14. Вылазка к тоннелю

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ВЫЛАЗКА К ТОННЕЛЮ

Лиента шёл хорошо. Ноги в лёгких сапогах тонкой кожи ступали мягко, неслышно. В хитросплетении джайвы он интуитивно выбирал самый оптимальный вариант пути. Ни одного лишнего движения – Лиента давно выработал умение не тратить напрасно силы, быть экономным во всём. Андрей видел, что лугарина занимает какой-то вопрос. Наконец, он проговорил:

– Сегодня утром у реки ты обнаружил моих воинов.
– Да, я почувствовал их.
– Они были неумелы?
– Они хорошие воины и ничем не выдали себя. Но я чувствую врага раньше, чем увижу или услышу. Ты сам знаешь, что бывает ощущение опасности, которое трудно рассказать. Потом я стал слушать мысли и узнал, что они посланы тобой.
– Твой дух унёс тебя от них?
– Дух?
– Ты говорил, что вам служат могучие духи.
– Я не помню, чтобы прямо вот так и говорил. Нет, здесь мне никто не служит. Я и сам могу кое-что. Если хочешь, я покажу, как это было. Хочешь?
– Да.
– Тогда не отставай.

Почти минуту Лиенте удавалось удерживать Андрея в поле зрения. Но с каждой секундой в лугарине крепло тревожное ощущение – джайва приняла сторону чужака. Она прятала его в зелёном хаосе, маскировала неразберихой зелёных, белых, коричневых, чёрных пятен. Джайва жадно хватала одежду Лиенты там, где только что с готовностью пропустила чужого. Или чужестранец обернулся бесплотной тенью? Или заросли и впрямь расступаются перед ним, чтобы за его спиной немедленно заплести проход?
Лиента вздрогнул, когда в сознание неожиданно ворвалось нечто чуждое, не его:

– "Я остановился, жду тебя. Да не бросил я тебя, и нет никакой засады, всё в порядке. Слушай, я сейчас закричу флемингом".

Издали донёсся короткий и пронзительный вскрик. И тотчас мысль Лиенты плеснула удивлением – он не ожидал, что Андрей ушёл так далеко.
Некоторое время спустя, когда они снова были вместе, Лиента осторожно спросил:

– Твоё племя живёт в джайве?
– Почему ты так решил?
– Чужого она сразу распознает, а тебя приняла.
– Я вырос в городе, но у меня были хорошие учителя.
– Разве этому можно научиться? – недоверчиво покачал Лиента головой. – Джайву надо узнавать с колыбели.
Они были уже недалеко от каменного зуба скалы.

Андрей спросил:
– Твои воины не встретили у реки девушку?
– Нет.
– Ночью я спрятался от бури в избушке у скалы, и обнаружил там девушку. Она испугалась. На мне ведь снаряжение наёмника было. Сбежала, едва рассвело. Я не укараулил. Жаль, пропадёт одна.
– Я скажу, воины будут смотреть. Все оставляют след в джайве. Кто она?
– Мне показалось, горожанка. Имени она не назвала, не захотела.
– Разве тебе надо было её согласие?
– В самом деле, чего проще – задавать ей вопросы, а ответ находить в мыслях. То же самое я могу проделать с тобой, правда? – Андрей остро глянул на Лиенту.

Тот ответил неприязненным взглядом.
– Тебе бы это понравилось, верно?
– Нет, – резко сказал лугарин.
– Наверное, ей тоже не понравилось бы. Я никогда не делаю этого с друзьями. Недостойно это. С друзьями нельзя быть нечестным. Ты, вождь, тоже умеешь тайно наблюдать, подслушивать разговоры врагов? Но – врагов. Она не была мне врагом. Ты тоже.
– И ты не слушал мои мысли?
– Без твоего ведома? Нет. Мне от тебя скрывать нечего и я мог бы объединить наши мысли. Ты будешь знать всё, о чём я думаю, а мне будут открыты твои мысли. Скажи, что хочешь этого, и я так сделаю. Но ты не скажешь, и это правильно, я понимаю. Ведь я ещё ничем не заслужил твоё доверие, никаким делом.       

