Зажгите яркий свет!
Не спится. Тусклый свет от ночника падает на книжную полку. Книга, к которой потянулась рука, “Младотурки перед судом истории” Дж.С.Киракосяна. Перелистываю страницы: факты, документы, газетные статьи разных лет, начиная с 1898 года.
Сколько же горя хлебнул мой народ?! Апрель 1915 г. – скорбный месяц геноцида армян в Османской империи. Невидимая тяжесть давит на плечи и сковывает душу холодом.
Неопровержимая историческая “глыба” рассыпалась на мелкие осколки и каждый из осколков вонзился в души и сердца армян, настигая их по всему миру, повсюду, куда они вынуждены были бежать от турецкого ятагана.
“…1915 г. стал годом поголовного истребления западных армян. Параллельно с выселением и истреблением населения Западной Армении армян уничтожали во всей Османской империи…”(Дж.С.Киракосян “Младотурки перед судом истории”, изд. ”Айастан”, 1986г., стр.184).
“ После провала попыток Антанты захватить проливы младотурки решили, что их политические программы действительно могут быть осуществлены. Весной 1915 г. Талаат и Энвер стали решительны в своих антиармянских действиях… (Дж.С.Киракосян “Младотурки перед судом истории”, изд. ”Айастан”, 1986г., стр.185).
“Младотурки готовы были во имя торжества тюркизма уничтожить как религиозных, так и гражданских руководителей, все прогрессивные силы, боровшиеся за национальные права народа…”( Дж.С.Киракосян “Младотурки перед судом истории”, изд. ”Айастан”, 1986г., стр.188).
Газета “Верчин Лур” напечатала вместе с турецким оригиналом перевод проекта приказа, который составил Талаат и его сторонники с целью истребления армян в Турции:
…. Закрыть все армянские общества, отобрать у армян всякого рода оружие, подвергнуть истреблению главным образом мужчин моложе 50 лет и школьных учителей, семьи тех, которым удалось спастись, уничтожить, чтобы у спасшихся не осталось никакой связи с родиной, начать истребление армян повсеместно, чтобы не дать им возможности к самообороне….
Западная Армения - скорбь и боль армян всех континентов.
Геноцид – это страшное слово ассоциируется с мольбами матерей о пощаде детей; с обезоруженными мужчинами - мужьями, отцами и братьями, полными гнева и возмущения от бессилия и невозможности защищаться и защищать свои семьи, дома и родную землю, проклинающими тот день, когда, подчинившись приказу турецкого правительства, добровольно сдали все имеющееся оружие; с грязно-красной от человеческой крови землей; предсмертными криками младенцев – агнецов божьих: голоса, голоса …
От ужасающих сцен истребления люди сходили с ума. За сто лет написано много томов, составлено несчетное количество документов представителями разных стран: писателями и журналистами - очевидцами зверств и издевательств над целым народом. Кощунственная, широкомасштабная резня армян, живущих на своей исторической родине, в Западной Армении и Киликии, происходила не в дремучем средневековье, а в начале двадцатого века – во времена прогресса и зарождающегося капитализма, на глазах у всего мира.
… Полночь. Подхожу к окну. Уличные фонари горят до полуночи. В оконном стекле вижу свое искаженное отражение, и почему-то воображение рисует лицо деда со стороны отца, которого я никогда не видела, но, видимо, генетическая память на самом деле существует.
Из рассказов бабушки я знаю, что деду в 1915 году было восемь лет - самый младший из детей. Пятеро старших братьев, отец и мать - многодетная семья жила в большом доме, в городе знаменитых мастеров и рукоделиц Урфа, в Киликии. В тот роковой день, ранним утром, когда вся семья вышла в поле на весеннюю вспашку, на них напали вооруженные до зубов турки и на глазах ребенка вырезали всех его родных. Когда ятаган блеснул и над головой восьмилетнего мальчика, моего деда, один из солдат оттащил окаменевшего от ужаса ребенка в сторону, пообещав воспитать из него настоящего мусульманина и достойного турецкой армии воина-убийцу.
На третий день мальчик сбежал от “благодетеля” . Вместе с другими беженцами, подвергшимися насильственной депортации, полностью поседевший от горя восьмилетний ребенок долгие дни и ночи брел по сирийской пустыне Дер-Зор, становясь свидетелем неимоверных мучений и страданий своего народа – детей, женщин, стариков…
Осиротевший восьмилетний седой мальчик… Сколько же их было – ни в чем неповинных детей, покалеченных темной силой, подпитывающейся агонией из смердящего ада!?
Хочется крикнуть во весь голос: “Зажгите фонари! Да будет свет , выводящий все и всех на чистую воду!” Долой маски, забетонированные секреты, завуалированную правду, замаскированную ложь.
Рано или поздно история раскроет все свои тайны, и на арену жизни выйдет правда. Скрывать и скрываться уже бессмысленно - процесс неизбежен, механизм запущен сто лет назад.
…Всматриваюсь в кромешную темноту безлунной ночи.
Спит многострадальная древняя страна - Армения. Сон тревожный, неспокойный. Страна стонет, сгибается под тяжестью неопровержимого факта. Время… Время собирать камни, разбирать многослойные пласты истории, облегчить дыхание земли, успокоить ее изрезанную, израненную душу. Сто лет взывают к ней миллионы пронзенных турецкими ятаганами сердец с мольбой об осмыслении случившегося, неповторении ошибок.
История - хороший учитель для народов, сумевших сделать правильные выводы из своего прошлого. Печать истории фатальна. Но во все века историю творили люди.
Причиной массовой резни армян в Османской империи стали вера, культура, язык, творческий потенциал армянского народа. Турецких правителей пугала прогрессивность и просвященность армянской общины. Сомнительность и недоверие породили параноидальный страх, посеяли панику и, во избежание надуманных последствий, было принято решение о физическом уничтожении целого народа. Нет народа – нет проблем.
Истребление по национальному признаку и вере - злобное человеконенавистничество, основанное на искаженном восприятии мира в результате патологических отклонений в психике.
Массовый приступ неприятия одного народа другим равносилен стихийному бедствию, разрушающему все на своем пути.
Обжигающая ум и сердце статистика - полтора миллиона истребленных армян, невинных жертв геноцида.
Далее,- невозмутимое искажение, ложь и бессовестное отрицание факта геноцида армян в Османской империи, что равносильно временному провалу в истории современной Турции продолжительностью в сто лет.
Отрицание зла – неприемлемость добра. Невидение собственных ошибок, сомнительное нежелание принять неоспоримые факты собственной истории - это добровольный отказ от прошлого, а без прошлого нет и не может быть будущего.
Сто лет отрицания и непокaяния - сто лет непрощения…
Свидетельство о публикации №215042300662
Как-то в Санкт-Петербурге, я зашёл в храм Армянской Церкви, что на Невском проспекте. Служба уже закончилась и людей практически не было. Я постоял, посмотрел и тогда поймал себя на мысли, что в этом месте, быть может, сосредоточена вся Армения со всеми её трагедиями и победами. Такой, вот стоял дух величия, в который вместились все времена истории удивительного народа.
Пусть будет милость и покров Господа на Ваш народ и в наше время и на все веки!
С уважением и теплом,
Левченко Игорь 18.05.2016 12:33 Заявить о нарушении
Карина Канач 18.05.2016 13:05 Заявить о нарушении