Такого клёвого поэта губите! На хера?..
Не жаловали грузинские воры-законники, — а речь, разумеется, именно о них, — нашего экс-президента. Он отвечал им взаимностью, причем настолько резкой, что они спасались от нее паническим бегством из Грузии, опасаясь схлопотать «червонец» по пресловутой 223 статье только за принадлежность к высшей воровской касте. Как беспринципно талантливый человек и политик Миша Саакашвили научился бить врага его же оружием. Не признаться вору-законнику в своем криминальном статусе перед кем бы то ни было — крупное «западло», попрание кодекса блатной чести и верный шаг к потере титула. Самопризнание считалось «царицей доказательств» еще у древних римлян, а у нашего следствия оно стало наиглавным поводом-основанием для препровождения лидеров преступного мира в тбилисский изолятор N7.
В этом спецучреждении содержатся исключительно воры-законники и приближенные к ним авторитетные особы рангом пониже. Особая «черная зона». Мирно уживаться под одной крышей в замкнутом пространстве общей камеры криминальным гениям нелегко. Решение глобальных задач отступает на третий план. В стесненных условиях совместного проживания мельчают крупные цели и преобладают прозаические интересы: как бы увернуться от ассенизационных работ да не удовольствоваться местом у дурно пахнущей «параши». Подобный метод перековки представителей воровской элиты отнюдь не нов. Точно так же поступали карабинеры Италии, непримиримые борцы с бессмертной сицилийской мафией. Но мафия на то и мафия, чтобы быть бессмертной во времени и безграничной в географическом пространстве.
Выдавленные из Грузии воры переместились в Европу и влили в ее немолодые вены свежую гангстерскую кровь. Регулярные аресты криминальных генералов «русской мафии» с такими фамилиями, как Ониани, Джангвеладзе, Майсурадзе, Хмелидзе, Шушанашвили, если и тревожили европеизированное грузинское землячество, то только из-за дремучей неосведомленности тамошней полиции относительно этнического происхождения воров-законников. Однако кривая осведомленности блюстителей европорядка неуклонно ползет вверх, о чем красноречиво свидетельствует хотя бы смена кодовых названий операций по массовому задержанию грузинской уголовной шушеры. Одну из первых таких поимок испанские полицейские окрестили тривиальной «Осой», видать, еще не догадываясь, где раньше гнездились эти залетные, остро жалящие перепончатокрылые насекомые в человеческом обличье.
Спустя несколько лет итальянская жандармерия уже знала, с берегов какой реки на Апеннины слетаются фартовые «домушники», и в ходе адресно-точечной операции «Кура» отловила немало таковых вместе с миловидными наводчицами из тех же краев. Наши барышни по совместительству работали сиделками у престарелых неаполитанцев и, выезжая с ними на короткий отдых ближе к Везувию, ставили об этом в известность главных подельников. Ну а те!.. Долго ли умеючи?! Квалификации грузинских квартирных взломщиков позавидовал бы диккенсовский Феджин из «Оливера Твиста», обучавший малолетних оборвышей уводить кошельки у лондонских джентльменов. Наши «джентльмены удачи» определенно переплюнули Феджина, когда взялись за обучение всех желающих не просто тырить по карманам, а обчищать пентхаусы в Риме и Флоренции. Забавный, но достоверный факт: именно в этих итальянских городах карабинеры прикрыли частные школы высокого воровского искусства, в которых вольнослушатели из слаборазвитых стран Евросоюза приобретали знания у грузинских «домушников». Блатные педагоги учили безошибочно выбирать объект будущей экспроприации, правильно проводить предварительную рекогносцировку местности, терпеливо дожидаться часа «Х», отмыкать самые навороченные запоры, бесшумно умыкать трофейную добычу, а столкнувшись на лестнице с внезапно вернувшимися хозяевами жилища, без рукоприкладства и пререканий тут же возвращать им экспроприированное имущество. Шутки шутками, но такая не свойственная другим воровским этнобригадам галантная обходительность наших пойманных с поличным земляков действительно помогала им заключать мировую с потерпевшей стороной. Договариваться нужно уметь.
В приснопамятном Советском Союзе грузинские воры в законе отличались повышенной «договороспособностью». Республика испытывала переизбыток верховных криминальных иерархов, поделить между собой неправедные барыши они могли только при мирном сосуществовании. Возможно, поэтому наши «рамкиани курдеби» никогда не исповедовали основной жизненный принцип северных коллег по рабочему цеху: «Ты умри сегодня, а я завтра». Разумеется, полюбовные внутрицеховые отношения не распространялись на деловые связи с цеховиками абсолютно иных профильных производств: трикотажного, обувного, галантерейного. Воротилы советского подпольного бизнеса повсеместно, включая Грузию, исправно вносили положенную дань в общесоюзный воровской общак. 10% с дохода и ни рублем меньше — так постановила кисловодская сходка законников 1979 года, на которой картвельская братва в силу репрезентативного большинства имела право решающего голоса.