В дыхании слабого ветерка слышалась близость реки. Лиента теперь шёл впереди. По напряжённой спине, руке, лежащей на рукояти ножа, Андрей видел, что лугарин настороже, чутко ловит шорохи джайвы. Значит, вход в тоннель близко, и если бы Лиенту собирались заманить в засаду, её устроили бы где-то здесь.
Продравшись сквозь густое переплетение лиан и кустарника, вождь остановился перед широкой ямой с пологими, заросшими молодой порослью краями. Поперёк ямы лежал ствол дерева, поваленный старостью или бурей. Он уже замшел, начал гнить, из ямы тянуло сыростью и плесенью.

– Здесь, – остановился Лиента.
Откуда-то из-под поваленного ствола он извлёк толстую крепкую палку с намотанным на конце промасленным тряпьем, спустился в яму. Трава поднялась выше пояса, жгучие, ядовитые метелочки закачались у самого лица. Противоположный край ямы густо зарос колючим кустарником – ветки его были изломаны и затоптаны. На одних листья пожухли, завяли, другие оправились, настырно тянулись вверх.

Лиента пробрался в центр ямы. Теперь они оказались на крохотном пятачке, поросшем травой, но свободном от кустарника. Лиента присел, погрузил руки в траву и с усилием потянул что-то на себя – затрещали корни, качнулись стебли, и внизу открылась чёрная щель. Вдвоем они оторвали тяжёлый пласт дёрна вместе с деревянной крышкой, на которой он лежал. Под крышкой обнаружился узкий лаз – одному пролезть.
Лиента вынул огниво. Высеченные искры гасли, не успевая поджечь кусочки высушенного мха, и Андрей машинально сунул руку в карман за зажигалкой, но передумал – не сейчас. Ни к чему новая версия про "дух огня", загнанный в крохотный сосуд.

Наконец, мох задымился, скручивая чернеющие стебли, потом вспыхнул пламенем, невидимым в свете дня.
Лиента спустился первым, и свет факела разогнал темноту. Андрей увидел крепкую лестницу. Лугарин поднял голову.
– Спускайся, – глухо прозвучал его голос.
Андрей мягко спрыгнул к нему.

В сторону реки вёл низкий ход. Стены и свод были обшиты крепкими, плотно подогнанными плахами, под ногами тоже лежал ровный настил. Пол тоннеля имел довольно крутой уклон вниз. Чем дальше они продвигались по подземному ходу, тем выше и просторнее он становился. Скоро подошли к кромке тёмной, неподвижной воды. Лиента поднял факел, напряжённо всматриваясь в темноту.
– Что там? – спросил Андрей.
– Смотри хорошо, – негромко проговорил Лиента, и голос его гулко разнёсся над водой.
Впереди еле различимо выступало из воды нечто бесформенное. Андрей не сразу сообразил, что это всплывший труп.
– Что теперь? – спросил лугарин.

Андрей тронул воду, она колыхнулась, побежали красные блики. Температура воды была, наверное, близка к колодезной. "Жарко не будет", – подумал Андрей и потащил рубаху через голову.
– Постой, – голос Лиенты звучал напряжённо. – Ты хочешь туда идти? Ты понимаешь, что воды там до верху, до потолка? Там не осталось ни глотка воздуха.
Лиента до последнего момента не верил, что его странный спутник и вправду полезет в затопленный тоннель. Он не совсем понимал, зачем они идут сюда, и ожидал чего угодно, но не этого. Мысли Лиенты скорее были заняты тем, дойдёт ли он до тоннеля или где-то на пути его ожидает засада. Но вот они у кромки мрачной воды. И этот человек, внушающий не меньше опасений, чем заполненный водой и трупами тоннель, вправду собирается идти в него. Но не может человек в могильной темноте и ледяном холоде, без глотка воздуха, неведомо где искать небольшой люк – человек не рыба!

– Послушай, человеку там смерть. Человек этого сделать не может.
– Я похож на самоубийцу? Не беспокойся, всё будет хорошо.
– Тебе не страшно? – помедлив, спросил Лиента. – Там их много.
– Мёртвые не опасны.
– Пришли мне свою мысль.
– Да, конечно.

