Месть раба

Мужчины кучковались на своем обычном месте. На тротуаре у оживленного перекрестка, где потоки машин не оскудевали до самой поздней ночи. Мастеровые, словно несли службу, охраняя доверенный им важный участок дороги. Они ждали клиентов. Их компанию в народе прозвали «Qul bazari» - Рынок рабов.  Они и были рабами, готовыми за небольшое вознаграждение работать до изнеможения. Лишь бы хозяин остался доволен и позвал делать еще какую-нибудь работу. Среди них встречались настоящие мастера своего дела. Редко. В основном мужчины, кормильцы многодетных семейств, учились ремеслу по ходу работы. Ни один из них не смел признаться, что он что-то не умеет делать. Вчерашний крестьянин, сегодня проводил электрическую проводку, устанавливал сантехнику, клал паркет. Случались курьезы. Дорогую фарфоровую итальянскую ванну с позолоченными ножками в виде львиных лап, один из новоявленных мастеров постарался утопить в цементе, а затем обложить кафельной плиткой. С заказчиком случился микроинфаркт. Ванну выбирала любимая супруга, другую такую могли привезти только через месяц. Самые удачливые смогли купить себе циклёвочные аппараты и занимались хоть и пыльным, однако довольно доходным, по мнению собратьев по цеху, делом, циклевали паркет в домах горожан. Мастеровые стали частью городского пейзажа, чем-то похожие на стаю ворон. Одетые во все черное, хмурые, они обычно молчали, но когда завязывался разговор, то сиплые голоса разносились далеко. Из общего гула только и слышен был перезвон монет: 50, 100, 200 манат. Они старались произвести впечатление друг на друга.

Машины останавливались редко. Разные: дорогие, сверкающие, как новенькие монеты и усталые старые, привезенные со свалок Европы. Опытные мастеровые знали, что хозяева новых машин прижимистее тех, кто разъезжает на старых. Новички в этом «бизнесе», как гордо именовали свое занятие рабочие, устремились вперед при виде роскошной длинной акулы, а не машины, под стать вышедшему из нее человеку, поджарому с заметной мускулатурой под дорогим пиджаком. Он остановился в нескольких шагах от рабочих. Каждый в душе надеялся на то, что незнакомый богач остановит свой выбор на нем, и кто знает, может сегодня его дети лягут спать сытыми. Качок внимательно осмотрел повернутые к нему лица и вдруг подошел к одному из мастеровых и похлопал его по плечу, как старого знакомого:

- Эльчин?! Как я рад тебя видеть, давненько не встречались! А я как раз на днях вспоминал тебя! Думаю, чем он занимается? Все надеялись, что ты станешь чемпионом мира!
Мужчина не дождался ответа. Рабочий совсем сник. Растерянное лицо, несчастные глаза смотрели мимо довольного жизнью хозяина. А тот продолжал говорить, словно не замечая поникшей фигуры Эльчина. 
- Как хорошо, что я тебя встретил. Собираюсь открыть новый объект и искал надежного человека. Без выкрутасов! Знаешь да, этих мастеров. Это им не так, то не так! А сами, ничего делать не умеют!
Озабоченные лица рабочих помрачнели. Потеряв интерес к потенциальному работодателю, они отошли в сторонку.
- А ты не рад мне? Или завидуешь?
Эльчин вспомнил наставления жены, прокричавшей в догонку: «Без денег не возвращайся, слышишь?! Детям не могу в глаза смотреть»
- Рад я, рад. Я сейчас в этом бизнесе. Строю. Сантехнику могу установить… А раньше у меня магазинчик был. Только прогорел я. Не смог сразу всем дань платить. Сам знаешь, как бывает.
- Знаю! Поедем, по дороге поговорим.

