18. Неожиданная встреча

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА

В переулке их поджидал Данька.
– Что случилось? – хмуро спросил Андрей, он был недоволен собой, и тем, что спрашивал разрешения у матери отнять жизнь у её ребенка.

– Вас зовут.
– Кто?
– Увидишь.
– Данька, не дури, – предостерегающе проговорила Лота. – Говори.
– Пошли, – сказал Андрей. – Знаю я, кто нас зовёт.

Дан вёл их нехожеными закоулками, едва приметными тропками. Наверняка, пути эти были известны только мальчишкам. Тропинка вилась между огромными лопухастыми листьями малосимпатичного, неистребимого сорняка – через несколько дней на месте роскошных белых цветов созреют семена, наполненные жгучим ядом.

– Пришли, – остановился Дан у кособокой, глинобитной развалюхи со стенами подпёртыми какими-то досками. – Ждите.
Через минуту в дверях появился невысокий, крепко сбитый мужчина. Увидел Лиенту, и на лице появилась широкая, открытая улыбка.
– Лиента! – Он крепко обнял лугарина. – Я поверить не мог, когда сказали, что ты в поселке!
– Рад видеть тебя живым, Мотли.

После яркого света дня в избушке показалось темно, но скоро глаза привыкли, и Андрей увидел, что вкруг пустого стола сидят несколько мужчин. С появлением Лиенты здесь стало шумно. Лугарина обступили, о чём-то спрашивали, смеялись. Андрей оказался в стороне и увидел, как отодвинулась ветхая занавеска, что отгораживала угол, и из-за неё вышел высокий седой мужчина с усталым, измождённым лицом – его Андрей увидеть здесь не ожидал. При взгляде на Лиенту суровость его смягчилось, тёплая улыбка тронула губы. Тут он встретился с глазами Андрея, и взгляд снова сделался острым. Несколько мгновений он испытующе рассматривал незнакомца в ненавистной форме, потом отвернулся, шагнул к Лиенте.

Торговец Алан еще недавно был владельцем небольшой лавки, где торговал всевозможным нужным в хозяйстве товаром. Торговля его славилась тем, что вещи у него всегда были добротными, сработанными на совесть.

Когда на город обрушились орды Гуцу, Алан отправил жену с детьми в крепость, и вместе с соседями прикрывал их. Но кучки храбрецов не могли сдержать черной лавины – она стремительно растекалась по городу, стискивала, захлестывала, душила многочисленные, но разрозненные пожары сопротивления.Отряду Алана удалось с боем прорваться к крепости, но родных своих они там не нашли. Позже Алану расскажут, как погибли его жена и дети, и за одну ночь из весельчака и добряка он превратится в сурового, расчетливого воина, возглавит оборону крепости. Всё это в жизни Алана уже состоялось, но еще не случился последний бой – когда в крепости начнется голод, и они откроют ворота. Судьба смилостивится над ним – даст смерть славную и скорую.

Перед Аланом расступились – они с Лиентой были хорошо знакомы, лугары предпочитали покупать товары именно в его лавке. Но со дня Интервенции они не виделись и ничего не знали друг о друге.

– Алан руководит обороной крепости, – сказал Мотли. – Две ночи назад пробрался к нам.
– Провидение свело нас всех вместе, – Алан пожал руку лугарину. – Кто этот человек?
Взгляды всех обратились к Андрею.
– Меня не провидение вело. – Лиента положил руку на плечо Андрею. – Я здесь благодаря Дару.
– Он юкки?
– Нет.
– Ты ручаешься за него?
– Да, я ручаюсь.
– Я тоже, – услышал Андрей и увидел Табора.

        * * *

– Мы голодаем, – говорил Алан. – Сегодня – четвёртый день, как люди не получают ни крошки. Мы сохраняли немного еды для детей, но она тоже кончилась. Люди послали меня к вам. Если пришло время умереть, надо умереть достойно. Будь мы, мужчины, одни, мы взяли бы оружие и, не колеблясь, вышли бы из-под прикрытия стен.

За столом угрюмо молчали. Мотли с горечью проговорил:
– Люди надеются, что от нас придёт помощь. Но что мы можем?
Андрей и Лиента переглянулись.
– "Говори".
– К утру тоннель будет в порядке, – проговорил Лиента.

Все удивлённо повернулись к нему.
– Дар знает, что нужно исправить, чтобы вода ушла.
Теперь взгляды скрестились на Андрее.

