Города

                Г О Р О Д А         

Что не город, то норов.
Петербург – город обманов.
Город – разум, село – душа.
Петербург – город-ловушка.
Маленькие города всегда принимают сторону победителя.
Город – это не только пространство, но и время.
Чтобы понять лицо города, нужно пройтись по его окраинам.
Москва – город жёсткий.
Москва – это сердце страны, а Львов её мочевой пузырь.
Город – это люди, а не стены.
Город будет таким, какими будем мы.
Невелик городок, да славен.
Тюмень – мать сибирских деревень.
Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
Все дороги – к Москве ведут, на Красную площадь.
Город красен горожанами.
Города строят не языком, а рублём и топором.
Севастополь падением славен. (Историческая п.)
Кто не видал Каира – тот не видал мира. (Египетская п.)
Архангельский город – всему миру ворот.
Петербург – не Россия.
На Чертылье (Пречистенка) – чертям раздолье.
В маленьком городке друзей не выбирают.
Жестокость истории заключается в том, что города меняются.
Самые большие сплетни рождаются в маленьких городах.
Ехать старому человеку в город то же, что трухлявую хату перевозить на новое место.
Город – царство, а деревня – Рай.
Чем больше город, тем хуже свечи в нём производят.
Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.
Казань – городок, Москва – уголок.


Волоколамск – волок на Ламе.
Боготол – столица грязи, Красноярск – столица пыли.


              ЗЕЛЁНАЯ  СИМВОЛИКА
Многие древесные породы являются символами наших городов
Одесса славится белыми акациями и платанами.
Киев – знаменитыми каштанами.
Хорог – высоченными пирамидальными тополями.
Сочи – стройными кипарисами.
Баку – удивительной эльдарской сосной.
Города Подмосковья – белостволыми берёзами.
     А сколько разнообразных названий населённых мест посвящено лесу!
Лесная, Залесье, Дубрава, Ясень, Берёзовка, Боровуха, Ельник, Ольховка, Сосновка, Кленовка…

«Чтобы приручить бескрайность, люди выдумали город»
                Оскар Боэций

Город, прикрытый ладонью уснувшего давнего,
Тянет в тревожные сны потемневшие улицы…
                Светлана Мель

Мы ничем, кроме расстояния,
От Москвы не отделены.
                Александр Жаров «С тобой Москва»

     «… Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него  нет любви к своему городу».
                Д.С.Лихачёв

Красноярск – это добрый отец.
Здесь родился народ-удалец.
Протекает седой Енисей.
Рядом – лес, полный птиц и зверей.
               Эмилия Быстрова «Красноярск – это город мечты»

     Все с богомолья едут из Киева.
     Показался им Киев, что рай Божий: ни пьющего, ни гулящего не встретили богомольцы в Киеве, ни одного не видели на улице безобразника, а много везде ходили – ходили они по святым местам, службы выстаивали, к мощам да к иконам прикладывались.
     - Не город, рай-город!
     - Лучше нет его.
     - В трактирах с молитвою чай пьют.
     - С молитвой закусывают.
                А. Ремизов «Взвихренная Русь»

Город – это единство непохожих.
                Аристотель.

     - Города нельзя разрушить, - сказал жрец. – Они будут отстроены снова сто сорок раз, ведь боги знают, где основали их, и именно там они им нужны.
                Пауло Коэльо «Пятая гора»

     Старик, который убирал мусор на площади, был прав. Скоро вернутся враги, чтобы собрать урожай, посеянный не ими. Илия старался для тех, кто убил его любовь. Он знал, что ассирийцы суеверны и во что бы то ни стало восстановят город. Согласно поверьям, боги воздвигли города, чтобы те гармонично сочетались с долинами, животными, реками и морями. В каждом городе боги хранили священный участок земли, чтобы отдыхать там во время долгих странствий по свету. Поэтому, если город подвергался опустошению, боги грозили обрушить на землю небеса.
                Пауло Коэльо «Пятая гора»