Грузия всегда была удивительной страной. И в плане присутствия в нашей жизни труднообъяснимых социокультурных явлений тоже. Ну не парадокс ли, что в пору довольно-таки успешной борьбы ортодокса-коммуниста Эдуарда Шеварднадзе с рэкетом и мздоимством образу грузинского вора в законе до богоподобной завершенности не хватало разве лишь нимба над головой. И народу было без разницы, короновали вора в четком соответствии с правильными воровскими понятиями или в форсированном режиме купли-продажи дорогостоящего вожделенного титула?! Народ восторгался и первым, и вторым соотечественником. До такой степени восторгался, что его ничуть не ужаснули результаты социологического опроса 1986 года: 60% тбилисских старшеклассников видели свое успешное будущее в карьере вора-законника и мечтали «делать жизнь» с Гиви Резаного. Под этой кличкой авторитетный черномастник Гиви Берадзе был вхож в круг влиятельных знакомых Звиада Гамсахурдиа и, поговаривают, пожертвовал немалые личные средства на его триумфальный приход к власти. Поговаривают также, что потом всенародно избранная власть сильно поспособствовала бесследному исчезновению Гиви Резаного.
С точки зрения очень тесной смычки власти и криминалитета Грузия, увы, не стала счастливым исключением из ряда расставшихся с метрополией постсоветских государств. Великий и ужасный Джаба Иоселиани на новом этапе развития страны показательно доказал живучесть идеалистической теории о выдающейся роли личности в истории. Четырежды судимый вор в законе Иоселиани — автор театроведческой докторской диссертации «Комизм и маски грузинской комедии». Однако в историю Грузии доктор Джаба вряд ли войдет всего лишь под маской комического парламентского персонажа. Нет, роль его скорее трагифарсовая. Помните события более чем двадцатилетней давности? Бесчинства мхедрионовской нарковольницы под командованием атамана Иоселиани только ужесточили гражданскую войну соплеменников, а по ее окончании атаман-победитель быстренько «прогнул» государственные структуры под свое, тремя лагерными отсидками выработанное понимание управления страной: новоиспеченным демократам достается все, что положено статусному вору-законнику — от черной икры до парламентского кресла; остальным — «кушать лобио»…
Знаменитая фраза Эдуарда Шеварднадзе — «воры в законе сожрали страну» — по времени произнесения совпала с досрочным окончанием четвертого тюремного срока Джабы Иоселиани. От страны остались одни объедки, и второй президент Грузии великодушно помиловал ее первого вора наверняка за оказанные ранее услуги по организации богатого стола в самом начале совместного пиршества. Даже очень продолжительный лихой загул, подчас переходящий в званый ужин, когда-нибудь кончается. Сегодня президентский прах покоится в зорко охраняемой индивидуальной усыпальнице. Так просто Эдуарду Шеварднадзе не поклониться. Гораздо проще проведать могилу вора-законника в Дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей. Джабе Иоселиани удалось реализовать себя во всех трех ипостасях, но мне почему-то слабо верится, что частые цветы на его могиле — от благодарных читателей…
На заре столетия, ставшей одновременно рассветом президентской эпохи Михаила Саакашвили, довелось мне побывать в Цхнети и воочию увидеть огромнейшую загородную резиденцию известного вора в законе Захара Калашова. Увиденное неприятно впечатлило, а позднее подвело к позитивной переоценке факта, согласно упорно циркулирующим слухам имевшего место в реальной действительности. Очевидцы утверждают, что при дружеской встрече, инициированной Мишей Саакашвили еще до рукоположения в президенты, Шакро-молодой подарил ему дорогие наручные часы. Сильная подспудная символика налицо: дарую тебе, дескать, «роллекс» с барского запястья, знать, пришло твое время, но и ты меня не обижай…
Дождавшись своего времени, президент Саакашвили обидел Калашова дерзким асимметричным ответом. Пока тот мотал срок в испанской тюрьме, цхнетский дворец, оцененный в 30 миллионов баксов, конфисковали и отдали под санаторно-профилактические нужды обновленной грузинской полиции. Отъем и перепрофилирование родовых осиных гнезд воров-законников продолжились по всей Грузии, многих за ее пределы вымела 223 статья УК. Попытка вернуться назад на гребне выступлений оппозиции весной 2009 года ни к чему не привела. Маломощные оппозиционеры распорядились денежной подпиткой из воровского «общака» с крайне странной экономной расточительностью: на тбилисских улицах появились множество импровизированных камер-одиночек и минимум передвижных биотуалетов. По центру столицы поплыли запахи тюремной «параши» — на том двухмесячный антисаакашвилевский флешмоб и закончился.
