Об искусстве

Все мы жаждем знаний. Одни о рецептах блюд,  другие об экономии топлива, третьи  - о воспитании детей. На этой жажде даже вскормлен новый вид бизнеса – так называемый инфобизнес. Миллионы людей покупают данные, которые кто-то услужливо для них упаковал в тексты или видео, онлайн или на диске. Большинство из этих данных (информации) не являются авторскими, а просто так же откуда-то заимствованы.  Плагиат стал такой же неотъемлемой частью жизни, как и чашка кофе по утрам.  И дело не в потерянном авторском гонораре или отсутствии совести у переписчика – это остаётся за кадром.
 
Один из негативных пунктов ситуации в том, что у жаждущих пропадает какая бы то ни была разумность в отношении самой информации (данных).  «Жажда знаний» заставляет страждущего принимать всё за чистую монету, каким бы это «знание» не было, особенно, если за него было заплачено. Это усугубляется найденной продавцами кнопкой «положительных эмоций». В инфобизнесе очень часто преподносят ту или иную информацию, как «принесшую успех» или даже «обогащение». Особенно бодро такая информация продаётся, если обещает принести успех при самых минимальных затратах или даже, вообще, при их отсутствии.

Не у многих страждущих возникает критическая мысль относительно правдивости таких данных – еще одна неуёмная жажда, жажда успеха, застилает глаза разумности и трезвости мышления.  На проверку работоспособности подобных «знаний» уходит время, тратятся душевные и физические силы, деньги и т.д. В сухом остатке часто остаётся лишь разочарование и растущее недоверие к остальным источникам информации.

Более трезвые и разумные берутся за исследование чего-либо сами, и делают собственные выводы, и создают свои собственные «знания».  Это, разумеется, более высокий уровень, чем у «просто страждущих». Но здесь снова есть один недочёт. Такие искатели (в основном это учёные или изобретатели) считают, что источником знаний является некий объект (или среда) изучения. Удивительно и парадоксально, но это так. Самые прогрессивные современные учёные считают, что источником знаний являются элементарные частицы, которые они изучают с помощью гигантского сооружения – Большого адронного коллайдера.  Да простит мне читатель такие выражения!

Только на секунду вдумайтесь в это – источником знаний являются элементарные частицы.  Лично меня охватывает ужас при этой мысли. Тем более, что потом это «знание» продаётся другим, менее обеспеченным и не могущим позволить себе соорудить Большой адронный коллайдер. С таким же успехом источником знаний мог бы быть стул, на котором вы сейчас сидите или экран, с которого вы читаете эти строки. Конечно, это не очевидно, а потому не может быть принято, как ужас. Тем не менее, данные страждущие всё своё внимание направляют на объекты физической вселенной и считают, что она содержат все загадки их собственного существования, равно, как и все ответы на эти загадки.

Более прогрессивны учёные более высокого ранга, типа Энштейна или Нильса Бора. Они ищут истину в своём собственном разуме, стремясь осмыслить то, что наблюдал кто-то другой, либо они сами. Они стоят даже выше тех, кто роется в своей памяти, считая, что лишь она может содержать правду, ибо «ваша правда отличается от правды другого». Но и те и другие в чём-то схожи. Все они погружены в себя, в свой высокоразвитый разум, в свои воспоминания и свои представления об окружении и о самих себе.
 
Еще на более высокой ступени стоят те, кто понял, что «собственная истина» еще не совсем истина. Они настолько разумны, что могут осознавать существование не только себя, но и других людей, обладающих «своей истиной».  Что же для таких людей становится знанием? Истиной для них становится комбинация, конгломерат множественных «частных истин». Это немного похоже на то, как осмысливает ситуацию какой-нибудь следователь по особо важным делам. Он собирает многочисленные свидетельства очевидцев, их восприятия, полученные с разных сторон происшествия. Его цель – получить наиболее объёмную картину произошедшего.
 
Когда вы смотрите на что-то или кого-то со своей позиции в пространстве, вы не можете видеть то, что находится сзади объекта, который вы наблюдаете. На этом основаны многочисленные фокусы, поражающие воображение, совершенно простые для тех, кто наблюдает их из-за кулис.  Вы не видите даже спины человека, с которым говорите лицо в лицо.  Часто там оказывается совсем не то, что вы ожидали увидеть.  Вы можете узнать что-то, лишь собрав данные о чём-то, и «в анфас», и в «профиль», и «со спины», и «снизу», и «сверху» и т.д.  Но этот подход используется лишь в специфических областях деятельности: полицейские расследования, проектное дело, исследования тех же учёных.

