Зажгите яркий свет!

                Апрельская прохладная ночь. Весна пока еще не полновластная хозяйка: она время от времени уступает место холодным ветрам упрямой зимы.
                Не спится. Тусклый свет от ночника падает на книжную полку. Книга, к которой потянулась рука, “Младотурки перед судом истории” Дж.С.Киракосяна. Перелистываю страницы: факты, документы, газетные статьи разных лет, начиная с 1898 года.
                Сколько же горя хлебнул мой народ?! Апрель 1915 г. –  скорбный месяц геноцида армян в Османской империи.  Невидимая тяжесть давит на плечи и сковывает душу холодом.
                Неопровержимая историческая “глыба” рассыпалась  на мелкие осколки и каждый из осколков вонзился в души и сердца армян, настигая их по всему миру, повсюду,  куда они вынуждены были бежать от турецкого ятагана.
               “…1915 г. стал годом поголовного истребления западных армян. Параллельно с выселением и истреблением населения Западной Армении армян уничтожали во всей Османской империи…”(Дж.С.Киракосян “Младотурки перед судом истории”, изд. ”Айастан”, 1986г.,  стр.184).
               “ После провала попыток Антанты захватить проливы младотурки решили, что их политические программы действительно могут быть осуществлены. Весной 1915 г. Талаат и Энвер стали решительны в своих антиармянских действиях… (Дж.С.Киракосян “Младотурки перед судом истории”, изд. ”Айастан”, 1986г.,  стр.185).
                “Младотурки готовы были во имя торжества тюркизма уничтожить как религиозных, так и гражданских руководителей, все прогрессивные силы, боровшиеся за национальные права народа…”( Дж.С.Киракосян “Младотурки перед судом истории”, изд. ”Айастан”, 1986г.,  стр.188).
                Газета “Верчин Лур”  напечатала вместе с турецким оригиналом перевод проекта приказа, который составил Талаат и его сторонники с целью истребления армян в Турции:
              …. Закрыть все армянские общества, отобрать у армян всякого рода оружие,  подвергнуть истреблению главным образом мужчин моложе 50 лет и школьных учителей, семьи тех, которым удалось спастись, уничтожить, чтобы у спасшихся не осталось никакой связи с родиной, начать истребление армян повсеместно, чтобы не дать им возможности к самообороне….
                Западная Армения  -  скорбь и боль  армян всех континентов.
                Геноцид – это страшное слово  ассоциируется с мольбами матерей о пощаде детей; с обезоруженными мужчинами -  мужьями, отцами и братьями, полными гнева и возмущения от бессилия и невозможности  защищаться и защищать свои  семьи, дома и родную землю, проклинающими тот день, когда, подчинившись приказу турецкого правительства, добровольно сдали   все имеющееся оружие; с грязно-красной от человеческой крови землей; предсмертными криками младенцев – агнецов божьих: голоса, голоса …
                От ужасающих сцен  истребления люди сходили  с ума. За сто лет  написано много томов, составлено несчетное количество документов представителями разных стран: писателями и журналистами -  очевидцами зверств и издевательств над целым народом.  Кощунственная, широкомасштабная резня армян, живущих на своей исторической родине, в Западной Армении и Киликии,  происходила не в дремучем средневековье, а в начале двадцатого века – во времена прогресса и зарождающегося капитализма, на  глазах у всего мира.
          …    Полночь.  Подхожу к окну.  Уличные фонари  горят до полуночи. В оконном стекле вижу свое искаженное отражение, и почему-то воображение рисует лицо деда со стороны отца, которого я никогда не видела, но,  видимо,  генетическая память на самом деле существует.
                Из рассказов бабушки  я знаю, что деду в 1915 году  было восемь лет -  самый младший  из детей. Пятеро старших братьев, отец и мать -  многодетная семья жила в большом доме, в городе  знаменитых мастеров и рукоделиц Урфа, в Киликии.  В тот роковой день, ранним утром, когда вся семья вышла в поле на весеннюю вспашку, на них  напали вооруженные до зубов турки и на глазах ребенка вырезали всех его родных.  Когда ятаган блеснул и над головой восьмилетнего мальчика, моего деда, один из солдат оттащил окаменевшего от ужаса ребенка в сторону, пообещав воспитать из него  настоящего мусульманина и  достойного турецкой армии воина-убийцу.