Хозяин сел за руль и дождавшись, когда Эльчин устроится на переднем сидении, рванул машину с ходу набравшую большую скорость. Вел машину лихо, прибавляя скорость на свободных участках дороги. «Дорожные знаки – для лохов и для тех, кого дорожная полиция не знает и не уважает». Так он объяснил свою манеру вождения Эльчину. « А меня, слава Аллаху, все как один знают, и не просто знают. Некоторые даже обязаны мне!» Он поднял указательный палец, чтобы подчеркнуть свою значительность. Эльчину показалось, что хозяину очень хотелось, чтобы его бывший приятель стал расспрашивать о том, каким чудесным образом он стал не просто успешным богатым человеком. Он стал хозяином жизни, способным осчастливить или наоборот обездолить любого. Рабочий молчал. Он не раз клал его на лопатки, когда выступал за сборную страны по вольной борьбе! О чем спрашивать?! И так все понятно, как божий день.

Удачливый бизнесмен всегда умел держать нос по ветру. Ему удавалось оказываться рядом с начальством в непростых ситуациях и всегда с пользой для себя. Эльчин вспомнил, как когда-то его нынешний работодатель носил портфель за чиновником, от которого зависела судьба команды. Его совершенно не смущали шуточки приятелей. Способность перевоплощаться, совсем как у опытного актера, упрощала ему многие задачи, с которыми не могли справиться другие спортсмены. Эльчин интенсивно тренировался, что не мешало тренеру все время цепляться к нему, и не замечать явных промахов его товарища по команде.
Прошлое, казалось ушедшее безвозвратно, вернулось. Но только на этот раз в виде фарса. Теперь они были на разных полюсах жизни. Его бывший приятель, более чем посредственный спортсмен, стоял на вершине. А он, бывшая олимпийская надежда – в самом низу лестницы, рядом с бомжами, инвалидами, никому ненужными стариками. Эльчин не слушал, что с таким упоением рассказывал ему Хозяин.