     - В Европе уже нет такой терпимости.
     - Не то чтобы её не было, просто вы о ней забыли. Вспомним историю: когда кочевники спускаются с гор чтобы построить первые города, кто выбирает место? И какие причины заставляли выбирать то или иное место для возведения города? Это были не логические критерии, а необычные, магические. В то время у Бога ещё не было имени, ведь он находился не в одном конкретном месте, он шёл вместе с людьми в нескончаемом паломничестве. Политеизм и имена Бога рождаются с появлением городов.
     - Тогда же возникают храмы.
     - Город зарождается, когда человек начинает заниматься земледелием и понимает, что может прокормиться, не передвигаясь постоянно с места на место. И осознаёт, как много времени проходит между посевом и жатвой…
     Первая стена возводится на вокруг города, а вокруг храма. Так появляется каста священнослужителей, власть священного. Богу дают имя, возводят алтарь, который часть людей присваивает себе. Так возникает разделение на священное – храм, обиталище власти – и мирское, то есть мир за стеной…
                Хуан Ариас «Пауло Коэльо : Исповедь паломника»

     Владивосток – разнолик и разноязычен, как Вавилон.
              В. Пикуль «Богатство»

Здесь люди в сотни тысяч норок
Вползают спать по вечерам.
Так чем мне этот город дорог?
А тем, что здесь моя нора.
                Анатолий Ферапонтов (Седой)

     Пётр 1 спросил Балакирева (шут) о народной молве насчёт новой столицы Санкт Петербурга.
     - Царь-государь, - отвечает Балакирев. – Народ говорит: с одной стороны море, сдругой – горе, с третьей – мох, а с четвёртой – ох!

«Лучше всего, что я видел на этом свете – это Москва».
                С. Есенин

«Москва спасла Россию».
                А. Герцен

ДУШАНБЕ – в переводе «понедельник».

АДДИС-АБЕБА – столица Эфиопии. Название по-арабски означает «Новый цветок».

КИЕВ –  по-древнему  КИОАВ.

УЛЬЯНОВСК – СИМБИРСК. В переводе с тюркского «На семи ветрах».

НАЛЬЧИК – Маленькая подкова.

РИМ – называли в старину «Вечный город».

АРЗАМАС. Это город Горьковской области, основанный в 1578 г. Получил своё название от мордовского племени эрзя, жившего по течению рек Теши и Сережи. Эрзя-мас – город племени Эрзя.

Баку – столица Азербайджана, упоминается ещё в 8-9 вв. Существует несколько толкований этого слова: от персидского «баадкубе» - горный ветер; от татарского «бадикуба», сокращённо «бадху», - удар ветра. Над городом постоянно господствуют сильные северные ветры. Отсюда вольное толкование – «город ветров». Возможно, от лакского «баку» - холм: старая часть города действительно расположена на холме.

МАЙКОП. Город Краснодарского края, основанный в 1857 г. Название – от черкесского «мен» (яблоня) и «куапе» (угол): в окресностях города развито садоводство.

МУРОМ. Город Владимирской области. Возник в конце 10 – начале 11 века как славянское поселение не территории племени мурома, по имени которого и назван.

РУСТАВИ.  Основан как город в 1948 г. В связи со строительством закавказского металлургического завода. По-грузински «ру» - канал, «тави» - глава, начало. Так называлось селение, расположенное у начала оросительного канала.

БРЕСТ – белорусский город. Брест происходит от слова «берестье», то есть «место» поросшее берестом. А словом «берест» в диалектах Древней Руси называли дерево вяз. Таким образом, берестье – это «место поросшее вязами». Позднее из названия Берестье получилось Берестов, а затем и Брест.

ТБИЛИСИ – по-грузински – тёплый. В Тбилиси много тёплых источников. Отсюда и название города. О  городе упоминается ещё в 4 веке.

