Раскадровка Рериха. Наги, как наги, как змеи

На чердаке старого дома деда хранились сваленные в деревянный сундук к металлическими пластинами для замка истрепанные книжки без твердых обложек. Можно было потихоньку выбрать какую и, спустившись в переднюю, читать запоем день и ночь. По году г.-моему, мне удалось прочесть все.

Почему у книг было столь странное место хранения в детстве не интересовало: детям интересно совсем другое. Но теперь я бы дорого дала вернуть те книжки. Не из-за ностальгии - чтобы понять философию дня сегодняшнего, когда из многих доступных знаний, хочется остановиться на своём.

Картина Николая Рериха "Нагарджуна - победитель Змея видит знамение на озере Владыки Нагов". Разумеется, мне известно что истинные русские мыслители, допустим Трехлебов, заклеймили позором Рериха, как агента каких-то там враждебных русском этносу Хозяев Планеты. Но с шести лет мне  так же известно из тех чердачных книжек из сундука, что Наги - это легендарные персонажи русских народных сказок.   

Кто прав Рерих или Трехлебов - в том ли вопрос. Естественно будь он поставлен, то выбор пал бы на детские впечатления. Душа знает про нас больше, чем нам кажется. А если бы Наги не попали на чердак? Могли ли они быть пропущены мимо ушей?

Тринадцатиголовый Наг возвышается над пиком, встающим из горного озера. Так его представляет нам Рерих. На берегу сидит воин-философ, победивший змея, и похоже мысленно общается с монстром. Сказание о Нагарджуне и Наге Рерих перенёс на полотно в  1924 году. Моя детская книжка не сохранила год издания, потому сопоставить по датам знания Рериха и неизвестного издателя невозможно. Зато, как видно, есть возможность сопоставить Нагов.

В детской сказке Наг был не Змей, Наг - был род, с представителем в виде птицы - Нагайи. Сегодняшние толкователи индийского учения такое утверждение осмеют. Теперь принято утверждать:

   "Энергетический процесс взаимодействия духа и материи был крайне сложным и трудным в Космической эволюции и в истории человечества, ибо сам человек, как мы знаем, был двойственен и нёс в себе и дух и материю, и Небо и Землю. В мифологии эта двойственность, имевшая важнейшую философскую нагрузку, изображалась птицей и змеёй. Птица - дух, змея - земля. Гаруда и Наг - в индийской мифологии, Пернатый змей или Кецаль-Коатль в мексиканской и т.д. Неразрывно связанные между собой, они как бы всё время сталкиваются, отвоёвывая друг у друга энергетическое пространство.

Взаимодействие птицы и змеи, или духа и материи, в различных Культурах понималось по-разному. С этой точки зрения представляет большой интерес философское осмысление мифологического образа Кецаль-Коатля... Дух должен не уничтожать материю, но так повлиять на неё, чтобы она могла эволюционировать и добиваться трансцендентности, т.е. выйти за свои собственные пределы. Вот почему так важна эта сфера сочетания противоположностей, которую символизирует соединение птицы Кецаля со змеей. Следуя земному стремлению к возвышению, всё более укрепляя в человеке сознание, можно посредством созидательного труда одухотворить материальный мир",- пишет Х.Л.Портильо, Кецаль-Коатль, с.224.

Но ведь она была! Птица рода Нагов, по имени Нагайя. Синтез Нага и Птицы. В самых обычных русских сказках, где богатырь спускался для совершения подвига под Землю (под Змея), под цифру 7 - то есть до седьмого круга тартара. Приводил задуманное в жизнь и птица Нагая, в благодарность за спасение её детей по ходу сказки, выносила героя на поверхность Земли.

Тогда напрашивается очевидное - Наг - не змей. И потому Нагарджуна смог получить знания за победу именно над Змеем. Наг - оборотень, метаморфоза, трансформер. В подземном мире - он птица, в нашем мире - змей.

Библейские Адам и Ева в русской философской мысли обитали в раю нагими. А Змей, мудрейший из Гадов, их сбил с пути истинного. Наг - это хорошо. Змей - это зло.

Где теперь та птица Нагая, безжалостно вымаранная из детских книжек? Отловлена и уничтожена, вероятно. Чтобы не путалась под ногами высоких духовников русских Иванушек-дурачков, которым поёт дифирамбы тот же Трехлебов. Ибо "ду-ра-к - великий последователь РА".

В путевом дневнике Н.К.Рерих пишет: "Сильные духом отдельные Учителя искренне пытались снова явить прекрасный лик Учения... Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юмцзо (озере Нагов) мудрость из бесед с Нагом - "змеиным царём"... и многие другие, одинокие, понимающие предуказанную эволюцию, очищали пыль условности с заветов Будды. Их труды снова прикрывались слоем механических ритуалов. Условный ум обывателя, даже признав Учение Будды, всё-таки пытался одеть его по своему предрассудочному разумению." (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи)

Озеро Юмцзо - дурачку без надобности. А озеро Нагов, обнаженных? И на него спрос не велик. Ду-Ра! И на этом точка.


Нагарджуна - серебряный змей

Русские же поклоняются медному змею Моисея в рамках Ветхого Завета.

А Иванушка-дурачок что понимает в змеях?


© Copyright: Ида Рапайкова, 2015
Свидетельство о публикации №115042207967
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии
Написать рецензию
герой эпоса картины Рериха - НАГ-Арджуна - серебристый змей, дословно: белый змей, арджуна ;;;;;;, arjuna - белый, светлый
воплощение бога Индры - царь богов (Дэвов) и повелитель небесного царства (Сварги)

Ида Рапайкова   22.04.2015 19:36   •   модерация / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
змей Ветхого Завета - на штандарте Моисея - медный, то есть - красный
на санскрите ;;;;;
Лохита - одно из имен Шивы, когда полная луна красного цвета,
а так же планеты Марс

Ида Рапайкова   22.04.2015 20:05   модерация / Удалить
славяне где-то потерялись между белыми и красными Нагами и Змеями

Ида Рапайкова   22.04.2015 20:06   модерация / Удалить
+ добавить замечания


Рецензии
...камни — питомцы питонов,
Горных огромных нагов.

Их укротил Награджуна,
Их короткое пламя
Сделал каменной башней.

...сон мне - в раю нагие
Яблоко взяли у Нага.

Плод, что горяч от солнца,
Что короткое пламя
Вдруг возжигает в теле!

...Нага спросил Награджуна:
"Что тебе снится, Камень?"

Камень взмахнул крылами
И улетел, и вернулся
Красной луной на небо.

Михаил Просперо   29.07.2019 12:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.