Выехали за город, промчались по трассе, свернули на разбитую дорогу, ведущую вглубь апшеронского приморского поселка. Высоченные стены заборов, закрывали от взглядов посторонних чужую жизнь. «Что прячут? От кого скрываются?». Эльчин однажды попал в «Замок», как он назвал про себя дачу одного из богатеев. Нелепое трехэтажное строение. По этому аляпо украшенному зданию возможно было проследить сложный путь владельца. Башенки, колонны, мрамор, сложные витые украшения, все это кричало об успехе хозяина. Эльчина пригласили для того, чтобы он выложил мраморной плиткой дорожку к беседке, устроенной в середине сада, рядом с искусственным озером. Когда слуга хозяина объяснил ему, какую работу от него ждут, то сначала Эльчин не поверил своим ушам. «Зачем на даче, выкладывать тропинку мрамором?» Потом, из рассказов прислуги он выяснил, что их хозяин заведует конторой, занимающейся реставрацией. Мрамора у них столько, что хозяин уже и не знает, куда бы его употребить. Тогда свою работу Эльчин выполнил в срок. Счел долгом предупредить, что во время дождя, или если выпадет сильная роса, тропинка будет скользкой и по ней лучше не ходить. Владелец Замка посмотрел на него сверху вниз: «Ты еще меня учить будешь?! Занимайся своим делом! Если ты такой умный, почему такой бедный?!». Эльчину очень хотелось ответить, что он бедный потому, что у него есть совесть, но вспомнил о том, что ему еще не заплатили за работу и промолчал. С ним расплатились, но больше не звали. Для него это стало уроком. С тех пор он старался держать рот на замке. Какая разница, что за работу ему предлагают? Самое главное, чтобы платили, а все остальное, совершенно не важно. Может как раз наоборот? Чем больше странных нелепых капризов, тем лучше? Заплатят больше.
Машина выехала на небольшую площадь и припарковалась рядом с ресторанчиком с банальным названием «Cennet» . «Почему никому не пришло в голову назвать ресторан «Cehennem» ? Такое название уникально и наверняка посетитель запомнил бы его на всю жизнь. Захотел бы он туда войти? Вот в чем вопрос. Я бы точно туда пошел. Хотя бы для того, чтобы сравнить мою жизнь с этим «Cehennem»ом ».
- Я вижу тебе понравился ресторан? Ты так на него смотришь!, – голос Хозяина прервал размышления Эльчина, - мы еще туда зайдем. Ты уже догадался? Это мой ресторан! А как тебе название? «Рай». Красиво, правда?
- Красиво.
- Сюда ходят только самые уважаемые люди. У меня на входе охрана. Знаешь, наверное, что такое фейс контроль. Слышал?! Это когда пускают только тех, кто платит. У моих парней глаз наметанный. Вот тебя, извини меня, они ни за что впустят. Сам понимаешь!
Эльчин с большим трудом подавил желание разукрасить физиономию собеседнику наподобие щедро раскрашенной вывески его ресторана. Удержался, отвел глаза. Хозяин, как-будто ничего не замечал.
- Сначала я тебе покажу объект, где и что делать надо, а потом зайдем в ресторан, чаю попьем.
 «Чаю попьем! У него нужно будет просить задаток, а иначе, не дождусь я своих денег». Они прошли через ресторан, декорированный в стиле «рая», каким его представлял хозяин. Пальмы в кадках, стены, разрисованные танцовщицами с голыми пупками. Красный плющ кресел и такие же портьеры. «Интерьер больше похож на дешевый бордель, чем на рай», -подумал Эльчин. Они прошли через замызганную кухню, где на большой плите, которую не мыли, вероятно, со дня открытия ресторана, стояли закопченные кастрюли с отбитыми ручками. «Как хорошо, что меня не пустят в этот ресторан! Еду, приготовленную на такой кухне, разве что скотине скармливать!» Ни одной живой души в ресторане не оказалось. Хозяин поспешил объяснить.
- Сейчас день. Днем мое заведение не работает. Жизнь начинает кипеть вечером, а основная клиентура, важные люди приезжают ночью. Когда им отдыхать? Только ночью могут немного расслабиться, бедненькие. Вот к вечеру соберутся охрана, официанты, повара, привезут самые лучшие продукты и начнется пир! Музыканты, девочки. Все как положено. Рай, да и только. Так и говорят, мои друзья!
Они вышли на задний двор. Запахло, скотным двором. Прошли дальше, вглубь и оказались на пустыре, еще недавно бывшем рощей. Тут и там торчали невыкорчеванные пни.
- Почему ты спилил деревья?  Не поставил столики, здесь в роще? Ведь это больше похоже на рай. Летом здесь наверное, хорошо было?!, - Эльчин спросил и сам удивился своему интересу.
- Я тоже так думал в начале, когда купил участок. А потом понял, что все не так просто. Мало кто из моих клиентов хочет, чтоб его кто-то увидел. Знаешь наших людей! Сразу завидовать будут. Снимать на телефон. Клеветой потом начнут заниматься. Шантажом. Нет, лучше в закрытом, хорошо охраняемом помещении. А здесь я поставлю магазинчик, всякую всячину буду продавать 24 часа в сутки. Мои работники утром уходят, уставшие. Им нужно, кому хлеб, кому соль, сигареты, водку, да мало ли. Тут все под боком и искать не надо. А мне в подмогу еще один маленький бизнес.- Хозяин выпятил грудь, самодовольно улыбнулся, наслаждаясь собственной смекалкой.
- Значит ты думаешь, что твои работники у тебя товар будут покупать?- Эльчину хотелось поддеть Хозяина. Тот, ничуть не смутившись, продолжил объяснения:
- Почему бы и нет? В начале люди с кухни тащили все подряд. Я быстро это прекратил. Уволил  почти всех. А потом приставил к ним своих сторожевых псов, охрану свою. Знаешь, как я им плачу! Отлично! А они и служат!
 Хозяин рассказал, чем Эльчин должен заняться. Выкорчевать оставшиеся пни, а дальше, когда подвезут стройматериал, начать строительство. Обещал привезти ему помощника. Эльчин хотел попросить задаток, но так и не решился. Всегда, когда разговор заходил о деньгах, он словно лишался дара речи. Вот и на этот раз, он не смог заставить себя спросить о том, сколько заплатит ему хозяин. Закончил работу Эльчин поздно. Хозяин пировал с гостями, а Эльчина напоили чаем с заплесневелыми шоколадными конфетами и предложили провести ночь в подсобке ресторана. В такое время добраться до города сложно, особенно если в карманах пусто. Позвонил жене и сказал, что нашел работу и останется ночевать на объекте. Услышал в ответ тяжелый вздох и только. На следующий день один из сторожей хозяина привел тщедушного парня, неопределенного возраста помогать Эльчину. Ему могло быть  и 25 и 45 лет. Впалая грудь, кожа серого цвета, запавшие глаза. Работать с таким помощником, все равно, что работать одному. Толку от него никакого. Силенок нет, только мешается под ногами. К полудню появился хозяин. Придирчиво оглядел работу. Следом за ним приехала машина, полная камня, досок, мешков с цементом.  Позвал повара наказал хорошо накормить рабочих. Постоял еще немного, ожидая благодарности, не дождавшись, уехал. Неделю Эльчин вместе с рабочим по имени Пехлеван работали с утра и до поздней ночи, устраивая себе небольшой перерыв один раз в день, в полдень. Ели нехитрую еду и дальше «ишачили», как выразился однажды Пехлеван. Работа заставила их найти общий язык и вскоре они понимали друг друга с полуслова. Хозяин приезжал каждый день, всегда находил какие- то недостатки и ни разу не похвалил рабочих. Лавочка росла на глазах и к концу недели Эльчин с Пехлеваном покрыли ее шифером и с гордостью любовались своим творением. В тот день хозяин приехал под вечер. Злой как черт. Позвал Эльчина и Пехлевана.

