Шекспир. Сонет 40

Что ты приобретаешь из того, что прежде  не имел?
Ты никакую любовь  помимо моей  любви,  не можешь
Истинной назвать  любовью. Ведь все, чем я владею,
Имел ты до того, как получил еще и это. И если ты

Берешь  мою  любовь  ради  моей  возлюбленной,  я  не могу
Винить  тебя  за  кражу.  И все ж  ты  виноват,  обманывая
Сам себя, и руководствуясь присущим лишь тебе  и необычным
Вкусом к тому,что отвергает твое здоровое по сути существо.

И я прощаю твой грабеж,мой милый вор,хоть ты присвоил все,
Чем я владел. И все же знает настоящая  любовь, что горше
Сносить намеренное зло  любви,  чем беспричинные  удары 
Ненависти  и любить  порочной  красоты  очарованье, 

Что  рядит  зло  в  добро.  Расправься
Надо мной обидами, во мне врага не видя.




оригинал

Take all my loves, my love, yea, take them all;
What hast thou then more than thou hadst before?
No love, my love, that thou mayst true love call;
All mine was thine before thou hadst this more.
Then if for my love thou my love receivest,
I cannot blame thee for my love thou usest;
But yet be blamed, if thou thyself deceivest
By wilful taste of what thyself refusest.
I do forgive thy robb'ry, gentle thief,
Although thou steal thee all my poverty;
And yet love knows it is a greater grief
To bear love's wrong than hate's known injury.
Lascivious grace, in whom all ill well shows,
Kill me with spites, yet we must not be foes.



подстрочник

Возьми все мои любви, моя любовь {*}, да, возьми их все.
Что ты приобретешь такого, чего не имел прежде? -
никакой любви, моя любовь, которую ты мог бы назвать
истинной любовью:
все мое было твоим до того, как ты получил еще и это.
И если ты берешь мою любовь ради моей любви {**},
я не могу винить тебя за употребление моей любви,
и все же ты виноват, если ты сам себя обманываешь,
_руководствуясь_ своенравным вкусом к тому, что твое
существо отвергает.
Я прощаю твой грабеж, милый вор,
хотя ты присвоил себе все, чем я владел;
и все же любовь знает, что горше
сносить зло любви, чем обычные удары ненависти.
Порочное очарование, в котором всякое зло
представляется добром,
убей меня обидами, но все же мы не должны быть врагами.

{*  В  подлиннике  многократно употреблено слово "love", с игрой на его
разных   значениях,   и   прочтение  сонета  зависит  от  истолкования  этих
значений.  По мнению большинства исследователей, поводом для этого сонета (и
двух  следующих)  стало  то,  что  Друг  соблазнил  любовницу поэта (или был
соблазнен  ею).  Соответственно, "my love" в первой строке - это обращение к
Другу, которое можно перевести как "мой милый", "возлюбленный".
**  Иными словами, если ты отобрал у меня любовницу потому, что я люблю
ее.}


Рецензии