Но и этот метод познания, увы, не дотягивает до того, чтобы это самое «знание» было частью вашей жизни, тем самым оправдывая своё предназначение.  Всё очень просто. В любом научном, бытовом, ещё каком-либо «знании» не будет настоящего Знания, если это «знание» будет оставаться лишь информацией. Информацией, лишённой человеческой эмоции. Голая «правдивая информация» - это не Знание. Это всего лишь информация, которая может быть лишь принята к сведению, в самом лучшем случае. Ни объекты материальной вселенной, ни учебники (а тем более информационные бюллетени научно-исследовательских институтов) не обладают живой человеческой эмоцией.
 
Будет для кого-то это откровением, или нет – но это непреложный факт. Лишь живая человеческая эмоция способна превратить голую сухую информацию в Знание.  Причём,   не только ваша эмоция, но и эмоция источника данных. Только эмоция, на которую способны вы, может служить основой, или волной, способной донести данные (или информацию) до вас извне или от вас вовне. Никакое, даже самое мощное усилие разума не способно выполнить ту работу по передаче Знания, которую выполняет простенькая радость от созерцания чистого цвета, лёгкой плавной линии или от чтения интересного (с загадками) текста.

Предвижу уйму возражений. Да, есть чересчур много примеров, когда явный или неявный обман подаётся со столь восхитительной эмоцией, что устоять просто невозможно. Действительно, тьма тому примеров. Но это не опровергает того факта, что именно эмоция транспортирует эту ложную идею до вас лично. И вы её принимаете именно из-за этого!
 
В мире, вообще, несметное множество ложных данных. Что я имею в виду? Это такие данные (информация), которые не соответствуют не то, что бы действительности, но прогрессу, развитию, лучшей жизни. В качестве примеров можно привести следующие. «Все русские – коммунисты».  «Все мужики хотят лишь одного».  «Самые лучшие автомобили – немецкого производства».  Можно даже составить целую Энциклопедию ложных данных. Они посыплются мощным потоком из разных областей жизни: науки, питания, производства, межличностных взаимоотношений, воспитания детей, управления коллективом, строительства, общественных взаимоотношений и т.д.  Скорее всего, такая энциклопедия будет не меньше Википедии.
 
Поэтому мой взгляд на подлинное Знание таков.
1. Источником Знания не является физическая вселенная или её объекты/среды.
2. Источником Знания не является отдельная личность, какая бы популярная, влиятельная, сведущая она ни была.
3. Источником Знания не является ваша память или ваш разум, как бы сильно они ни были развиты.
4. Источником Знания может быть совокупность совершенно различных взглядов и пониманий на какую-либо тему. Взглядов, основанных на личном восприятии, а не трактовки других .
5. Источником Знания может быть лишь то (или тот), что (или кто) излучает или сопровождается живой человеческой эмоцией.
6. Знанием может быть лишь то, что не является ложным данным, созданным умышленно или же по серости ума.

Исходя из вышесказанного, мы имеем особенную роль искусства.  Она насыщена эмоциями до предела. Это делает произведение искусства мощнейшим тараном, пробивающим дорогу информации.  Деятели искусства обладают оружием, далеко превосходящим самое современное оружие всех времён и народов. Это созданная ими эмоция. 

Игра цвета, вызывающая восхищение. Игра слова, интригующая своей новизной. Игра воображения автора, выраженная в сюжете, вызывающая всплеск целого куста эмоций от страха до экстаза. Всё это оружие невообразимой силы.  Искусство может привести к расцвету и процветанию цивилизации. При одном условии – оно не может передавать ложные данные на своей волне эмоции. Ещё одним условием можно было бы назвать изменение статуса искусства в глазах общества, которому сейчас не позавидуешь.

Развлечение – вот к какой категории сегодня относят сферу искусства. Только лишь эмоциональное воздействие и замечено, да и то не весь диапазон. Между тем, искусство обладает невообразимым потенциалом в просвещении, обучении, умиротворении распалённых жаждой войны умов, увеличении производства и т.д. Но этот потенциал надо ещё реализовать. Вот здесь то и выходят на сцену личности деятелей искусства. Искусство ради наживы, славы, даже повышения патриотизма  - на службе ложных данных, и используется для манипулирования людьми.

Впрочем, это лишь мой взгляд, моя «истина». Тещу себя надеждой, что кто-нибудь ищет разные взгляды и понимания, и ему пригодится мой. Не как единственный и всецело верный, а как бросивший свет на одну из граней искусства, которая, возможно, не в поле зрения Ищущего, на которого я надеюсь и уповаю.


Рецензии