- Ну, наконец, закончили. За это время хорошие строители дворец могут построить! А Вы?! А еще уверяли меня, что все можете! Вижу я вашу работу! Кладка кривая, шифер косо положен! После вас все переделывать нужно. Вы это понимаете?! Сколько еще мне платить придется, чтобы настоящие мастера все переделали после вас! А еще на дармовщину ели-пили целую неделю и не платили за ночлег. Вон сколько денег я на вас угробил! Нет! Так не пойдет! За такую работу я не собираюсь платить! Никто на моем месте не заплатит за такую халтуру! Еще вы должны мне заплатить!

Рабочие молчали. Пехлеван повернулся и не говоря ни слова, пошел в сторону кухни. Эльчин стоял, переминаясь с ноги на ногу, осознавая, то, что сказал хозяин. Из кухни раздался крик. Истошно кричала женщина: «Помогите! Ему плохо! Сделайте что-нибудь!» Посреди кухни прямо на кафельном полу неподвижно лежал Пехлеван, а стоящая над ним толстая женщина продолжала вопить, призывая на помощь.
- Чего ты орешь, несчастная! Не видишь, притворяется наш Пехлеван! Думает меня разжалобить! Хочет, чтобы я за его халтуру заплатил свои кровные денежки. Не дождешься, - он пнул носком ботинка лежащего на полу рабочего.