                На третий день мальчик сбежал от “благодетеля” .  Вместе с другими беженцами, подвергшимися насильственной депортации, полностью поседевший от горя  восьмилетний ребенок долгие дни и ночи брел по сирийской пустыне Дер-Зор, становясь свидетелем неимоверных мучений и страданий своего народа – детей, женщин, стариков…
                Осиротевший восьмилетний седой мальчик… Сколько же их было –  ни в чем неповинных детей,  покалеченных темной силой, подпитывающейся  агонией из смердящего ада!?
                Хочется крикнуть во весь голос:  “Зажгите фонари! Да будет свет , выводящий все и всех на чистую воду!” Долой маски, забетонированные секреты, завуалированную правду, замаскированную ложь. 
                Рано или поздно история раскроет все свои тайны, и на арену жизни выйдет правда. Скрывать и скрываться уже бессмысленно - процесс неизбежен, механизм запущен сто лет назад.
                …Всматриваюсь в кромешную темноту безлунной ночи.
                Спит многострадальная древняя страна -  Армения. Сон тревожный, неспокойный. Страна стонет, сгибается под тяжестью неопровержимого факта. Время… Время собирать камни, разбирать многослойные пласты истории, облегчить дыхание земли, успокоить ее изрезанную, израненную душу. Сто лет взывают к ней миллионы пронзенных турецкими ятаганами сердец с мольбой об осмыслении случившегося, неповторении ошибок.
                История  - хороший учитель для народов, сумевших сделать правильные выводы из своего прошлого.  Печать истории фатальна. Но во все века историю творили люди.
                Причиной массовой резни армян в Османской империи стали  вера, культура, язык, творческий потенциал армянского народа.  Турецких правителей пугала прогрессивность и просвященность армянской общины. Сомнительность и недоверие породили параноидальный страх, посеяли панику и, во избежание надуманных последствий, было принято решение о физическом уничтожении целого народа. Нет народа – нет проблем. 
                Истребление по национальному признаку и вере -  злобное человеконенавистничество, основанное на искаженном восприятии мира в результате патологических отклонений  в психике.
                Массовый приступ неприятия одного народа другим  равносилен стихийному бедствию, разрушающему все на своем пути.
                Обжигающая ум и сердце статистика - полтора миллиона истребленных армян, невинных жертв геноцида.
                Далее,- невозмутимое искажение, ложь и  бессовестное отрицание факта геноцида армян в Османской империи, что равносильно временному провалу в истории современной Турции продолжительностью в сто лет.
                Отрицание зла – неприемлемость добра.  Невидение собственных ошибок, сомнительное нежелание принять неоспоримые факты собственной истории - это добровольный отказ от прошлого, а без прошлого нет и не может быть  будущего.
                Сто лет отрицания и непокaяния -  сто лет непрощения…


Рецензии
Карина, верный Вы даёте девиз: “Зажгите фонари! Да будет свет , выводящий все и всех на чистую воду!”. Всем ушедшим в то страшное время - Царство Небесное.

Как-то в Санкт-Петербурге, я зашёл в храм Армянской Церкви, что на Невском проспекте. Служба уже закончилась и людей практически не было. Я постоял, посмотрел и тогда поймал себя на мысли, что в этом месте, быть может, сосредоточена вся Армения со всеми её трагедиями и победами. Такой, вот стоял дух величия, в который вместились все времена истории удивительного народа.

Пусть будет милость и покров Господа на Ваш народ и в наше время и на все веки!

С уважением и теплом,

Левченко Игорь   18.05.2016 12:33     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемый Игорь, за столь содержательный и добрый отклик! Спасибо большое за пожелания:)Милости Господней, счастья, мира и добра нашим народам! С низким поклоном,

Карина Канач   18.05.2016 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.