КРАКОВ – польский город. Здесь мифический Крак победил когда-то дракона.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ – Город братской любви.

                Г О Р О Д
Храня завет родных поверий –
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Как муравьи кишели люди
Из щелей выдолбленных глыб,
И, схилясь, двигались из груди,
Что чешуя скорузлых рыб.
В моей душе так было гулко
В пелёнках камня и кремней.
На каждой ленте переулка
Стонал коровий рёв теней.
Дризжали дроги, словно стёкла,
В лицо кнутом грозила даль,
А небо хмурилось и блекло,
Как бабья сношенная шаль.
С улыбкой змейного грешенья
Девичий смех меня манил,
Но я хранил завет крещенья –
Плевать с молитвой в сатану.
Как об ножи стальной дорогой
Рвались на камнях сапоги,
И я услышал зык от Бога:
«Забудь, что видел и беги!»
               С. Есенин 1915 г.

     «О, красно украшенная земля Русская!» Сейчас, когда читаешь эти дивные слова, коими зачинается «Слово о погибели Русской земли», и потом следующий за ними перечень красот Руси: рек, озёр, источников, дубрав, зверей и птиц, и храмов, и «честных и грозных» князей, - одно останавливает внимание и даже как бы изумляет и заставляет задуматься, это слова о том, что земля «украшена городами». Мне, во всяком случае, когда-то было странно читать это. С детства помнись городские окраины: свалки, изрезанная, изувеченная земля, канавы, проволока, грязь, какие-то склады, сараи, автобазы, все, быть может, и нужные большому городу, но такие, увы, непоэтичные! И сквозь мазутные лужи и осыпи антрацитовой пыли, ржавых труб, обломков бетона и кирпича, старых покрышек, жёваной бумаги и прочего городского мусора, среди этого всего жалко выглядывающие листочки какой-нибудь захудалой, сто раз переломанной рубчатым катком колеса веточки тальника или тополевый побег среди бурьяна и грязи. И уже там, за путаницей проводов и путей, рельсов, асфальта, грязи заводской и просто грязи, там уже где-то начинаются поля, и за ними лес синеет, а позади, над городом, висящая шапка дыма, особенно видная в погожий весенний день… И сладкий, приторно-тошнотворный дух гниющих свалок, и запах гари и бензина… И век было такое, словно город – гигантский злокачественный нарыв на земле, а вокруг полоса омертвевшей, гниющей и гнилостной ткани погибающей земли. (Ведь она живая, наша земля, и гибнет так же, как и всякое живое существо). И только там, в центре, в скрещении, за нагромождением безликих новостроечных многоэтажек стоят – несколько! – дворцов и соборов, и властная Нева течёт в граните своих берегов, и Летний сад и «оград узор чугунный», и тоже покрытое копотью, но всё же золото Адмиралтейской иглы… (Я родился и вырос в Санкт-Петербурге).
      И так вот, сопоставляя и сравнивая (да и повидавши прочие окраины наших городов, тем паче – промышленных), странно мне было читать эти слова о земле, «украшенной городами!» И только уже теперь, многое узнавши, понял, понимаю я всю правоту древнего писателя и что не преувеличивал, не приукрасил он, выдавая желаемое за действительное. И почему? И где я узнал, увидел, понял это?
     Во-первых, скажем то, что как-то мало приходит в голову нам теперь. Было чище. Дым печной, от дров – совсем не то, что заводской дым. В некрупном древнем городе было, как в деревне. К тому же все наши древние города (и это отличало Русь от Запада) утопали в садах. Воздуху, неба, зелени в них было больше. Потом, те древние города совсем не имели свалок. При натуральном хозяйстве, когда всё добываемое в поле целиком шло в дело – что в корм себе, что скоту, что на подстилку, что на кровлю, - выкидывалось очень малое. И тара была хорошо усвояемая почвою: мешковина, рогожа, береста и прутяные коржины, бочки и ящики. Всё это, ежели не сжигалось в печах, перегнивало тут же на участке, подымая с каждым столетием «культурный слой». Тогдашнее производство не производило тех ядовитых отходов, что современное, а из рукотворных изделий не усваивались почвою одни лишь глиняные черепки, но и они, в отличие от стекла и полиэтилена, не губили почвы, не мешали корням растений. А не было отходов – не было и свалок загородных. Не было гнусных развалов бетона с торчащей из него арматурой, не было груд ржавеющего металла – метал был дорог и весь шёл опять в переплав. Частично и потому ещё считалось счастливой находка конской подковы на дороге…
     Словом, город только ввозил, не выбрасывая ничего, а строился в основном из дерева…
                Д.М. Балашов «Отречение»