Эльчин, молча наблюдавший за происходящим, опустил глаза и громадный нож для резки хлеба блеснул лезвием. Он схватил со стола нож, вперился взглядом в брезгливое лицо хозяина и вонзил  по самую рукоятку ему в грудь. Тот осел и повалился на пол рядом с Пехлеваном. Сторожа мгновенно отреагировали. Скрутили руки Эльчину, вызывали скорую, которая приехала на удивление быстро и увезла оба бездыханных тела. Эльчина отвезли в милицейский участок. Он позвонил жене.
Пехлевана откачали. Истощение, анемия, стресс, сердечный приступ. Простой диагноз. Пехлеван проснувшись, очень огорчился, что его вернули с того света. Потом рассказывал всем, что попал в рай. Не такой как у хозяина в ресторане, а настоящий, где благоуханный райский сад, нежная сладкая музыка и девушки, как ангелы вокруг. Толстая женщина, звавшая на помощь, непохожая на ангельскую девушку, приходила и приносила ему еду. Хозяину зашили рану, оказавшуюся несмертельной, и он благодарил Аллаха, за то, что тот сохранил ему жизнь. Лежа в палате, он вспоминал последние события. Его раздумья прервал следователь, стремительно вошедший в палату. Невысокий, лысый, очень подвижный. Представился, сел на стул рядом с больным.
- Я следователь. Байрам Новрузов. Ждал пока вы очнетесь. Мне все уже известно. Очевидцы все рассказали. Мне нужно ваше заявление и этого мерзавца упекут на несколько лет. Он у нас в участке. Сидит молчит, слова из него не вытянешь.
Следователь не мог усидеть на месте. Поднялся стал ходить из угла в угол.
- Досталось мне, это правда. А Эльчин, не такой уж он мерзавец, знаете. Пока я тут без сознания лежал, ко мне Азраил наведался. Во сне. Не пугайтесь. С головой у меня все в порядке.
- Я Вас понимаю. В таком состоянии, не мудрено с Азраилом пообщаться.
- Наверное. Он мне строго наказал, подумать о том, хочу ли я после смерти попасть в «C;nn;t», похожий на мой ресторан. И так мне стало грустно... Я то все про свой ресторан знаю…
Байрам Новрузов с удивлением разглядывал хозяина. О нем у него сложилось мнение уже давно. Он знал его как очень мстительного и жадного человека; вот и поспешил к нему с визитом, чтобы потом не иметь проблем с начальством. Хозяин не ждал ответа:
- Эльчина я знаю с молодости. Мы с ним вместе занимались вольной борьбой. Он мог стать чемпионом. Не сложилось у него. Не все же умелые в жизни, такие как я и Вы.-  Он подмигнул следователю и продолжил,- не нужно его наказывать. Я не буду писать заявления. У него жена, дети маленькие. Отпустите его.

Следователь внимательно разглядывал хозяина, словно пытаясь проникнуть в его тайные мысли.
- Как скажите! Добрый Вы человек! Сейчас таких мало! Выздоравливайте! - следователь поднялся,  пожал руку больному и вышел.
В участке следователь вызвал Эльчина и произнес речь о том, какие благородные люди живут среди нас. Например его Хозяин, которого Эльчин ударил ножом в грудь, отказался подавать жалобу. И теперь Эльчин может отправляться домой и всю оставшуюся жизнь молить Аллаха о милости к его спасителю. Эльчин вздохнул, еще больше потемнел лицом:
- Благородный хозяин! Спаситель! Лучше бы уж он  пожаловался! Тогда бы я знал кого ненавидеть! А так….
Следователь лишь покачал головой.

Хозяин улыбался, думал о том, какой замечательный поступок совершил. Не стал наказывать преступника, пожалел.  Позвонил жене, чтобы сообщить ей, что сегодня он обязательно приедет домой. Потянулся, почувствовал себя вполне оправившимся, позвал медсестру, приказал принести ему одежду. Представил робкую радость молчаливой покорной жены, улыбки детей. Медсестра доложила лечащему врачу, что больной собирается покинуть больницу. Тот незамедлительно явился в палату и попытался урезонить хозяина.
- Вы понимаете, что у вас колото-резанная рана. Мы зашили ее. Но Вам нельзя двигаться. Поймите! Рана может открыться и тогда летальный исход не исключен.
- Летальный? Так я еще и полетаю!, - хозяин был оптимистично настроен.
- Полетите, но только в одну сторону!
- Я даже знаю куда!, - многозначительно произнес хозяин.
Он оделся с помощью медсестры. Бодро, как ему казалось, прошагал по коридору. Любимая машина стояла во дворе больницы. Охранник припарковал ее прямо у входа в больницу. Сел за руль. Тронул машину с места, как всегда лихо. С места в карьер. Проехал километра два, не переставая думать о том, какой благородный поступок он совершил и как изменится теперь его жизнь. Он будет думать о других. Не только о себе и своей семье. Нет…. Он будет помогать людям, он понял, как важно сочувствовать другим, как важно….

Последнее, что увидели глаза водителя, был несущийся навстречу его машине лимузин стального цвета, за рулем которого сидел ангел похожий на Эльчина с белоснежными крыльями вместо рук.

PS В качестве иллюстрации картина Арзу Рзаева "Новолуние"


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.