Помни день субботний...

Баня - это целый мир: в нём свои, особые, жизнью проверенные,  законы!
Конечно, у любителя  ванн тоже есть свой взгляд на вещи. И это правильно!
Можно сколько угодно восхвалять  прелесть и незаменимость бани, но и со знатоками ванн трудно поспорить.
Сколько людей, столько и мнений!

Но даже тот, кто не познал  превосходной степени бани, наверное, несколько аргументов припас всё же в её защиту,  он же не станет умалять  значения бани в жизни деревенского жителя…
А я даже не буду приводить примеры  нашей исторической памяти, которая хранит о бане столько мудрого и ценного, что не хватит и дня описать степень её архиважности!

Посчастливилось встретиться с людьми, которые не представляют себе субботу без бани с хорошим веничком, с посиделками в парной да нырянием в прохладные воды близлежащих водоёмов!
Баня для них - это  целая жизнь, пропитанная банной  духовитостью и великой премудростью правильно подобранного  веничка!

Баня без веника - что клумба без цветов.

Баня, пахнущая  целебными  настоями трав и терпкими и горячими вениками, щекочет их воображение, а  запах горькой полыни и терпкой мяты вводит в транс!

Начну же я издалека – с незабвенного детства…

У отца всегда над дверью в баню висел пучок высушенной полыни, он отпугивал нежданных гостей, а именно, мышей и крыс, которые с началом осени стремились в людские жилища, в том числе и в бани, с присущим только им, баням,  людским духом,  стойким ароматом камелька.
На  низком подоконнике небольшого окошечка всегда лежали кусочки душистого земляничного мыла… их хранили до следующего раза, экономили, проще говоря.

Об этом земляничном мыле вспоминаю особенно тепло.
Раньше ведь не знали ни о каком шампуне, он появился гораздо позже, когда я уже ходила в класс шестой…
За ним, этим туалетным чудом, мама выстаивала огромную очередь.
Позже  я сама была верной маминой помощницей в доставании всяких банных принадлежностей, которые медленно, но верно заполняли торговые прилавки специализированных отделов универмагов и магазинов, перемещаясь потихоньку и в наш повседневный быт…
Но очереди еще долго  не прекращались  за импортным мылом, за шампунем, красивыми мочалками и губками…, тазиками…
Вспоминаю, как спешили мы в баню, чтобы окунуться в этот яркий чудесный аромат, смешанный с пахучим дымком, немного покусывающим глаза…

Душистый пар не только тело, но и душу лечит.

Но это только в первые минуты, потом дымок рассеивался,  и оставались мы наедине с баней, с её неповторимой аурой.
Плескались мы с мамой всегда долго. А она знала толк в бане, учила меня, как правильно надо мыться.
С чего начиналось это священнодействие?
Да с тазика, заполненного  горячей и душистой  водой…
В дни моего золотого детства воду для баньки собирали небесную, в бочки, после обильных летних дождей и ливней!
Этой водичкой  по субботам и наполнялись банные ёмкости, начиная с котла, установленного  отцом в самом камельке!
Для ополаскивания прохладная вода была налита в ушаты и корыта!

Баня смоет, шайка сполоснет.

Хорошо помню, что дождевая водица была  такая лёгкая да чистая и пахла летней грозой, и радугой! 
Честное слово, мне так казалось и чувствовалось в те далёкие и светлые годы моего детства, и начальной юности…

Я немного отвлеклась, уж простите!

Комелек был сложен из камней, собранных с деревенских  окрестностей,
а  родила их  благословенная земля наших просторных полей и лугов.
Грелись они  под тёплым летним солнышком, пропитывались обильными благодатными дождями, стыли под тяжёлыми январскими сугробами, – накапливая природную  лекарскую силу и мощь.
Были камушки белыми, этакими голышами, как их ласково называл мой батюшка…

Он же их и собирал и устанавливал  по всем правилам деревенского банного искусства!

Сам он, кстати,  баньку-то построил, помню это хорошо, так как была ему в этом первой помощницей, и прочил он меня,  наверное, правопреемницей своего жизненного опыта!
Ведь сыновья, к сожалению, рано ушли во взрослую жизнь, а я была с раннего детства на подхвате. 
Кстати, ученицей была неплохой, по словам,  папы!

Итак, про камушки не зря вспомнила, они мне иногда во время  мытья доставляли немного хлопот:
камушки же прокопчённые, дотронешься и опять начинай всё сначала: намыливаться по-новому!
Продолжая свой неспешный рассказ, вспоминаю, как бережно и аккуратно мама намыливала свои роскошные волосы, а они у неё были волнистые, длинные, стекающие по спине длинными чёрными ручейками.
Я всегда любовалась этой божественной красотой!

