Глава 1. Лагерь в бескрайней степи

Продолжение. Начало здесь: http://www.proza.ru/2015/04/22/1048

      С борта вертолета южносуданская земля представляет собой мрачноватое зрелище. В сухой сезон безжалостное солнце равнодушно выжигает землю. Листья опадают, кажется, что деревья умерли от повседневной сорокаградусной жары. Трава жухнет, добавляя повсеместно белесо-пыльный цвет в бескрайний, унылый пейзаж.
      От случайно брошенной спички, а может быть, от умышленных поджогов, суданская степь начинает гореть. Пламя медленно бежит по земле, находит для себя новую и новую пищу. Огромные, черные проплешины виднеются с воздуха на многие десятки километров.
      Помимо постоянной пыли, висящей в воздухе, добавляется устойчивый запах гари. Кто помнит жаркое лето 2010 года в центральной части России, тому легче представить себе всю специфику сухого сезона в Южном Судане. Длится он примерно с ноября по апрель, когда безумную засуху сменяют долгожданные ливневые дожди.
      Тем не менее, даже в такой выжженной степи тоже теплится жизнь. Вот наша «вертушка» начинает делать круг над точкой, и ты наблюдаешь признаки человеческого жилья. Это один из полевых лагерей миротворческой миссии ООН. Рядками стоят балки – жилые контейнеры, солдатские многоместные палатки, гражданская и военная техника. Чуть поодаль вышка связи, тарелки антенн. Многотонные емкости для воды. По периметру лагеря трехметровая стена с забутовкой из камня внутри. Поверху брошена колючая проволока.
      Так реально представить моему читателю полевой лагерь Акоба, где разворачиваются события данной повести. Хотя, вместо него с тем же успехом можно рассказать о жизни «братьев – близнецов» где-то в Мелуте, Боре, Бентью… Не столь то важно в минувшей трагедии.
      Лагеря символизируют присутствие администрации ООН на пост-конфликтной территории Южного Судана.
- Почему только «символизируют»? – спросит иной читатель. – Разве «голубые каски» не защищают аборигенов от враждующих сторон?
      Больная тема. Мандат каждой миротворческой миссии носит вполне конкретный характер. Например, в суданской он включает в себя четыре положения, определяющие действия миротворцев: наблюдение, консультирование, тренинг – подготовка местных кадров, гуманитарные функции помощи беженцам. Все.
      Считается, власть в стране есть, она действует на вполне легитимной основе, а потому ей нужно помогать лишь в том случае, когда она сама попросит. Может быть.
      Соответственно, полевые лагеря ООН в миссии ведут довольно специфический образ жизни. Голубые каски, по сути дела, охраняют сами себя и гражданский персонал. Солдаты несут службу на вышках и на контрольно-пропускном пункте у ворот, обеспечивая пропускной режим. На их плечи ложится работа по инженерному обустройству городка. За его пределы они выезжают довольно редко, особенно когда ситуация обостряется и аборигены продолжают застарелую вражду.
      Конечно, полевые лагеря очень разные. Те, что построены давно, более комфортны. Там есть все, что требуется для жизни: вода из скважины, электричество от дизель-генератора. В жилищах установлены кондиционеры. Внутри периметра разбиты площадки для спортивных игр. Но так служивым живется лишь в относительно спокойных районах Южного Судана.
      Чем ближе зона смешанного проживания племен, тем более спартанский быт ведет миротворческое подразделение. Вода уже привозная, палатки, никаких балков. В случае обострения боевых действий надо быстро собраться и быть готовым к эвакуации. А вы как думали? Никто здесь геройствовать не собирается, вставая живым щитом между враждующими сторонами.
       Есть еще причины чисто технического характера в умеренном поведении миротворцев, но о них расскажем позже по ходу повествования.
На фото: Типичный лагерь ООНовцев, сфотографировано с борта вертолета.

Продолжение следует.http://www.proza.ru/2015/04/23/632


Рецензии
Привозная вода - что может быть хуже. Хотя может - когда ее совсем не привозят. И в этих условиях миротворцам ещё шеи свои подставлять? Берегите себя, ребята.

Мать Моржиха   30.08.2015 08:37     Заявить о нарушении
Добрый день,
В такие командировки люди едут добровольно, насильно никто не гонит.
Так что тяготы и лишения миротворческой службы становятся ожидаемыми и в принципе, привычно-преодолимыми...

Маркус Норман   30.08.2015 13:20   Заявить о нарушении