Стечкин

СТЕЧКИН
(Из книги «О людях и для людей»)

Ко мне на днях в нашу редакцию заводской газеты «Дзержинец» пришёл наш  замечательный врач-хирург и наш давний рабкор, один из самых уважаемых людей  на Косой Горе Бондо Тариэлович Джалагания.И сказал:«Александр Иванович,вот мои записи-воспоминания,литературно обработайте их и опубликуйте…».Они мне,эти его воспоминания,очень понравились.И потому я счёл нужным их опубликовать,так как они достаточно интересны и познавательны для читателя.Вот что у меня получилось.
 
– Врач должен начинать свою профессиональную деятельность под руководством опытного врача,это я утверждаю по истечении моей многолетней работы в хирургии, так начинался и мой врачебный путь,– вот с этих слов и начинаются воспоминания Бондо Тариэловича.– В тысяча девятьсот сорок девятом году,после окончания Тбилисского Государственного медицинского института,я был направлен работать в Тулу,то есть,в полное распоряжение областного отдела охраны здоровья  трудящихся.Таким образом,моя мечта работать хирургом осуществилась.
И здесь,уже на Косой Горе,я встретил необыкновенного человека,на мой взгляд,  который идеально воплощал в себе черты гениального хирурга.Это и был Яков Сергеевич Стечкин.О нём я,конечно,уже был наслышан,едва прибыв в Тулу,от курсантов-хирургов,вместе с которыми поселился в общежитии при Тульской областной больнице,где я прожил с сорок девятого по пятидесятый год.
Вот уже с пятьдесят первого года я непосредственно работаю на Косой Горе. Посёлок тогда был районным центром,где имелся хирургический стационар с операционным блоком,а на «Подземгазе»,то есть в посёлке Менделеевском и в селе Зайцево были небольшие стационары с несколькими койками в терапевтических отделениях.В дальнейшем,и к сожалению,мелкие лечебные учреждения были закрыты, потом,правда,эту ошибку стали понемногу исправлять.И я хочу сказать в связи с этим,что чем ближе врач к народу,тем эффективнее его работа.
Таким же вот изумительным врачом,очень близким к народу,любимцем своих пациентов,которые его просто благотворили и обожали,и был тогда Яков Сергеевич Стечкин.Как я уже сказал,я встретился с ним впервые в тысяча девятьсот пятьдесят первом году на Косой Горе.А встреча эта произошла так:в коридоре хирургического отделения здешней больницы,около стола медицинских сестёр,сидел сутуловатый человек в очках,с морщинистым и довольно высоким лбом,имеющий заметно лысеющий череп спереди.Бросились мне ещё в глаза и широко раскрытый воротничок его сорочки,чёрное галифе,заправленные в хромовые сапоги,и белейший халат.В правой руке он держал свой медицинский белый колпак(а точнее – шапочку),причём ногтевая фаланга большого пальца его правой руки была расщеплена,как «щучья» кость. Видимо от перенесённого в молодости воспаления кости пальца.Он сидел и беседовал с сёстрами отделения,о чём-то просто и тихо говорил.И временами добрая улыбка озаряла его лицо.Но более того, что я никак не мог тогда предположить,что этот тихий старичок и есть тот самый знаменитый хирург Стечкин!
Так как я впервые оказался в этой небольшой больнице,то меня,естественно,здесь ещё никто не знал,и сёстры, окружающие этого старичка,да и он сам,на меня не обращали никакого внимания.Они были заняты своим разговором.Но,всё же,одна из них,видимо предположив,что этот молодой человек в белом халате – и есть новый хирург,что-то сказала всем.И все окружившие старичка сёстры дружно взглянув на меня,тут же расступились,полностью открыв его моему взору.
Стечкин(а это был он)слегка привстал,пожал мне руку и сразу же опустился на стул.И тут я увидел,что он очень устал.У него не было даже сил на проявление эмоций и жестикуляций,я понял,что он сейчас отдыхал!И сёстры,что беседовали с ним,тоже это отлично понимали, развлекая его своими разговорами.Но вот Стечкин хитро и весело перемигнулся с сёстрами,с которыми я тут же,и только что познакомился,а затем пригласил меня присесть рядом с ним.Сёстры своеобразно поняв его улыбку,отошли,чтобы нам не мешать поговорить.