К сожалению, бог не наградил меня кудрями, волосы достались непослушные да прямые, белобрысые, как посмеивалась моя острая, на язычок, мамочка.
Ополаскивались после мытья прохладными настоями лопуха или крапивы, которые чудесным образом появлялись  в баньке, под лавкой.
Особенно тщательно ополаскивали волосы, не тёрли, а поливали их душистым настоем из деревянной кружки.
Как теперь понимаю, даже в этом была своя особая суть. Дерево отдавало нам сполна всю целебную силу трав и ароматов.
После такого обращения волосы начинали поскрипывать  и блестеть.
А мы, разрумяненные, выходили в предбанник, пахнущий сохнущими на чердачке, над предбанником, берёзовыми веничками.

Помылся в бане -  как сто пудов с себя снял.

Горячий пар окружал наши розовые тела, воздух быстро согревался, и мы уже не замечали прохладных струй воздуха, проходящих  сквозь щели входной двери.

До краёв наполнена моя  память чудесным ароматом  баньки, истончает до сих пор этот, ни с чем несравненный,  аромат, впитанный с молоком матери!
Помню мамочку, с её ласковыми и сильными руками, которые намыливали нас, тёрли мочалками, природными, сделанными из огуречных плетей.
Мама умела сотворить и такое  чудо своими маленькими, но сильными ручками!

Теперь, наверное, уже и не встретишь таких природных мочалок, но были они, скажу я вам, отменными, тёрли нас до красноты, не оставляя никакого шанса грязи да хвори!

Но это маленькое отступление не испортит вам настроения.
Даже больше скажу я Вам: поднимет, уверена!

Мама, придя домой, с бани, всегда ополаскивала лицо холодной колодезной водицей, из рукомойника…
Я всегда у неё спрашивала, зачем  она  это делает, ведь только что с бани пришла?!

Она улыбалась и приговаривала, что от этого действа женская красота никогда не уйдёт, если и я так буду делать,  то и мне будет подарена целебная сила чистой
колодезной воды.

Как она оказалась права, моя несравненная мама...

Теперь и я, возвращаясь с бани, стараюсь не забывать её уроков, так легко и ненавязчиво, преподанных в далёком детстве.

Отдельный  разговор о расчёсывании мокрых прядей…

Мамочка расчёсывала свои прекрасные длинные волосы, немного подсушив, не торопясь, своим красивым гребешком.
Вы не помните, что это такое? Раньше были такие премудрые расчёски для длинных женских волос.
Разной величины, из натуральных материалов, с чуть изогнутыми зубчиками.
Они, эти зубчики, легко проходили сквозь мокрые пряди, не цепляя их и не дёргая, плавно и мерно.
Да, никто не должен был из домочадцев касаться маминого гребешка, лежащего на этажерке.
Мама  всегда учила, что расчёска для волос должна быть  индивидуальна, никто не должен прикасаться к ней грязными руками, и не дай боже, расчёсываться.
Так можно занести болезнь с чужих волос или ещё что похуже: приобрести трудно выводимую перхоть!

Потом  волосы расчёсывались и у меня.
 
Мама заплетала волосы и свои, и мои, в лёгкие косицы, дабы не путались они во время сна.

На улицу не разрешалось  выбегать после бани ни под каким предлогом, чтобы не застудиться.

Торжественно садились пить чай.

После бани это было наипервейшим и любимейшим мероприятием!
Ещё бы, ведь  выдавался сахар…

Нет, не такой, не кусковой и не песок…

Ещё помню я сахар, который откалывали продавцы с сахарных голов, в бакалейных отделах продуктовых магазинчиков, если кто-то вспомнит , то буду этому несказанно рада!

Сахар был такой белизны, что казался  синеватым в вечернем свете. 

Хранили его в специальной жестяной коробочке, чтобы не отсырел, – особо берегли для субботнего чаепития!
Да, для того, чтобы дольше чаёвничать и лакомиться сахарком, отец всегда пользовался специальными щипчиками для раскалывания сахара...
Из одного сладкого кусочка получалась целая горочка сахарных крошек!

Это священнодействие отца запомнилось, как нечто особенное и магическое.

Никто не был обделён сахарком во время чаепития.
А ещё на столе, в зелёной вазе, лежали баранки, особые, мягкие.
Были они такие вкусные, маковые! Ни крошки не оставалось после в вазе...
Но это уже отдельный разговор!

Казалось бы, что нужно для счастья?

Банька с веничком да горячий ароматный чаёк, а потом сладкий сон на пуховой перине…

Вспоминая всё это, в который раз приходит на ум одно высказывание о бане:
Помни день субботний: иди в баню.

Написано после очередного похода в баню!

2015.весна


Рецензии
Какая красота и чистота,
Мне сразу в баньку захотелось!
Приятный, добрый Ваш рассказ
И всё у Вас на месте!

Понравилось!

Зелёная!

Варлаам Бузыкин   30.04.2024 21:30     Заявить о нарушении
Большое спасибо,уважаемый Варлаам!Всего доброго,с теплом души,праздника Вам веселого и радостного !

Ольга Боровикова 2   01.05.2024 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.