Весь мир - колода карт

               Среди экспонатов Литературного музея А.С. Пушкина а Москве   
          можно встретить два ломбардных стола, крытых зеленым сукном, на
          которых в прошлые времена играли в карты, а также несколько      
          старинных книг, посвященных хитростям карточных игр. Эти   
          экспонаты в музее не случайны. Наш великий литератор многие   
          часы вдохновения отдавал не одной лишь поэтической музе, широко 
          и щедро расходовал он их и на карточные игры. С позапрошлого
          века сохранился один любопытный в этом плане документ,    
          составленный московской полицией, - список карточных игроков.
          В списке под номером 36 значится: «Пушкин - известный в
          Москве банкомет». Впрочем, и сам поэт не скрывал своего
          пристрастия к картам. Известны его слова, написанные в одном
          из писем: «Страсть к игре есть самая сильная из страстей».
          Насколько эти слова соответствуют истине, подтверждают
          примеры из жизни самого Александра Сергеевича. В одно время его
          карточной долг составлял 20 тысяч рублей - сумма в пушкинском
          веке весьма значительная.

      Сохранилось воспоминание А. М. Загряжского, проживавшего в доме московского друга поэта П. В. Нащокина, о его игре с Пушкиным. Поэт проиграл ему все имеющиеся у него деньги. После этого предложил сыграть на только что оконченную пятую главу романа «Евгений Онегин» и снова проиграл. После этого на кон была выставлена пара дуэльных пистолетов. Тут счастье, пишет Загряжский, «перешло на сторону поэта: он отыграл и   пистолеты, и рукопись, и еще выиграл тысячи полторы».


      Известны и другие случаи, когда Пушкин проигрывал не только все наличные деньги, но и ставил на кон рукописи неопубликованных стихов, главы «Евгения Онегина».

      Не будем, однако, упрекать поэта в этой слабости: по канонам прошлого века, ничего в ней предосудительного не было. Карты, карточные игры были обычным делом, являлись, так сказать, своеобразной моделью жизни дворянского общества.

      В качестве примера можно привести одну занимательную историю, случившуюся в Москве в 1802 году. Молодой князь Александр Голицын, известный в обществе как мот, картежник и шалопай, доигрался до того, что поставил на кон свою жену, Марию Гавриловну (урожденную Вяземскую). И... проиграл.  Необычный выигрыш достался одному из наиболее ярких московских бар графу Льву Разумовскому - сыну гетмана, меценату и хлебосолу, чьи празднества в доме на Тверской гремели по всей Москве. За этим последовали развод и второе замужество Марии Гавриловны. Так что лермонтовская «Тамбовская казначейша» имеет под собой вполне реальную основу. И не только она.

      Значительное число произведений выдающихся наших литераторов, начиная с Г. Державина, А. Пушкина, М. Лермонтова, и заканчивая Л. Толстым, А. Куприным и А. Чеховым, построены, как правило, на реальных случаях, на причудливых интригах карточной игры, в процессе которых самым неожиданным образом проявляются человеческие характеры, возникают невероятные коллизии в отношениях между партнерами. Не  будь в отечественной истории  карт, человечество не знало бы таких литературных шедевров, как повести «Пиковая дама» и «Выстрел» Пушкина, драма «Маскарад» и повесть  «Фаталист» Лермонтова, повести «Два гусара» и многие  главы романа «Война и мир» Льва Толстого... В этом смысле историю карт нужно рассматривать не только как определенное слагаемое жизни общества, но и как часть общенациональной культуры. И вовсе не случайно поклонниками карт были многие выдающиеся личности. «Что ни толкуй Вольтер или Декарт, мир для меня - колода карт...» - признавался Лермонтов, и это признание  вместе с ним могли разделить многие его современники.

     Что привлекало людей, в том числе и незаурядных, выдающихся, в картах, кроме возможности выиграть определенную, подчас значительную сумму денег? Прежде всего сама ситуация, острая ситуация поединка, требующая не только определенных навыков, но и выдержки, расчета, психологизма, умения своим видом повлиять на партнера, навязать ему свою волю. Привлекали и непредсказуемость  Его Величества Случая, зависимость от него собственной судьбы, появление необъяснимой мистической веры в потусторонние силы и их влияние на существующий порядок вещей.

          Вновь сошлемся на пример нашего великого предшественника. Пушкин в лицейские годы, совершенно безразличный к математике, увлекшись картами, начал усиленно интересоваться математическими дисциплинами, объясняющими философию случайностей. Особый интерес у него вызывала математическая теория вероятностей.