     …Когда выдавалась свободная минута, он любил выйти на улицу и понаблюдать, как и чем живёт город, утренний ли, только проснувшийся, послеполуденный ли, шумный, спешащий, шальной.
     Теперь время перевалило за полдень, и широкую, окаймлённую тополями улицу заливало солнце,   и движение в городе было особенно оживлённым: по обеим тротуарам катились потоки людей, уже в летнем, белом; серединой улицы, перекликаясь сиренами, сновали машины, голубые и кремовые»Победы» и «Москвичи», грузовики с кирпичом и железом, прицепы, гружённые брёвнами и свежепиленным тёсом. Намётанный глаз шофёра примечал, что машин в последние годы прибавилось и в движении их больше ритма, - город работает, строится, у него столько дел и хлопот.
                Л. Огневский «Белый хлеб»

     Я часто вижу Псков среди сна. Мне видится, он плывёт навстречу, как ненаглядный медлительный корабль с железными знамёнами на башнях. И я уже не знаю, во сне это или наяву. Но я широко раскидываю руки, я иду навстречу городу, чтобы поклониться ему как старцу и обнять его как брата.
                Юрий Куранов «Сердце ключей»

     …Однажды люди из славянского племени приплыли сюда по рекам, поставили у воды жилища. Самую полноводную реку они называли Великой. А на месте, где река Великая впадала в озеро, поставили город. Город стал называться Псковом. Потому и окрестная земля тоже стала так называться – Псковской.
     На месте, где речка Пскова впадает в реку Великую, горожане поставили крепость. Они называли её Кремлём, а по-местному – Кромом.
     В других городах крепостные стены делали из брёвен. Во Пскове за строительным материалом далеко ходить не надо – он прямо под ногами: белый камень, известняк. Потому и стена крепостная была из камня. Выгоднее места для крепости было бы не найти: с трёх сторон – обрывистый, высокий берег реки. Врагам не подступиться. А с четвёртой – каменная стена. С другого берега, с лугов, крепость казалась возвышающейся над землёй, словно сам Бог её создал для защиты города. А внутри крепости стоял белокаменный собор Святой Троицы.
     Псковитяне гордились своим городом. Псков стоял на границе с западным морем, с латинскими странами. От этих стран часто шла беда – появлялись лихие отряды с одним желанием: пограбить да пожечь. Но наступили мирные времена, и тогда в городе появились диковинно одетые иноземные торговые люди – гости, купцы. И чужая речь за окнами псковских домов была не таким уж и дивом. Да и сами псковитяне часто отправлялись на заработки в другие государства. Потому что псковские мастера-строители славились повсеместно.
     А ещё гордились псковитяне тем, что не становились они рабами князю, как жители других русских городов. Было у них Вече, на котором решали все важные городские дела. Был и князь. Без князя нельзя – кто-то ведь должен обучать и тренировать воинов, следить за их справной одеждой, оружием. Кто-то должен и город защищать от вражьих набегов. Только князя псковитяне нанимали. И содержали его хорошо. А когда не нравился, выпроваживали из города.
     Таких вольных городов лишь два осталось на Руси – Господин Великий Новгород и Господин Великий Псков.
                В. Воскобойников «Меч победы»