Пока Андрей раздевался, Лиента зажёг для него ещё один факел.
Подземный коридор продолжал понижаться. Вода скоро достигла коленей, скрыла бедра, обожгла живот холодом, поднялась к груди. Андрей споткнулся обо что-то мягкое, податливое, сообразил, что это утопленник – тяжёлое снаряжение удерживало его у пола, не давало всплыть. Он обернулся – Лиента стоял позади в пятне света. Андрей увидел в стене скобу и вставил в неё факел. Глубоким дыханием он провентилировал лёгкие, сделал несколько специальных дыхательных упражнений, чтобы перестроить организм. Потом оттолкнулся ногами и поплыл, мгновенно исчезнув из светлого круга.
Теперь только ритмичные всплески доносились до Лиенты из мрака, не долго.

– Я пошёл, Лиента! – Голос забил тесный коридор, прикатился к лугарину.
В подступившей тишине тревожно метались на воде красные блики. Скоро замерли и они. Лиента смотрел на неподвижную, тяжёлую, мёртвую воду...

Трупы в тоннеле - http://www.proza.ru/2015/04/23/967


Рецензии
Здравствуйте, Раиса.

События разворачиваются и весьма интересно. Увлекаясь повествованием перестаю замечать что-то другое.
Единственная мысль крутиться в голове: чуть бы побольше объяснения о населении и их обитания. Когда читала в прошлый раз, Лиента, уж не знаю по какой причине, нарисовался, в моем воображении, индейцем. Хоть и понимаю, что это во-первых: другая планета и другое время, а вот все время ищу похожесть, может, не умею фантастику читать. В общем, не обращайте внимание, мысли вслух.

Интересно описали как Андрей пробирался через джайву, оставаясь незамеченным. Точные слова подобраны, реально представляешь момент.

Спасибо за приятно проведенное время, Раиса.

Натали Карэнт   26.04.2016 22:00     Заявить о нарушении
Натали, вы поняли Лиенту как надо. Я и сама пыталась отойти от образа индейца, но поскольку была под впечатлением от фильмов немецкой киностудии Дефа, не очень-то у меня это получалось )
Надо мне перечитать те места, о которых вы упомянули, восстановить в памяти.
Рада, что вам нравится.

Раиса Крапп   26.04.2016 23:12   Заявить о нарушении
Да? Чесслово, Раиса, я в лёгком шоке...

Тогда, - хотела пояснить, что с образом Лиенты как индейца, я страсстно боролась,- всё в ажуре... героев, получается, вижу, но, окружающий антураж, теряется.
Ох, просто слов для объяснения не находится, это где-то на интуитивном уровне.

Натали Карэнт   27.04.2016 14:05   Заявить о нарушении
Натали, я уверена, что читатель не меньше автора имеет право на творческое переосмысление текста. Я, случается, абсолютно не согласна с авторской позицией, его трактовкой персонажей - и что? Правильно, никто и не обязан соглашаться.
Если вам мешает образ "индейца" при восприятии целостной картинки, "выключите" его.
Но почему "индеец" мешает чувствовать антураж, не очень поняла. Если он крутился у меня в голове, это же не значит что непременно должны быть прерии с бизонами. Лиента всё-таки не индеец, он лугарин. И живет на краю джайвы)
Спасибо за интересные комментарии.

Раиса Крапп   27.04.2016 21:41   Заявить о нарушении
Нет, Раиса, "индейца" как раз, вылючать не буду, он очень гармоничен для меня в этом образе, я выключу антураж и сама успокоюсь и вас не буду мучить, потому что, как уже говорила, фантастику не умею читать, всегда ищу "земные" сходства, параллели.

Сама же история весьма зазватывающа и интересна, поэтому приду ещё. Просто успокоюсь... и приду.

Натали Карэнт   27.04.2016 21:53   Заявить о нарушении
Всякого вам увлекательного, Натали!

Раиса Крапп   27.04.2016 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.