Беседа наша продолжалась недолго.Я же видел,как человек сильно устал!Стечкин сразу же мне показался человеком оригинальным и в поведении,и в умении вести беседу,а более всего:как профессионал.И как я в этом имел возможность убедиться позже,он оказался человеком не похожим ни на кого другого.Личностью он был яркой и запоминающейся.
Впрочем,в косогорской больнице в то время(да и несколько позже)я встретил немало замечательных людей и профессионалов.Разве можно забыть нам,например,главного врача и терапевта Алексея Ионовича Шилкина,или хирурга Ивана Акоповича Тумаяна? Обоим в дальнейшем были присвоены почётные звания – «Заслуженный врач РСФСР».И оба они были фронтовиками!Кроме того,Тумаян являлся,одновременно,и заведующим Косогорским районным отделом здравоохранением,и заведующим хирургическим отделением Косогорской районной больницы,а позже с тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого года,в течение двадцати лет,он работал главным врачом Тульской областной больницы.
Здесь же,на Косой Горе,я увидел и «женского бога» – акушера-гинеколога Антонину Дмитриевну Загороднюю,рентгенолога,чудо-профессионала,Евдокию Ивановну Радину, зубного врача-кудесника Моисея Григорьевича Левитана,который работал одновременно и главным врачом Косогорской шлаководолечебницы.
Стечкин,правда,выделялся и среди них.В моей памяти для меня – это был человек ни в чём не щадящий себя,вечно погруженный в заботы, в работу,лишь изредка позволяющий себе отдых.Во время нашей той первой встречи Яков Сергеевич и тогда поразил меня своей особенностью.После нашей короткой беседы и знакомства,он вскоре встал,чтобы идти домой,но обратился ко мне с каким-то вопросом:
– Товарищ Джа…га… ния...?!
Я поправил:
– Джалагания…
Но он этого слова,моей фамилии,не мог выговорить и никогда в дальнейшем.Так и звал меня «Джага!».Это,наверное,по ассоциации с очень популярным индийским фильмом того времени «Бродяга».А в тот раз он мне просто сказал:«Товарищ  Джагания,мы с вами ещё встретимся на консультации.Только,прошу вас,разбудите меня к началу.Звоните домой по телефону,боюсь проспать…».Попрощавшись с ним,я вернулся из отделения в поликлинику,где,к моему удивлению,здесь собралось немало больных,в ожидании консультации Стечкина.И не прошло и часа,как я услышал в коридоре чёткий командирский голос санитарки хирургического отделения(ранее работавшей стрелком в местной колонии),приглашающей самого Стечкина по телефону явиться в больницу.
А жил он тут же,в своём доме,прямо на территории больницы.Жена же Якова Сергеевича,добрейшей души человек,Ксения Борисовна,в ответ на это,умоляла её немного повременить:«Он только что уснул…».Однако,всего через несколько минут, Яков Сергеевич опять был в больнице,кивком головы и поднятыми вверх,подчёркнуто шутливо,руками,чуть склонив набок голову и улыбаясь доверчиво и открыто.Как бы извиняясь,приветствовал он всех страждущих и ждущих его в больнице.
Затем он скромно присел сбоку у моего стола.Я же попытался посадить его на должное его место в центре за столом,но все мои попытки оказались тщетными:
– Сидите,сидите!..– замахал он руками.
И потому я чувствовал себя несколько неловко,и,кажется,даже покраснел,как рак. Но,тем не менее,консультация началась.Стечкин был внимателен к каждому больному, бодрился,но,всё же,усталость брала своё.И мне даже показалось,однажды,что он на какой-то миг не смог побороть сон.Но это только на миг!Он тут же пересилил себя и лишь попросил марлевую повязку.Затем встал, вымыл руки и,ещё более внимательно,начал всматриваться в больных,не позволяя себе даже сесть.
