Квартирантка

Говорят, не суди о книге по обложке. До сегодняшнего дня я никогда по-настоящему не задумывалась над смыслом этой фразы. Очевидно, не прочитав книгу, мы не можем узнать хорошая она или плохая, веселая  или грустная, цепляет за душу и заставляет доставать себя из полки, чтобы вновь погрузиться в удивительный мир нашего воображения или же заслуживает смирно стоять в уголке, собирая пыль  вместе с другими такими книгами, серыми, мрачными и скучными. В жизни всё точно так же. Мы не можем полностью изучить человека, не заглянув в глубины его души, не узнав, через что ему пришлось пройти, не поняв, что он чувствует, чем живет, чем дышит.

После того как умер дед, бабушка осталась одна в  большой трёхкомнатной квартире. Чтобы хоть как-то скрасить её одинокие вечера, я и мой двоюродный десятилетний братишка Руслан часто оставались у неё ночевать. Однажды, когда я вернулась домой с университета, мне открыла дверь незнакомая пожилая женщина примерно одного возраста с моей бабушкой. Она была очень маленького роста и издалека напоминала ребёнка-пятиклассника. Поздоровавшись со мной, она тихо ушла в спальню. Моей бабушки не было дома, был только Руслан. Он подошел ко мне и прошептал на ухо, что теперь она будет жить с нами. Никто не любит, когда вторгаются в его маленькое уютное пространство, меняют  привычную жизнь и заставляют приспосабливаться к новым условиям. Условиям делить квартиру с незнакомым человеком. Да, было время, когда моя бабушка сдавала комнату студенткам, но это совсем другое. С ними я дружила, с ними мы болтали по вечерам, обсуждали учебу в университете. Они мне не мешали, и я им тоже. Я не понимаю, почему с того самого дня, как эта пожилая женщина появилась в нашем доме, я ее не возлюбила. Меня раздражало, что по утрам она заходила в ванную в ту самую минуту, когда я хотела туда зайти. Что, когда я, торопясь в универ,  бегала из одной комнаты в другую, она попадалась мне под ноги. Что её старое потрёпанное пальто висело в прихожей рядом с моим. Что её кружка занимала место в шкафу, и я не могла втиснуть  туда свою кружку. Что наш  древний холодильник периода динозавров был наполовину заполнен её едой. Но больше всего меня раздражали зажатость и забитость этой старой женщины. Она хорошо общалась с моей бабушкой, они смотрели вместе телевизор, читали молитвы, но она никогда не выходила пить с нами чай, объясняя это тем, что не хочет притеснять ни меня, ни братишку.

Однажды, в один из тех вечеров, когда старенькие бабушки любят предаваться воспоминаниям и рассказывать истории из своей нескучной жизни внукам, я и моя бабушка сидели и болтали о её веселых молодых годах. Закончив рассказ,  она пошла спать, а я под впечатлением долго не могла заснуть. Вдруг я услышала шум в соседней комнате, в той самой, где жила наша квартирантка. Я не сразу смогла разобрать, что это было. Только прислушавшись, я поняла:  из комнаты доносился тихий горький плач. Плач, который невозможно скрыть и невозможно сдержать. Плач, когда слёзы льются потоком и их не остановить. Всё, что ты можешь делать - это лишь шмыгать носом и вздыхать, стараясь  всхлипывать, как можно тише. Я знаю этот плач, я тоже иногда так плачу.  В тот самый момент, во мне что-то перевернулось. Мне стало её жаль, ведь я совсем ничего не знаю:  ни кто она, ни почему она живет с нами. Я просто не приняла её с самого начала.

На следующий день, дождавшись, когда она уйдёт на рынок торговать валенками, я подошла к моей бабушке и расспросила про эту старушку.  Её история печальна и даже трагична. Её два сына живут в деревне. Старший сын живет вместе с женой и четырьмя детьми, это он привозит ей валенки для торговли. Как оказалось, места для неё в их доме нет. А младшему она нужна была, пока  материально помогала строить коттедж.  Как только коттедж был достроен, отношения с сыном и снохой сильно испортились, её выгнали из дома без единого гроша. Выгнали старую бедную женщину, которая потратила свою молодость и здоровье на их воспитание, поставила на ноги и обеспечила жильём. Неужели в огромном коттедже не нашлось места для маленького хрупкого существа? Зачем они лишают её нормальной человеческой старости? Почему ей приходится жить с абсолютно чужими людьми и наблюдать за отношениями бабушки и внуков со стороны? Почему мы, дети, не можем обеспечить наших родителей той же теплотой, заботой и любовью, которую они нам дарили на протяжении всех лет своей жизни? Я не знаю, сколько еще проживет эта бабушка, но ей осталось не так уж много. Каждый день, плача от горя, она сокращает свою жизнь еще на несколько деньков.  Она не инвалид, не глухая и не слепая, за ней особого ухода не надо, она уходит на рынок утром и возвращается вечером.  Она как серая мышь, ее не видно и не слышно.  Мышь, забившаяся в норке, тихо грызущая свой сыр, лишь по ночам слегка шуршащая от горя и одиночества.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.