Могучая сила земли

Ты звени колокольчиком звонким, водица!
Дай умою лицо! Вон летят журавли…
Заколдованный мир, моё детство мне снится
И серебряный ключ от могучей земли…


  Я вспомнила о ключе моего детства на далёком Урале. Там,где-то в белых черёмухах, плавала  Талица, деревенька моей бабушки Анны, куда увозила на лето нас, малышню, из голодного города Перми наша мама.
    Мы долго плыли на  пароходе. Пароход дымил, крутилось его огромное колесо с лопастями, и он медленно шёл по реке Каме. На нижней палубе было шумно и суетно. Почти голыми бегали цыганские дети. А на нас, девочек, мама сшила сама прекрасные красные платьица с белыми горошинами из тонкого батиста. Как же ей трудно давалась эта поездка! Надо было нести на руках кого-то из младших. Я помню, что кто-то вёл меня за ручонку, кого-то несла мама. Помню,  как плескались камские воды,  остро пахло водой пристанью. Так мы добирались до Осы. А потом ещё сто километров  в кузове полуторки, на ветру. И маленький домик моей бабушки, горе-горькое мыкавшей почти в баньке, осташейся после раскулачивания. И как же трудно ей было держать корову-кормилицу, когда деда уже не было!
                И запомнила я серебряный ключ с серебряной водой, бежавший по большому жёлобу и крикливых гусей у этого ключа, и горку, с которой он бежал. Вся горка была осыпана мелкой земляникой, поджарившейся на солнышке.

    А потом были и другие родники и ключи в моей жизни.
Но этот был первый и особенный. Где-то и сейчас он, наверное, звенит.
  Я даже не знала имени его. Так и остался он в моей памяти, как родник моего детства.
    На Вологодчине я поняла, что у каждого родника есть своё имя. Люди давали его по каким-то особенным качествам: Гремячий, Студёный, Лодок.
     И почти у каждого ключа есть своя маленькая история.
Давно мечтала я пойти на заповедное место, где течёт ключ, названный Лодок. Он находится за речкой Колонкой, что бежит, катится по большим камням через лесные буреломы, где выпревают пятачки рыжиков и жёлтых груздей. Тавенжане ходили к Лодку, когда их настигали хвори. Шли в лес, омывались студёной водой, вешали на ближайшую ёлку одежду. Например, платок, если болела голова…
    «Надо идти о речку. Когда сделали карьер, её поворотило в Коровье болото(озеро с топкими берегами). Там ещё мельница была(на речке). Налево – горка. На горке – Лодок. Бежит по нему водичка  холодная-холодная. Раньше ходили, омывались и окачивались. Омывали ребят. Витолиха перед последним годом, а было ей восемьдесят пять лет, разделась и окачивалась»,-  рассказывали мне старожилы.
  Этим летом сосед согласился показать мне родник. Дорога заросла осинником. Дошли до речки. Вода кругом. Бобры перегородили, сделали запруду, построили свои домики под водой. И пришлось нам идти по бурелому. Немного запаниковала. Но провжатый шёл уверенно, делал топориком зарубки на деревьях. Показывал на рябчиков, притаившихся в сосняке.
И вот мы на той самой горке. Сколько лет никто не ходил сюда. Деревянный жёлоб замшел,  и забило его землёй, веточками и иголками. Вода бежала и сочилась. Земля под ключом была вязкой. И я проваливалась в густых травах почти по колено. Проводник топориком прочистил лодок.      
       Радостно, со вздохом зажурчала вода.
И я умыла своё лицо, с пригоршни напилась, думая  об этом чуде, о моих детях и внуках, о радости, переполнявшей меня.
Увязая в топкой земле и путаясь в диких травах, я подошла к тонкому деревцу и завязала на нём белый носовой платок.
Я знала, что люди, думая о чуде исцеления,  сделали это место почти тотемным.
Но я, как и они, сделала это, надеясь на могучую силу земли.

Прошло года два. Поход ко ключу возле лесной речки Коленки был для меня неожиданным, но желанным. Снова хотелось  встречи с ним.
В этот день меня позвали к дому Николая Пороскова. Я пошла, прихватив фотоаппарат.
Четверо мужчин:  Виктор Марков, Сергей Обухов, Александр Костюничев и Иван Селёдкин в этот день привели лесной ключ в порядок. Повесили указатель от дороги на Карьер, прочистили жёлоб, положили плахи, чтобы можно было стоять, не проваливаясь в вязкую землю.

Старики, то есть те, кто жили задолго до нас, не одно поколение, заметили невероятную силу этого ледяного ключа. И стали брать здесь воду и окачиваться.
Ходили в любое время суток, если кого хворь ломала. Вот и Маркел Поросков из деревни Завраг, ночью пошёл за этой водой, прихватив фонарь и пузырь для воды целебной. Дочка была в жару. Историю эту рассказала мне Вера, Порооскова в девичестве. А уже в годах рассказывала.

Вот и ключ.
Он бежит с горы крутой из замшелого жёлоба, лодка. И место это в народе звали ЛодОк. Жила подземная глубокая. Она соединяет не один ключ. Ключ Студёный на выходе из Семенькина болота со стороны деревни Лобаниха. Ключ Гремячий был у деревни Баевской над Святым озером. Но и ключи меняю свои места. А Лодок там же. 
Из осинового деревца вытесал его когда-то Дмитрий Цапкин.  А сегодня мужчины другого поколения, но в пору своей зрелости нашли этот ключ и привели меня сюда по лесной тропе, чтобы я рассказала людям и показала ключ.
 
Оглядитесь, может, и около вас есть место, которое нуждается в вашей заботе. 
Мы омыли лица студёной водой и выпили с пригоршен. 
Что я испытала?
Чувство волнения и причастности к силе земли. И ещё.
Когда я оглянулась,вокруг стоял густой, не тронутый человеком лес. Солнце показалось над макушками елей, и луч его ударил в землю.  Хоть что говорите о законах оптики, но я увидела в объективе маленькую радугу.


фото автора


Рецензии
Замечательно написали, Татьяна!
К теме родников давно неравнодушна.
И название какое точное: "Могучая сила земли".
Люблю слушать и песню иеромонаха Романа "Родник",
ее разные певцы поют и даже актеры.
Но мне нравится исполнение Жанны Бичевской.
Спасибо Вам!

Иринья Чебоксарова   01.03.2017 19:20     Заявить о нарушении
Это моя любимая песня его.
Впервые я её услышала в Череповце на сцене Дома Кино.
И Вам спасибо, Ирина!

Татьяна Пороскова   01.03.2017 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.