И тут я понял,что он сам болен,что вовсе он не так стар,а сильно измождён работой!Заметив моё выражение лица,медицинская сестра негромко сказала мне:«Ничего,ничего… доктор часто простуживается,но работу не бросает…».Консультация продолжается долго,до одиннадцати часов вечера. Медицинские сёстры и санитарки давно уже ушли домой.Всех их ждали неотложные домашние дела.У многих мужья погибли на фронте.А дома – маленькие дети!Яслей и детских садов,да и школьных мест,тогда в посёлке было ещё мало.Большинство домов на Косой Горе отапливались углём.И нужно было на ночь протопить печи.И потому в квартирах было всегда тесно,холодно и душно.А многие ещё жили в подвальных и полуподвальных помещениях.И потому поздним вечером домой было плохо идти:улицы были темны,асфальтированных улиц было мало,дороги грязны,с глубокими ямами.
При дождливой погоде,буквально по колено в грязи,мы пробирались в больницу на работу.Там отмывались,так как галоши,которые были тогда в большой моде,только частично спасали нас от грязи.Кроме того,по посёлку ночью ходить было и просто опасно:хулиганство было обычным явлением,Косая Гора этим особенно славилась: хулиганы отбирали часы,одежду.Это случалось даже среди белого дня возле железной дороги,рядом с нашей больницей!Постоянно были случаи жестоких избиений,имелись случаи убийств.А при появлении в посёлке командировочных «домнаремонтников», которые съезжались на завод со всего Советского Союза,пьяные драки во много раз учащались.
И потому в тот самый мой первый рабочий день в нашей больнице Яков Сергеевич не пустил меня так поздно домой:«…Милок,одному идти опасно!».Он вызвал мне больничную машину из заводского гаража.«Дядя Жора!– обратился Стечкин к шофёру, который был,как мне показалось,ровесником,если ни моложе его самого,– отвези, пожалуйста,молодого доктора домой!». Дядя Жора(так тепло его звали все за его добрый и отзывчивый характер)отвёз меня на Стрекаловку(в частный сектор Косой Горы),где я тогда снимал комнатку для своей семьи.
О Стечкине тогда,да и позже,ходило много легенд.Думаю,что проработав рядом с ним с пятьдесят первого по пятьдесят пятый год,я имею право утверждать:это был исключительно обаятельный,очень интеллигентный человек.Он никогда не злоупотреблял своим авторитетом и положением,хотя имел заслуженную славу великолепного врача.Я не видел его никогда пьяным.Он не терпел никогда никаких «подарков».Его шутки с женским персоналом были безобидными.Однако,он очень любил разыгрывать молодёжь!Особенно женщин-врачей и медицинских сестёр.
В чём это проявлялось? Чаще всего, очень усталый и молчаливый Стечкин,иногда нарочито угрожающе прищуривал глаза,придавая своему голосу басовитые нотки, «пугал» охваченных ночной дрёмой сестёр:«Кто это спит в коридоре,сидя на стульях?!».Спросонья сестры подскакивали:«Извините,Алексей Ионович!».Они принимали его голос за голос главного врача Шилкина.А потом,поняв свою ошибку и зажав рот ладонями,чтобы не расхохотаться,не разбудить больных,убеждались,что это вовсе не Шилкин,а Стечкин!(У Якова Сергеевича голос был тихий и тонкий, вовсе не бас).Я сам был свидетелем таких случаев,когда,тогда ещё молодой и неопытный хирург,вызывал Стечкина в больницу.И он всегда являлся на помощь. Только одним своим присутствием он в больных и в меня вселял уверенность и бодрость.
Стечкин никогда не курил.Но иногда «баловался».Нюхал табак,держа его большим пальцем левой кисти в табакерке.Но нюхал он его только при насморке.А лекарств он никогда никаких не принимал.Иногда, во время консультаций,у него были сердечные приступы – он страдал стенокардией.Но вида не подавал!Прижмёт, бывало, он ладонь к своей груди(незаметно для неопытного глаза больного)сожмёт сильно зубы и замолчит,напрягая слегка мышцы лица.А через несколько минут он уже опять был,как говорится,в полной «форме».И продолжает проводить свои консультации.  Народ же к нему шёл толпой,на эти его консультации,всегда.