– Да, это так. Ты, Алан, сегодня вернёшься в крепость, и после полуночи жди в тоннеле сигнала. Потом включишь насосы.
Мужчины переглянулись, и Андрея снова царапнул острый взгляд Алана.
– Ты, в самом деле, знаешь, как можно наладить?
– Да.
– Откуда ты знаешь?
– Оставь это мне. Важно, что сегодня тоннель можно будет использовать.
– Ты так уверенно говоришь об этом. Почему? Вы не боитесь дать людям несбыточную надежду?
– За свои слова я могу поручиться головой, – сказал Андрей. – Но не стоит волновать людей раньше времени. Поэтому жди меня один.
       
– Прошлой ночью я не смог вернуться в крепость.
– Сегодня сможешь. Я проведу тебя.
– Какой сигнал я получу?

– Ты узнаешь. Продукты в крепости будут под утро, но ты тоже не можешь вернуться с пустыми руками. Там наверняка всю ночь не спали, ждали тебя и опять будут ждать.
– Женщины соберут что-нибудь, – сказал Мотли.
– Вы сами тут впроголодь, – возразил Андрей. – В городе купить надо. Это безопасно. Вы знаете, Марта вчера ходила. Деньги у меня есть.

Со двора донёсся тихий, продолжительный свист. Мотли быстро встал и вышел. Он скоро вернулся, угрюмо сказал:
– Опять юкки… Пьяные…
– Сволочи! – в бессильной ярости сжал кулаки Табор.
Лиента коротко глянул на Андрея, тот поднялся.
– Кого пошлёте в город?

Вызвался молодой мужчина по имени Лей. Андрей кивком головы велел следовать за ним.
– Будь осторожен, – догнал его у порога голос Лиенты.
После ухода Андрея все некоторое время молчали. Потом Алан сказал:

– Кто он, вождь?
– Друг, – коротко ответил Лиента.
– И всё? Ты не хочешь говорить?
– А я кроме этого не знаю ничего.
Ошеломленные ответом Лиенты, мужчины уставились на него молча, и даже как будто обиженно за неуместную шутку. Он усмехнулся.

– То, что Дар говорит о себе, слишком странно. Два дня назад он появился из джайвы. Шёл не от города, из джайвы. Дозорные обнаружили его, схватили и привели в стойбище. Так я думал вчера. Сейчас я уверен, это он обнаружил дозорных и позволил себя схватить, чтобы они привели его в поселок.
– Да ведь он шпион!
– Или друг, который шёл предложить помощь. Он – наше спасение. Дар может то, чего не может никто из нас.

– Что?
– Восстановить тоннель.
– Он это сделает?
– Он может это сделать.
– Ты сказал, вождь, что твои воины схватили его. Как же он пришёл к нам? Ты отпустил его?

– Он не спросил у меня разрешения, – снова усмехнулся Лиента. – Я был уверен, что он шпион Гуцу и не приказал его казнить немедленно лишь потому, что устал, хотел утром допросить его с пристрастием. Велел связать и оставить в моей хижине. Тогда он предупредил, что ночью уйдёт. Он так и сделал.
 
– Он ушёл из твоей хижины? Как?
– Просто порвал ремни. Новые, сыромятные ремни.
– И ты веришь ему?

Лиента обвёл глазами тех, кто сейчас смотрел на него требовательно и смущённо. Любого из них он мог назвать другом – старым и верным, на любого он мог положиться. Можно ли поставить рядом с ними человека, которого вчера считал врагом? А сегодня видел его лицо у постели смертельно раненого ребенка…

– Я поручился за него и повторю это опять.
– Не слишком ли ты доверчив?
Лиента рассмеялся.
– Ставр недавно упрекал меня на Совете вождей, что я не верю даже собственной тени.
– Что ж, время покажет. Выбора у нас всё равно нет. Как дела у вас в джайве?
– Лучше, чем ваши, но это не значит – хорошо. Луна не обновилась, а я дважды велел снимать посёлок и уводил людей в другое место. Юкки дышат в затылок. Тоже у других. Стон погиб и с ним много воинов. Оставшихся я принял к себе.

За окном прошелестела трава, дверь отворилась, нагнув голову, вошёл Андрей.
– Всё спокойно. Они ушли.
Он снял плащ, вытер вспотевший лоб.