        Карточная игра предполагала определенные правила поведения, следования традициям, обязательным для всех  игроков. В ходе игры не позволялись никакие вольности, шутки, допускался лишь обмен отдельными словами, фразами, имеющими непосредственное отношение к тому, что происходило за столом. При этом использовалась, как правило, специальная терминология. Все это способствовало развитию особого языка - языка карточной игры, который проникал в сферу культуры, в язык эпохи.

        Наиболее распространенными в России играми  были «фараон» и штосс. Каждый игрок получал свою колоду карт. Колоды - только новые, нераспечатанные. Дважды играть одной и той же колодой не допускалось, и после полной прокидки всей колоды карты бросались под стол и заменялись новыми.

        Игровой стол застилался зеленым сукном, которое служило для   записей ставок и долгов, а также для ведения всех расчетов. Перед каждым игроком размещались куча монет, мелок и счетка. Расчет мог производиться сразу, но допускалась игра и «на мелок» - в долг.

        Платить долги было делом чести. Не заплативший долг лишался общественного уважения. Как и человека, растратившего казенную сумму денег или подделавшего завещание, отказавшегося от дуэли или проявившего трусость на поле боя, его не принимали в порядочном обществе. А вот проявление во время игры сомнительной честности, «благородное шулерство» прощалось светом, хотя подобные случаи нередко заканчивались вызовом на дуэль.

        В процессе эволюции общества отношение к карточной игре менялось.  Из разряда «благородных занятий» она все больше переходила  за грань, где доминировали «низменные страсти», становилась их атрибутом. Сегодня азартная карточная игра и вовсе превратилась в некий символ уголовного мира. Если что и осталось от прошлых времен, то, пожалуй, лишь преферанс - умная и благородная игра, наиболее распространенная в офицерской среде.


Рецензии
Очень интересно! :-) Подумайте о продолжении: картёжную тему в нашей литературе можно ещё "покопать".

Вдохновения!

Вера Вестникова   03.06.2017 20:04     Заявить о нарушении
Уважаемая Вера! Вы правы: картежная тема стоит того, чтобы над ней подумать и в том или ином виде попытаться представить читателям. Ярыми картежниками были ведь наши знаменитые соотечественники из когорты лиц если и не первой, то никак не третьей величины. Достаточно назвать поэтов Г.Державина, И.Дмитриева, И.Крылова, композитора А.Алябьев. О Пушкине уже не говорим. Карточная сторона биографий этих и других личностей - есть необычно увлекательные и весьма поучительные истории. К примеру, одна из игр с участием Алябьева привела к трагическому финалу. Алябьев практически в мгновение ока потерял все, что имел: дворянский титул, воинское звание и награды, был сослан в Тобольск, где провел около 20 лет.
К чему все это пишу? Считаю, что именно Вы сами заинтересуетесь этой темой и, как никто лучше, выдадите на-гора первоклассный материал. В Интернете есть много всего на этот счет, особо глубоко даже не придется "копать". Соглашайтесь, Вера, пока другие не перехватили Вашу же идею. В любом случае я этой темой заниматься не буду, хотя она меня, честно говоря, интересует. По ряду причин запустил свои первоочередные обязательства, которые должен завершить в первоочередном порядке.
Надеюсь, что Вас уговорил и готов стать одним из первых читателей.
С искренним уважением,
Николай Калмыков

P.S. Прошу простить за опоздание с ответом на Ваш отклик.


Николай Калмыков   07.06.2017 21:13   Заявить о нарушении
Про Алябьева не знала, спасибо, Николай. В музыкальной школе училась, но через пень колоду: мне слон на ухо наступил. А вот по материалам интернета я никогда ничего не пишу. Иногда ссылаюсь на больших критиков и литературоведов, а чаще пишу "из головы". Не нравятся мне современные "дамские романы" - я их и критикую. Глубоко почитаю Искандера - с глубоким почтением пишу о нём. Но никакими чужими наработками не пользуюсь. Конечно, в научной библиотеке можно найти подшивки серьёзных журналов, а в них критику современной литературы, но таких статей совсем мало, и если я их и читаю, то только после того, как выскажусь о каком-то произведении.

Доброго и светлого лета Вам и Вашим близким. :-)

Вера Вестникова   07.06.2017 21:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.