунктуации. Про то, что Невский, оказывается, пишется с заглавной буквы, спасибо – напомнили. Брандмейстер, трубящий «как ангел Апокалипсиса» – это вам не «Ленин как зеркало русской революции», следовательно, быть перед «как» запятой. А все-таки удобная была памятка для советских грамотеев!
«Зарытые собаки» (пока что пекинес со шпицем) – «врассыпную» и «вполоборота». Ну тут, извините, как «на храпом» – раздельно писать смешно… Это нам, дилетантам, по плечу. Равно как одна буква «н» в слове без приставки «кованая», а также светская приставка «бес-» перед звонкими согласными. (Мы ведь не в церкви, где во всех случаях «без-», чтоб не упоминать рогатого…) Открывать и закрывать частые несчастные причастные-деепричастные обороты (кстати, нужны ли в этом каламбуре запятые?) – это мы тоже, слава Богу, научены. Слава также Людмиле Ивановне и Ольге Львовне!
А вообще, конечно, затее-ейник Е. Водолазкин, молоде-ец! Двоечников на этом тексте можно влет рубить и укладывать штабелями!
Теперь пошли бульдоги и сенбернары. «Невидимое» или «не видимое»? Что-то там когда-то было про пояснительные слова… А здесь как раз есть пояснение – «до поры». Только вот это правило для «не» – оно для прилагательных ли? Может для причастий? Вот ведь, капкан-то какой! Ы!!! Пятьдесят на пятьдесят – авось проскочим, а там – подучим… А гимназист-то, свеженаученный таким премудростям, здесь-то наверняка не застрял!..
«Из котла (?) пар (?) из трубы (?) дым». Рассуждаем: как можно написать «из ушей дым валит – из ноздрей пламя пышет»? Интуиция подсказывает, что подобное противопоставление пишется через тире. А тут как? Глаголов-то нет! Была – не была! Три тире в одной фразе ставить глупо. Ограничиваемся одним. (И проигрываем! Лучше бы вспомнила про «в голове – ветер»…)
«От того, что так величественно» – или «оттого»?.. Обратимся к классике – авось поможет: «От чего, от чего, от чего гармонь поет? – От того… Оттого…» Короче, никакого толку от того гармониста!..
Сквозящий из приоткрытой двери читального зала ветер «холодит былую рану» – расстановку запятых во всяких ловушках с союзом «и». Логика подсказывает, что мало ли какие однородные члены затесались между другими однородными членами… Они же не родственники друг другу, наречия с глаголами… «Держался торжественно и грустно (?) и не знал…». А не поставить ли все-таки тут ма-аленькую запятую – на всякий «пожарный»?
– Проверяйте-проверяйте! Мы не торопимся!.. Ничего что комендантский час наступает – ребенок же с родителем! – убеждают вежливые волонтеры…
…Утро, за окном – двадцать второе мартобря. Семь часов пятнадцать минут.
– Мам, у меня – три, у тебя – четыре! – радостно кричит гимназист, отпрянув от компьютера.
Ехидная мать тихо улыбается в одеяло: впредь будет отрок спорить, кто умнее! Ничего, подучим правила, подиктуем-попишем, что там в предыдущие разы народ писал. Оставим в будущем году «нахрап» с «авосем» дома – и одолеем! А то, конечно, хоть и тяжелый текст, хоть и удовлетворительно-хорошо на двоих вышло, но все-таки стыдно…
Стыдно дилетантке широкого профиля быть дилетанткой в русском языке: язык – не хобби. Это – инструмент. А еще – знак качества. А еще – удовольствие. Спасибо, Евгений Германович, за сочный, насыщенный отрывок, даже пародию на который писать – удовольствие!
И спасибо новосибирякам (или новосибирцам? новосибирчанам? новосибиржцам? Ы!!!) за очередной повод задуматься и поработать над собой! А дел-то, оказывается, много…
2015
Свидетельство о публикации №215042201511
И написан грамотно и легко, и со смыслом.
С ув.,
София Полянская 19.12.2016 19:25 Заявить о нарушении