Сотрудницы поликлиники в связи с этим,особенно санитарки,часто «ворчали» на него:«Только вчера вечером помыли полы,а утром он уже грязный?!».На это Стечкин лишь отшучивался:«Милочки мои,Мария и Нюра,в следующий раз на приём меньше запишем!».И глядя на меня, строго указывал:«Товарищ Джагания!Записывайте не более пятнадцати человек!..».Но где там!..Как ни записывать,если больные стучали в двери его дома?(Он жил, как я говорю,возле самой больницы!).Стучали в ворота и камнями,и кирпичами!(Этот стук мы все в больнице слышали).Тогда он выходил к больным за ворота и писал мне записку:«Товарищ Джагания!Запишите ко мне…»
Таких записок на клочках бумаги было столько,что никто без консультации из больных не оставался. «Запишите к Сечкину…»,– говорили в регистратуре больницы крестьяне из дальних сёл,называя так Стечкина.Официально Стечкин только числился консультантом нашей больницы,а на самом деле он был её душой и стержнем,к которому всё крепилось.И после перевода в областную больницу И.А.Тумаяна(тоже столь известного врача)именно Стечкин был назначен заведовать хирургического отделения.И рабочие дни его в Косогорской районной больнице были:понедельник, среда,пятница.А во вторник,четверг и в субботу он работал в тульском военном госпитале.
Госпиталь тогда находился в том помещении,где сейчас расположена пятая городская больница.На улице Тимирязева.Этот межобластной госпиталь был открыт для долечивания участников и инвалидов Великой Отечественной войны.Иногда из этого госпиталя пациенты попадали на операции и в нашу больницу,где оперировал их Стечкин.Оперировал он много и в основном в самых сложных случаях.
Большие и сложные операции выполняли в Туле тогда лишь немногие хирурги.Это Пушкарёв,Дагаев,Робустов,Никифорова,Борисова и некоторые другие.А в районах области Козлов(в Ефремове),Сигельман(в Белёве).В отличие от всех них,Стечкин был не хирургом узкой специализации,а универсалом,и выполнял лично все виды известных в то время операций.
В госпитале и в нашей больнице впервые именно им были выполнены самые сложные операции по резекции желудка,в том числе,и тотальные.То есть,полное удаление желудка!Он первый осуществил торакальные операции на органах грудной клетки. Искусно выполнял операции при врождённой кривошее и врождённой косолапости. Выполнял самые различные травматологические и гинекологические операции.
Якова Сергеевича часто приглашали на операции в Скуратовскую и в различные тульские больницы.По просьбам областного отдела здравоохранения ездил он и по районам Тульской области,помогать местным врачам.Оперировал всегда сидя,на крутящихся стульях.Прекрасно разбирался в анатомии.Операции выполнял безукоризненно.Наркоз был тогда несовершенным,и большинство операций проводилось под местным обезболиванием.И в нашей Косогорской больнице анестезию по Вишневскому внедрил Иван Акопович Тумаян.Стечкин же,в отличие от него, обезболивал в основном другим способом – регионально!Но иногда,он обезболивал тоже по Вишневскому,в зависимости от сложности операции.
Когда Яков Сергеевич готовился к операции,он как будто весь преображался. Выглядел более моложаво,энергичнее,чем обычно,вёл себя.Какой бы сложной ни была операция,его никогда не покидало самообладание.Каждая операция,сколь бы ни была она сложна,им тщательно и заранее продумывалась.В то время наша Косогорская  районная больница(позже ставшая медсанчастью КМЗ)была базой для проведения практики для студентов Первого Московского медицинского института.И студенты всегда удивлялись диапазону работы Стечкина.Кроме того,Яков Сергеевич вёл также судебно-медицинский приём,проводил судебно-медицинские вскрытия, рентгенологические исследования больных перед оперированием.
Кстати,наш рентгенолог Евдокия Ивановна Радина вспоминала,что она и стала заниматься рентгенологией под влиянием Стечкина.Что он и был первым рентгенологом на Косой Горе!И ещё мне хотелось бы сказать то,что если бы у него не было больше никаких заслуг,кроме той,что по его инициативе впервые в РСФСР была построена шлако-водолечебница на Косой Горе,только бы одно это обеспечило ему добрую славу!