Итак, что мы имеем в итоге? За 25 лет независимости Грузии три президентских хождения во власть из четырех сопровождались существенной материальной поддержкой крупного криминалитета. Даже его ярый гонитель Саакашвили был беспорочен только на словах; другое дело, что спонсорская опека Тариэла Ониани над раннеамбициозным Мишико закончилась там, где началась всегрузинская кампания «нулевой толерантности», превратившая уголовную босоту в расходный материал. А вот кампания Бидзины Иванишвили превратила уголовников в материал вспомогательный: не будь у «мечтателей» на руках кадров с тюремными жестокостями «националов», неизвестно, как бы сложилась судьба первооктябрьских выборов 2012 года. И сложилась она как сложилась во многом благодаря не осознанному выбору, а бессознательной человеческой жалости нашего избирателя.
Массовый телепросмотр хроники жутких будней Глданской тюрьмы за неделю до выборов сделал свое дело. Из сострадания к ее несчастным сидельцам избиратель проголосовал против партии, которая вполне могла бы контролировать в масштабах всей страны приблизительно такую же «красную зону», созданную отнюдь не для зэковской публики… Были у этой партии похожие намерения… И в окончательном их пресечении несомненные заслуги острожных страдальцев пришедшая к власти «Грузинская мечта» отметила широкой амнистией.
Однако амнистия амнистии рознь. Двум сотням политических заключенных, допустим, незачем было обелять свою совесть: ее огульно очернил авторитарный режим Миши Саакашвили. Но с чистой ли совестью вышли на свободу сотни уголовников, попросту не успевших в неожиданно укороченные сроки искупить собственную, реально доказанную судом вину?! Некоторые в новоприобретенном статусе рецидивистов уже вернулись назад на доискупление грехов. Среди них значатся и воры в законе. Мафия бессмертна не только сицилийская. И поэтому дело чести нынешней власти — обессмертить рожденную при власти прежней 223 статью Уголовного кодекса Грузии. Умрет эта статья — умрет великая грузинская мечта жить в любимой стране без «красно-черных» зон и любить ее надежной светлой любовью.
Свидетельство о публикации №215042300663
Ирония и легкий сарказм придает этой щекотливой теме шарм, талантливая писательская рука вызывает как неприязнь, так и улыбку в адрес людей, в тексте задействованных, доставляя читателю истинное наслаждение. Таково мое впечатление.
Когда-то давно сосланные большевики тянули срок совместно с урками. И многому у них научились. Сделали революцию, сели на общак, выбрали пахана и… пошло-поехало. И после развала красной империи партийных уголовников все постсоветские – это малые клептократии. Так что, трудно понять, кто в них президент страны, а кто вор в законе. Где власть, а где мафия? Все смешалось в доме Облонских. Таково мое мнение.
С улыбкой и признательностью,
Н.Д.
Николоз Дроздов 10.01.2023 03:42 Заявить о нарушении
Ваш отзыв - сам по себе стилистически-аналитический шедеврик!
Всех благ абсолютно!!! С уважением полнейшим, В. Б.
Вахтанг Буачидзе 10.01.2023 07:46 Заявить о нарушении
А если без шуток, то по мне, литература – это то, что написано легко и просто, иногда и с улыбкой о совсем не легких и непростых вещах. Показатель эрудиции пишущего и его мастерства. Так что Vivat перу вашему, а Вам всех благ и доброго здравия!
С заверением в глубоком почтении и искренней симпатии,
Ваш Н.Д.
Николоз Дроздов 10.01.2023 14:54 Заявить о нарушении
Помнится, когда я редакторствовал на "Грузтелефильме", а Дато Шаликашвили начальствовал, именно, по его словам, ожидалось ваше появление в рядах наших сценаристов... Но, увы, Вы так и не появились, уж, не знаю, по какой причине...
Зато я помню Вашу замечательную публицистику в "Новой газете" Ивлиана Хаиндрава!.. И Вашему перу исполать!!!
С искренней благодарностью, В. Б. Добра и благополучия во всём!
Вахтанг Буачидзе 11.01.2023 05:16 Заявить о нарушении
С наилучшими пожеланиями,
Н.Н.
Николоз Дроздов 11.01.2023 21:48 Заявить о нарушении
Ежели не угаснет он, то по этой ссылке иной раз открывается архив"Р.К."
№ 10 скачать и на 39 стр. - концовка.
http://russianclub.ge/index.php?option=com_jooget&Itemid=52&task=viewcategory&catid=14
Загляните в сообщеньица! Добра Вам и Вашим близким! В. Б.
С уважением всегдашним, В. Б.
Вахтанг Буачидзе 12.01.2023 05:11 Заявить о нарушении