     Этот город, оазис в огромной степи, которая окружает его, демонстрирует величественную панораму дворцов, церквей, гостиниц, домов, построенных на крутом, почти отвесном берегу, подножие которого омывает море. С виллы банкира Селима можно было видеть огромную обсаженную деревьями площадь и монументальную лестницу, которую венчает статуя герцога Ришелье. Этот выдающийся государственный деятель был главным устроителем и первым градоначальником Одессы того дня, когда уехал во Францию, где на посту первого министра добился вывода иностранных войск с французской территории.
     Под влиянием северных и восточных ветров климат в городе был сухим, и богатые горожане этой столицы южной России в самый жаркий сезон были вынуждены спасаться в прохладе хуторов, и это объясняло почему для услады тех, кому дела не позволяли провести несколько месяцев на даче под небом южного Крыма, на побережье появилось такое множество вилл. И среди них, таких разных, нельзя было не обратить внимание на виллу банкира Селима, расположение которой спасало её обитателей от чрезмерной жары и сухости.
     Если поинтересоваться, почему этот город, который ещё во времена Потёмкина (1739-1791) назывался, как и его маяк, Хаджибей, носит имя Одесса, то есть город Одиссея, то можно узнать, что произошло это так: колонисты, привлечённые в новый город дарованными ему привилегиями, испросили у имеператрицы Екатерины 2 совета, как его назвать. Императрица в свою очередь посоветовалась с учёными мужами Санкт-Петербургской Академии, историки углубились в труды по истории Троянской войны и в результате своих изысканий обнаружили – хотя это и весьма проблематично, - что на этой части побережья существовало некогда поселенье Олессос; отсюда и пошло название ОДЕССА, которое город получил в конце восемнадцатого столетия.
     Одесса как была некогда торговым городом, так им и осталась, и можно предположить, что таковым она будет всегда. Среди ста пятидесяти тысяч её жителей есть не только русские, но и турки, греки, армяне, словом, это космополитический город, населённый людьми, имеющими вкус к коммерции. А если торговля, в особенности торговля на экспорт, не делается без коммерсантов, то тем более она не может обойтись без банкиров. А отсюда – множество банков с самого возникновения города и среди них скромный поначалу, а ныне имеющий в финансовых кругах славу одного из самых престижных в Одессе – банк Селима…
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»

     Город КЕРЧЬ расположен на одноимённом полуострове на восточной оконечности Тавриды. Он полумесяцем раскинулся в северной её части. Над ним величественно господствует гора, на которой некогда возвышался Акротоль. Эта гора Митридата, этого грозного и беспощадного  врага римлян, едва не изгнавшего их из Азии, этого дерзкого полководца, выдающегося полиглота, легендарного знатока ядов по праву занимает место на челе города, который стал столицей полуострова. Здесь этот властитель Понта, грозный Евпатор, приказал своему солдату-галлу пронзить его тело шпагой после того, как ему не удалось отравиться, потому что он приучил свой организм к яду.

     ТАМАНЬ – весьма невзрачный городок с неказистыми домишками под выцветшими от солнца и ветров соломенными крышами, с деревянными церквами, с колокольнями, вокруг которых постоянно кружат густые стаи соколов.
     Карета проехала через Тамань не останавливаясь. Поэтому Ван Миттен не смог осмотреть ни суворовскую фортецию, ни крепость Фанагорию, ни руины Тмутаракани.
     Если судить по облику жителей и их нравам, то Керчь – город скорее греческий, а Тамань – казацкий. Поэтому они так рознятся друг от друга.