Когда на Украине,в теперешнем Донецке,заметили,что тёплая вода,исходящая после охлаждения доменных печей,обогащённая разными химическими элементами,очень благотворно действует при суставных болях,то там и была построена лечебница.Как только Стечкин узнал об этом со своими коллегами,так поехал лично туда.А убедившись в полезности этого дела,тут же, приступил к внедрению этого на Косой Горе.И около заводоуправления КМЗ была построена очень хорошая(по тем временам) лечебница.Где лечили не только шлаковыми ваннами,но и привозной лечебной грязью. И это было ещё особенно ценно тем,что тогда было мало хорошо оснащённых курортов,здравниц и больниц,как сейчас.
Яков Сергеевич был очень культурным человеком.Никогда он не кичился своими успехами,а спокойно относился к славе.Я никогда не видел его злобным.Он никогда не сквернословил.Много читал,регулярно следил за медицинской литературой. Глубоко интересовался наукой,не только медицинской,но и  художественной литературой.Не был чужд искусству.Он прекрасно рисовал,от природы был способным художником.И мне довелось видеть его работы.В том числе, одну из них,ту самую, что заслужила специальный приз на выставке самодеятельных художников,проводимой в Москве.
Впрочем,все Стечкины были талантливыми людьми.Отец,тётя и дядя Якова Сергеевича были литераторами.Родился же Яков Сергеевич 1889 году,в Холмогорах(на родине Ломоносова),где его отец находился в политической ссылке.Учился Яков Сергеевич Стечкин в Москве сразу на двух факультетах:медицинском и юридическом. Одновременно занимался в школе живописи и ваяния.Мечтал стать психиатром.Но первая мировая война заставила его быть хирургом.
Не миновала его и Великая Отечественная война.Как член партии коммунистов, Стечкин был страстным просветителем.Его политинформации в нашем посёлке были наилучшими,он выступал с лекциями,беседами,давал не только медицинские советы, но советы из своего жизненного опыта и познаний.Умер же Яков Сергеевич Стечкин внезапно,ночью.Это случилось в апреле тысяча девятьсот пятьдесят пятого года. Хотя его кончины ничего не предвещало.Перед тем,вечером,он проводил нас после партийного собрания от больницы до «Горячки»,то есть,до моста и пруда с горячей водой от Косогорского завода и пошёл домой,что было рядом с больницей.А так как телефоны тогда в посёлке были не у всех,то лишь утром,придя на работу в больницу,всем нам о том сообщил дежурный врач Л.К.Хега.
В день похорон косогорцы прощались с Яковом Сергеевичем Стечкиным в клубе имени Ленина,самом почётном месте посёлка.А затем,казалось,что вся Тула прощается с ним в Тульском Доме санитарного просвещения.Похоронен он на территории кладбища церкви Всех Святых.
Дальнейшая судьба его семьи такова:младший сын Якова Сергеевича Стечкина погиб на Великой Отечественной войне,другой сын,Олег,тоже воевал,фронтовик.После войны он учился,был заведующим кафедрой марксизма-ленинизма в Тульском политехническом институте,работал на кафедре философии в Тульском педагогическом институте, доцент,кандидат философских наук,позже персональный пенсионер.Кстати,Олег Яковлевич был первым редактором нашей районной косогорской газеты «Голос стахановца»,номера которой я ещё застал на Косой Горе.
Хорошо известно всем имя ещё одного сына Якова Сергеевича – Игоря Яковлевича.Он Лауреат Государственной премии.Создатель пистолета «Стечкин»,который сегодня на вооружении в нашей армии.Дочь – Евгения Яковлевна,тоже интересная личность.Она – архитектор!Это тоже довольно интересная профессия,требующая творческой мысли и глубоких знаний.
Нельзя не сказать здесь и о брате Якова Сергеевича Борисе Сергеевиче Стечкине – известном изобретателе ракет,стоящего у истоков ракетостроения вместе с Королёвым.Удивляясь и восхищаясь творческим потенциалом семьи Стечкиных, учитывая все заслуги Стечкиных перед нашей Родиной,хотелось бы выступить с ходатайством перед городскими властями о присвоении одной из улиц посёлка имени Стечкиных.А на доме Стечкиных,что стоит рядом с больницей,вывесить памятную доску,а сам дом сделать музеем этой замечательной семьи.
Б.Джалагания.
Лит. обработка
А. Бочарова.
1995.


Рецензии