Отзыв на книгу Дж. Болен Богини в каждой женщине

Прочитала научно-популярную психологическую книгу Дж. Болен «Богини в каждой женщине». Книга чрезвычайно заинтересовала меня. Поэтому хочу ею поделиться.
Автор выделяет 7 основных женских архетипов на основе древнегреческого пантеона богов. Их можно сгруппировать в три класса: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.
К богиням-девственницам она относит трех богинь: Артемиду, Афину и Гестию. К уязвимым богиням – Геру, Деметру и Персефону. Алхимическая богиня одна – Афродита.
Характерной особенностью уязвимых богинь является зависимость от мужчин. От их мнений. От их решений.
Гера – богиня-жена. И ее основная жизненная направленность – стать супругой. В дальнейшем вся ее жизнь концентрируется на муже. Она живет его интересами и его заботами целиком и полностью. Ее позитивный аспект – быть заботливой женой. Негативный аспект – быть разъяренной ревнивицей, срывающей всю свою злобу на женщинах, которыми увлекается ее муж. Эта богиня – самая разрушительная в своем гневе из всех 7 богинь.
Деметра – богиня-мать. Вся ее жизнь направлена на рождение и воспитание детей. Причем именно маленьких детей. Самое сильное физическое удовольствие она получает от кормления грудью. Для нее важно родить своего ребенка и вскормить его. Приемной матерью она тоже может быть. Но это ей не даст удовлетворения. Она любит заботиться об окружающих людях, кормить их. Положительный аспект Деметры – заботливость. Отрицательный аспект – гиперопека и воспитание зависимых от нее детей.
Персефона – богиня-дочь. Она очень нежная, милая девочка, которая умеет хорошо чувствовать, что хотят от нее окружающие. Умеет понять, какой ей нужно быть, чтобы им понравиться. Негативный аспект здесь – она не знает своих собственных потребностей и не умеет принимать решения, значимые именно для нее.
Богини-девственницы названы так потому, что они не зависят ни от кого (в противоположность уязвимым богиням, зависимым от мужчин). Они самодостаточны. Их выбор основан на их собственных желаниях, потребностях.
Артемида – импульсивная, прямая, сильная женщина, умеющая постоять за себя и не позволяющая обижать слабых (прежде всего, женщин). Она очень целеустремленна. Знает, что ей нужно. Но при этом может изменить свое решение, если изменятся ее представления о должном. В своих решениях руководствуется своими ценностями. Ее мнение не зависит от мнения большинства. Поэтому она зачастую может идти наперекор социуму. Так, в 70-х гг. 20 века лидерами феминистских движений в США были, в основном, женщины этого типа. Ее негативный аспект – она вторая после Геры богиня, обладающая огромной разрушительной силой, если ее рассердить. Артемида должна научиться справляться со своим гневом. С мужчинами Артемида идет на равных – по типу партнеров или конкурентов.
Афина – тоже очень сильная, независимая женщина. Но ее ценности отличаются от ценностей Артемиды. Если Артемида предпочитает быть поближе к природе, то Афина – жительница больших городов. Для Афины имеет огромное значение социальный статус. Она является поборницей патриархальных традиций. Чаще всего выбирает высокостатусного мужа и в дальнейшем становится его правой рукой, на которую можно во всем положиться. Карьеристка. Умеет строить сложные интриги. Способна длительно и неуклонно идти к намеченной цели. Цели выбирает обдуманно. Она – стратег. Негативный аспект – неэмоциональность.
Гестия – богиня домашнего очага. Третья богиня-девственница. Если первые две (Артемида и Афина) реализуются в социуме, то Гестия очень интравертивна и плохо адаптирована к жизни за пределами дома. Она предпочитает быть в одиночестве, в своих мыслях и заботах. Позитивный аспект – она хорошо чувствует свои потребности. Негативный аспект – она плохо чувствует потребности других людей, плохо приспособлена к жизни в социуме.
Последний тип богинь – алхимическая богиня. К этому типу относится всего одна богиня – Афродита. Она – олицетворение творческого начала. Она увлекающаяся натура. Причем эта увлекаемость может проявляться в двух планах. Во-первых, это может быть постоянная смена сексуальных партнеров. Причем в этом она совершенно искренна. Когда она с первым, она уверенна, что он лучше всех. Она видит в нем все его самые сильные стороны. И он рядом с ней чувствует себя великолепно. Потом период влюбленности проходит, и она восхищается другим мужчиной. Тоже совершенно искренне. Во-вторых, этот может быть увлекаемость идеями. Она переходит от одной идее к другой. Стремиться их творчески реализовать. В Афродите могут быть проявлены как оба этих плана, так и один. Для нее также характерна большая плодовитость (дети от мужчин; картины, книги и т.п. как продукты творчества).
В каждой женщине есть все эти 7 типов. Но проявлены они в разной степени. Некоторые могут выйти на первый план. А другие могут совсем не обнаруживаться. Я в себе отследила все 7. Причем ведущих богинь тоже довольно легко обнаружить.
На мой взгляд, в наиболее адаптивной, зрелой женщине, каждый из перечисленных типов проявляется именно в той ситуации, в которой он наиболее успешен. Например, женщина на работе лучше всего справится со своими функциями, если она – Артемида, Афина или Афродита (в творческих профессиях). Женщина дома с мужем может быть Герой, Персефоной, Деметрой, Афродитой, Артемидой или Афиной в зависимости от ситуации. Для духовных практик хороша Гестия. Для воспитания маленьких детей – Деметра, детей постарше – Артемида. В творческой самореализации помогут Афродита, Артемида и Гестия. И т.п.
В книге подробно рассматривается каждая богиня: взаимоотношения с мужчинами, женщинами, детьми, социумом, сильные и слабые стороны, возможности коррекции состояний.

19.04.2015


Рецензии