     ЕНАКАЛЕ – город, где успешно ведётся торговля солью, чёрной икрой, салом, шерстью. Часть его населения, в основном греки, занимается ловлей осетра и калана. Моряки совершают небольшие каботажные рейсы, через пролив и вдоль побережья на лёгких судёнышках, оснащённых двумя латинскими парусами. Енакале имеет важное стратегическое значение, и это объясняет, почему русские, отвоевав его в 1771 году у турок, ещё более укрепили крепость. Енакале – один из черноморских портов, которые в этом месте являют собой гарантию безопасности, а второй порт – Тамань – находится на второй стороне пролива.

     К полудню добрались до ПИЦУНДЫ, и там им представилась возможность поменять лошадей, а Ван Миттену выпало полчасика, чтобы полюбоваться очень древним храмом. В старину Пицунда служила резиденцией высшего духовенства Закавказья. Этот храм с кирпичным куполом, некогда покрытым медью, который расположением своих нефов как бы повторяет форму греческого креста, с расписанными фресками стенами и затенённым столетними вязами фасадом по праву может считаться одним из самых любопытнейших византийских сооружений шестого века.
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»

     …Ахмет сделал остановку в БАТУМИ, в северном Лазистане, входившей в Российскую империю.
     Этот город, удобно расположенный в устье реки Чорох, в древности называвшейся Батис, раньше принадлежал Турции. К сожалению, Турция его потеряла, - ведт тамошний порт, с хорошей якорной стоянкой, мог принимать множество судов и даже корабли с глубокой осадкой. Большую часть города занимал огромный деревянный базар, пересекающий главную улицу. Россия, протянув руку далеко в Закавказье, захватила Батум, а позже подчинила себе весь Лазистан.

     В поисках повозки Ахмет обошёл всю АТИНУ, ничем не примечательный городок, некогда называвшийся Афинами Понта Эвксинского. Здесь сохранилось несколько доисторических колонн от храма Афины Палладии. Эти руины очень заинтересовали Ван Миттена и оставили совершенно равнодушным Ахмета…

     Надо признать, что город ТРАПЕЗУНД безусловно заслуживает упоминания в мировой истории. Он был основан жителями колонии Милета в 8 веке до Рождества Христова, завоёван Митридатом, отобран Помпеем (Помпей Великий 106-48 до н.э.), находился под властью персов и скифов, стал христианским при Константине Великом и потом, освобождённый Визарием (Визарий (490-565) – византийский полководец), снова перешёл в язычество, разбогател при Юстиниане (Юстиниан 1 (482-565), принадлежал Комнинам, к чьим потомкам причислял себя Наполеон 1. Затем к середине 15 века, когда после двухсот пятидесяти шести лет существования распалась Трапезундская империя, оказался в руках Махмеда 2. Поэтому неудивительно, что всю первую половину путешествия Ван Миттен предвкушал удовольствие, которое получит от посещения столь знаменитого города, места действия многих рыцарских романов, описывающих необычайные приключения.
     …Раскинувшийся амфитеатром на холме, Трапезунд фактически делился на два города; в одном, турецком, обнесённом стеной с огромными башнями, защищённом в древности с моря крепостью, не менее сорока мечетей с минаретами, возвышающимися среди апельсиновых, оливковых рощ и разных красивых деревьев. Другой, христианский, преимущественно торговый; там большой базар с богатым выбором роскошных ковров, тканей, драгоценных камней, ювелирных изделий, старинных монет, оружия и прочего.
     Между Трапезундским и другими важными черноморскими портами еженедельно курсируют большие пароходы.
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»

     СКУТАРИ – это азиатское предместье Константинополя, древний Хриссополис, здесь мечети с золотыми куполами, живописные кварталы с пятьюдесятью тысячами жителей, дебаркадер в заливе, окружённое высокими кипарисами кладбище, - место упокоения богатых мусульман, боявшихся, что столица, согласно легенде, во время молитвы будет захвачена неверными, - а подальше, в одной миле отсюда, над Скутари возвышается гора Булгурлу, с вершины которой видно Мраморное море, пролив Никомеда и Костантинопольский канал.
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»


Рецензии