– Я вам здесь не нужен, там люди пришли, ждут. Лиента, не забудь о том, что понадобится ночью.
Андрей ушёл. Алан обвёл глазами сидящих, проговорил:
– Если он шпион, то сейчас к Гуцу несут его донесение. И нам надо ждать гостей. При этом сам он ушёл от нас.
– Я не верю, что он шпион, – сказал Табор.
– И всё же, я хочу знать, как и почему ушли те сволочи. Лиента?
– Моя вера не твоя. Ты имеешь право.
Мотли наклонился к маленькому оконцу.

– Дан!
Через секунду светлая Данькина голова просунулась в двери.
– Здесь я, дядя Мотли!
– Дар ушёл?
– Да, с Лотой.
– Кто сейчас ходил с ним?
– Я и ходил.
– Зайди, расскажи, как там было.
 
Данька начал солидно, сдержанно, но скоро сбился со взятого тона, заговорил с мальчишечьим азартом.

– Ну, вышли Дар с Леем. Дар говорит: "Где, говорит, эти паразиты? Давай бегом". Мы побежали. А он говорит: "Что вы тащитесь, как две дохлые снули?" Посадил меня на плечо, чтоб дорогу показывал. У-у, и здоровый же он! Лей всё равно отстал. А гады эти уж во всю во дворе у Алиты хозяйничают. Дар сначала в стороне приостановился. Алиты дома не было – старуха, да дети. Их во двор выгнали и давай утварь из избы выкидывать. А чего там выкидывать-то, святой Тау! Старуха ни жива, ни мертва стоит, детей к себе прижала. А они то арбалет нацелят, делают вид, что стрелять сейчас будут, то ещё чего. Дени заплакал, он же ещё маленький совсем, испугался. Один подскочил, у старухи его выдернул. Тут, правда, и я испугался – от них хорошего не жди. Гляжу, а Дар уже там, я и не заметил, как он там оказался. Чего-то сказал им, они заржали и дальше своё творят. Дени, правда, обратно к бабке толкнули. Тут Дар как гаркнет! Я аж присел, вот голосище! А юкки перед ним навытяжку, обмерли, глаза таращат! Ну и всё. Он Лея позвал, с ними отправил. Они повернулись и пошли со двора. Тут Алита перепуганная прибежала, давай они с бабкой кланяться ему. А Дар засмеялся, Дени по голове погладил, и мы назад пошли.

– Хорошо, Дан, иди.
– За Даром-то сегодня смотреть?
Помешкав, Мотли сказал:
– Не надо.
Никто не возразил.
– Будьте повнимательнее к чужим – у нас сегодня много гостей.

Андрей вернулся поздно вечером, когда сумерки загустели, стали фиолетовыми, на небе проступили звёзды. Он устало опустился на скамью, привалился спиной к стене.Хозяйка поставила перед ним миску, исходящую ароматным паром, хлеб.

– Продукты из города принесли?
– Да, всё в порядке.

Андрей кивнул, потёр лицо руками, взял ложку. Лиента смотрел, как он нехотя, с усилием глотает похлебку.
– Что с тобой? Ты болен?
– Устал от чужой боли. – Андрей отодвинул миску. – Спасибо, хозяюшка, я лучше прилягу.
– Ты совсем больной, ты не сможешь… – тихо проговорил Лиента.
– Неужели думаешь, – я забыл о тоннеле? Мне только надо немного отдохнуть.

Он встал, провёл рукой по лбу, будто хотел что-то вспомнить.
– Приготовили, что я просил?
– Да, я всё проверил.

В избе стояла тишина, время текло беззвучно. Уже давно стемнело, и Алан всё чаще нетерпеливо посматривал на Андрея, но всякий раз его останавливал взгляд Лиенты. Неожиданно, не открывая глаз, Андрей сказал:

– Пора, Алан.
Ещё несколько мгновений он лежал неподвижно, потом встал.
– Разве ты не спал? – спросил Мотли.
– Почему не спал? Я отлично отдохнул.

Действительно, это был совсем не тот обессиленный, разбитый, больной человек, которого они видели час назад. Теперь он был полон сил и готов к действию.
Лиента покачал головой, недоверчиво усмехнулся:
– Ты будто из воздуха силы берёшь…

В тоннеле под рекой и в осаждённой крепости http://www.proza.ru/2015/04/23/1909


Рецензии
Здравствуйте, Раиса.

Опасалась, что сопротивление не поверит Андрею... Рада, что обошлось)

С уважением

Мила Бачурова   27.10.2016 20:00     Заявить о нарушении
Меня радует, что вы так переживаете за Андрея )

Раиса Крапп   28.10.2016 01:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.