Трошкин Виктор Сергеевич
В РККА с 1933 года.
Окончил Ейскую военную школу морских летчиков.
Сначала служил в Северо-Кавказском военном округе, а затем перешел в морскую авиацию.
В звании лейтенанта служил старшим летчиком в 3-й истребительной авиационной эскадрилье ВВС Балтийского флота.
«…Отработка техники пилотирования на самолете-истребителе И-16 подходила к концу. Виктор стал заходить на посадку, и тут вдруг обнаружилось, что не выпускается левое колесо. Пришлось опять уйти в зону и попытаться при помощи «бочек» и резких выводов самолета из пикирования вытолкнуть застрявшую «ногу». Не помогло. Тогда, чтобы сохранить самолет, Трошкин пошел на посадку, хотя на земле ему выложили условный сигнал: «Прыгать с парашютом».
Он сел на правое колесо. Только в конце пробега самолет накренился влево и, опершись на консоль левой плоскости, развернулся. Техники подняли левую плоскость, освободили стойку шасси от троса и, выпустив ее полностью, поставили на замок. Виктор запустил мотор и отрулил самолет на стоянку. Казалось, все обошлось…
Неприятность подстерегала на земле. Разъяренный командир эскадрильи рубанул с плеча - наказал Трошкина «на полную катушку» за то, что он не выпрыгнул с парашютом и подвергал свою жизнь смертельной опасности. Теперь на комиссии дисциплинарное взыскание могло серьезно осложнить, если не сорвать, поездку в Испанию. Вот этого Трошкин и боялся. Но дело приняло неожиданно иной оборот.
- Виртуозно, виртуозно! - услышал Виктор похвалу командующего. - А знаете, мне нравятся такие «велосипедисты», - пошутил он, обращаясь к членам комиссии. - Самолет спас, а ему «фитиль»… Так-так… Можете идти! - кивнул он Трошкину.
Командующий приказал взыскание снять, а за проявленное самообладание, грамотные действия при посадке самолета на одно крыло и спасение боевой машины выдать лейтенанту Трошкину вознаграждение в размере месячного оклада.
Многотиражка «Красный летчик» поместила 18 сентября 1937 года портрет с подтекстовкой: «Тов. Трошкин. Отлично владеет техникой. Хороший стрелок, бесстрашный летчик. Активный общественник-комсомолец».
Летчики, особенно молодые, не давали ему покоя: «Расскажи, как садился на одно колесо».
- Известно как, - лукаво улыбался Виктор. - Как в цирке. Не верите? Серьезно! Фильм «Цирк» видели? Помните, артист Володин разъезжает по манежу на одноколесном велосипеде? Вот и я также прокатился по аэродрому.
Тем и нравился Трошкин летчикам, что все умел обернуть шуткой, не любил ходить «в героях»…»
(Из книги Г. К. Семенова «Пароль «Испания»)
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 14 декабря 1937 года по 21 февраля 1938 года в качестве пилота истребителя И-16 2-й эскадрильи 21-й истребительной группы республиканской авиации.
Всего в Испании произвел несколько боевых вылетов.
Погиб 21 февраля 1938 года. В тот день около 11 часов 30 минут утра в районе Теруэля произошел крупный воздушный бой с участием 20 И-16 и 20 И-15 со стороны республиканцев и не менее 20 Фиатов-32 и 17 Ме-109 со стороны франкистов. Лейтенант Трошкин на самолете И-16 СМ-032 из боя не вернулся и, лишь через три дня поисков был найден погибшим в горах. Похоронен в селе Барракас, у дороги из Теруэля в Сагунто (Испания).
Награжден орденом Красной Звезды (14.11.1938).
Свидетельство о публикации №215042300355
Был пилотом 2а/21, погиб на самолете И-16 СМ-032, по иностранным источникам, сбит Вf.109 из 1./J88.
С уважением, Павел
Павел Селезнев 09.03.2019 07:49 Заявить о нарушении
Благодарю за дополнительные сведения!
С уважением,
Олег Каминский 09.03.2019 18:25 Заявить о нарушении
Если немцев условно можно назвать "нацистами" (в Германии до 1944 военным было запрещено вступать в любые полит. партии), а испанцы-националисты, кстати, тоже беспартийные, могли номинально именоваться франкистами (фалангистами). Итальянцы (тоже не члены ФАШИСТСКОЙ партии Италии) в утреннем 10-11 часов 21.02.38., бою не участвовали...
По отдельной просьбе, подправьте,
С ув. Павел
Павел Селезнев 09.03.2019 21:19 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 09.03.2019 21:59 Заявить о нарушении
По моему субъективному мнению, не стоит клеймить солдат, честно исполнявших приказы и "хотелки" своих не совсем адекватных командующих
П.С. от П.С. фашистами в том бою и не пахло, а единственными партийными (вкп(б)) были пилоты из 2а и 5а/21...(кстати, успех в бою был на стороне республ.: 7 повр. фиатов и 2 мессера при потере 2 И-16)
Это ли не повод задуматься
С ув.
Павел Селезнев 09.03.2019 22:58 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 10.03.2019 09:59 Заявить о нарушении