События восьмые. Век девятнадцатый

                Саид-Святой.
            Эти минеи начинаются с завершением Великого похода на Китай, в Кашгарские земли таджикского полководца Саида Валишо.
Славное персидское воинство бродило по белому свету, завоевывая и неся высокоразвитую культуру на захваченные территории, не гнушаясь, однако, достижениями иных мировых наук и культур.
Прослужив пятьдесят два года верой и правдой Высочайшему Эмиру Священной Бухары (Бухорои Шариф – так величается этот древнейший город, который исчисляет своей истории третье тысячелетие), Валишо возвращался из Кашгара.
Семидесятилетний мужчина с глубокими ранами и рубцами на теле, полученными в походных баталиях, словно отметинами на стволе старого дерева, предназначенном для вырубки, еще держался в седле, лишь иногда давая отдохнуть своим иссохшимся костям, пересаживался на одну из телег к женщинам.
Жены Валишо с детьми размещались на арбах, запряженных ослами и лошадьми, а повзрослевшие и возмужавшие сыновья давно были частью войска отца.
Благовидного вида старик глядел гордо и сурово. Лицо его, обожженное солнцем, обветренное ветрами странствий, было по-прежнему красиво, хотя седина пепельным цветом окрасила бороду и волосы. Но черные брови, сжатые на переносице, нависали и прятали черные, как уголь, глаза. С возрастом во внешности полководца, все более проявлялись черты его арабских предков.
Потомок знатного рода пророка Мухаммада самоотверженно исполнял заветы деда. Все чаще являлся предок  во снах воину, который  уже не различал – где сон, где явь. Доживал Валишо свой земной век готовый шагнуть в жизнь Иную, жизнь Вечную. Славная судьба была уготована  потомку Мухаммада, Саиду Валишо - ни о чем  не жалел внук Великого Пророка. Но сейчас больше всего хотелось старому полководцу припасть к родной земле.
Большой караван во главе с Валишо, с женами, детьми, слугами, взятыми в плен в Кашгаре из тюрских племен, въезжали во владения Бухарского эмиратства. С огромными почестями Бухара встречала войско победителей Кашгара. Так встречают только эмиров: «Тому и быть!»
В награду правитель Бухарский отдал часть Эмиратов большого Халифата покорителю Кашгарскому, назначив своего верного слугу и друга эмиром этих земель в знак признательности перед его заслугами во благо таджикского народа.
Одной многодетной семьей поселился новоявленный эмир на дарственных наделах.
По приезде домой Валишо дал вольную всем рабам. Поистине царский подарок получили пленники, поселившись по освобождению неподалеку от бывших хозяев.
Так и живут уйгуры, потомки из Китая, в местах, подаренных Аллахом и Славнейшим из Славнейших Саидом.
Успокоился старый Валишо. Теперь его чаще можно увидеть в окружении жен – молодых и престарелых. А внуки, которым все равно, кто их любимый дедушка (будь он правителем всей Земли), загорелой веселой оравой резвятся у ног его. От улыбки разгладились морщины на лице старца. Забавляется он, как ребенок, а рядом, запрокинув голову назад, по-девчоночьи смеется юная жена, поддерживая опухший живот, где крепнет тельце будущего человечка, потомка Валишо…
Умер Валишо в 72 года и был захоронен в горном деха  Кочон. А через пару десятков лет произошло землетрясение в тех краях, сопровождаемое селем. Вода затопила низовье деха и местное кладбище.
Во время наводнения вскрылись многие могилы. Решено было перезахоронить поднявшихся на поверхность упокоенных. Открыли селяне одну из могил: и дети, и земляки узнали своего отца и эмира. Лежал Саид как живой, только густая обросшая борода да бледность лица, указывали на существование его души вне мира земного.
Обветшали одежды, будто из дальнего путешествия вновь вернулся странник. Но ни червь кладбищенский, ни трупный яд не истлил тела Святого. И не зловонный запах исходил от мощей его, а аромат благоуханный.
Великие люди! Великие предки! Будет вечная память Вам во веки веков. Аминь!
                1930-ые годы.
Замолчала Зебонисо. Дети тоже молчали, кое-кто успел уснуть под материнские сказки.
Сегодня четверг – поминальный день. Много гостей посетили их дом, с утра до самого вечера шли соседи, по большей части родственники.
Мальчик Эшон, как старший мужчина в семье, встречал и провожал гостей.
И все говорили и говорили о деде Саиде. А когда спряталось солнце в одной из ложбинок холмов, на смену ему заступил, Лунный страж – серп, напоминающий китайскую саблю. После вечерней молитвы, набравшись смелости, младшая дочь Сайби спросила у матери:
– Ача , кто был наш дедушка? Что он такого сделал, что его так уважают и боятся тоже?
– Ложитесь поудобней, расскажу…
Эшон лежал на спине, подложив под голову руки с разведенными в сторону локтями. Он был не по годам рослым и крепким юношей, выглядел гораздо старше своих лет. Великан, да и только.
Подрастающий богатырь глядел в одну точку, а перед глазами кинолентой плавно протекали события прошедших эпох…
Перезахоронили Саида  Валишо в Гарме, ныне и ранее – Рашт долина, в деха Кочони Боло. И идет народ помолиться у святых мощей духа святого Валишо.
1 ноября 2012 год


Рецензии