Ричард Сиббс. Супруг

СУПРУГ
Ричард Сиббс (1634)


Да лобзает он меня поцелуями уст своих. Ибо ласки твои лучше вина
Песнь Песней 1.2

Святой Дух радуется здесь снизойти до наших немощей; и, чтобы помочь нам в нашем духовном возрастании в наших телах, Он говорит здесь о небесном в земной манере, чтобы раскрыть утешительную тайну. Как и в других местах Святой Дух представляет радость рая как обильный пир, так здесь Он описывает союз, который мы имеем со Христом, как супружескую любовь мужа и жены, и чтобы мы могли бы лучше понять, что такое этот союз, Он снисходит к нашей слабости, чтобы мы могли видеть как в зеркале то, чего наше растление не дает нам разглядеть. Эта книга не что иное, как рассказ о любви Христа к Своей Церкви и о любви Церкви ко Христу, и она столь проста и ясна, что для евреев она была большим скандалом, так что одно время они не разрешали читать эту книгу никому в возрасте до тридцати лет, чтобы не поддаться искушению невоздержанием; но они, кажется, захотели здесь быть мудрее Самого Бога. Ибо Святой Дух здесь бдаговолил под телесными вещами сокрыть духовные, имеющие много более высокий характер, чтобы тот, кто может понять и вкусить их, мог бы также перевести свои чувства - в юношеские годы самые сильные! - от тепла естественной любви к вещам духовным и Божественным; и все, кто духовно настроены, а именно для таковых   главным образом Священное Писание и было написано, получили бы особое утешение и назидание, хотя бы многие обижались и даже соблазнялись.  Так вот, союз между Христом и Его Супругой-Церковью так ясно и живо явлен в союзе, который существует между мужем и женой, что, хотя нечестивые люди могли обидеться на него, благочестивый не может не восхищаться им.
"Да лобзает он меня поцелуями уст своих. Ибо ласки твои лучше вина". Это слова Супруги ко Христу, которые следует понимать двояко. Прежде всего, в них звучит искреннее желание, в каковом мы отметим следующее: стремление Христа к Церкви, стремление Церкви ко Христу и их единство. Во-вторых, за этим стоит превосходство Того, Кого желает Супруга: "Ибо ласки твои лучше вина".
Все вместе взятое означает духовный союз между Христом и Церковью. Существует союз между мужем и женой, являющийся образом этого союза, с которым он имеет ясное сходство. 
1. Все должны согласиться, что договор брака - это завет. Так и со Христом и Его Супругой. Он столь любит человечество, что ради этого принял нашу природу, и это Его воплощение есть основа всего нашего союза со Христом. Во-первых, воплощение есть причина или основание нашего союза с Ним в благодати здесь; и, во-вторых, наш союз в благодати есть основа нашего союза в славе. Таким образом, если мы являемся Его Супругой, Он дает нам Свой Дух, чтобы засвидетельствовать Свою любовь к нам, чтобы мы могли дать свое согласие быть с Ним снова, и чтобы мы могли быть Его достойной Супругой.
2. Брак есть источник множества благ; так же и здесь. В этом духовном договоре-завете Христос отдает Церкви Самого Себя и вместе с тем все блага Свои. Церковь - Его счастье, и все Его милости, Его праведность, одним словом, все Его привилегии и прерогативы принадлежат Церкви. "Все Христово, а Христос ваш" (1 Кор.3.21). Всем, которые Христово, принадлежит все Христово по этому духовному завету-договору. Это было открыто пророку Осии там, где он говорит о завете-договоре между Христом и Его Церковью: "И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии" (Ос.2.18-19). Таким образом, завет заключен с Церковью, а ради нее со всеми живыми существами, и все, что Он сделал и ради чего Он пострадал, все блага Его принадлежат нам по этому завету.
Возражение. Но чемы мы можем воздать Ему? 
Ответ. Ничем; никакая часть этой красоты и богатства не принадлежит нам, но только наше несчастье, которое Он забрал у нас.
Использование. Это прекрасный источник утешения и основание великого долга.
1. Христос снизошел к нам настолько, чтобы взять нас Себе в супружество, хотя все и так принадлежит Ему. Чего мы можем хотеть еще, если мы принадлежим этому Источнику всех вещей? Мы не можем хотеть никакой иной защиты, ибо у Него защита самая лучшая. Мы не можем хотеть никаких благ, кроме тех, что принадлежат Ему. У нас есть свободный доступ к ним, какой жена имеет к мужу. Кто имеет этот доступ, если жена его не имеет? И кто имеет свободный доступ ко Христу, если не Его Супруга?
Возражение. Да, но у нас есть многие немощи.
Ответ. Это на самом деле правда, но разве муж будет хуже обходиться с женой потому, что она "немощный сосуд" (1 Пет.3.7), и тем более Христос не будет бережен со Своей Супругой? В этом и есть самое большое наше утешение - что этот союз, этот договор, не на время, но навсегда: и обручу тебя Мне навек. И поэтому мы никогда не будем хотеть никакой иной защиты, наставления или какого-либо еще блага для нас.
2.  Теперь долг с нашей стороны - любить Его ответной любовью, и любовью послушания; воздавать Ему честь, как Сарра Аврааму, назвавшая его Господином (1 Пет.3.6), и делать все, что Он призовет нас делать, и, если Он потребует, страдать вместе с Ним. 
Перейдем теперь к частностям.
"Да лобзает он меня". Во-первых, о ком это сказано?  Обо всей Церкви, а также и о каждом ее конкретном члене, вступившем в супружеский союз со Христом.
Все, что делает христианином, принадлежит всем христианам одинаково. У нас есть одна вера, одно крещение, один Дух. Как и каждый христианин может сказать: "это принадлежит мне", так может вся Церковь, и каждый христианин, а также община. Все христианские привилегии принадлежат все одинаково.
Использование 1. Наше великое утешение в том, что все, что принадлежит Церкви в целом, относится к каждому ее члену в частности.
Использование 2. Это учит нас рассуждать от одной духовной вещи к другой. Например, как "Авраам поверил Господу, и это вменилось ему в праведность" (Рим.4.22), так, если я буду веровать, праведность вменится и мне. Давид согрешил, и раскаялся и нашел милость; и поэтому так может быть и со мной. Таким образом, все привилегии Церкви принадлежат всем христианам. Душа каждого христианина - супруга Христа, как и вся Церковь. Поэтому апостол Павел проповедует свой пример для всех, чтобы уверовали во Христа: "Я для того и помилован" (1 Тим.1.16), чтобы воодушевить других прийти ко Христу, как пришел сам Павел, и быть помилованными, как он. Все, что обещано всей Церкви, относится к душе каждого из нас, и все, что требуется от всей церкви Христом, требуется от нас конкретно, если мы Его члены. Но хотя духовные милости принадлежат всем нам как наш удел,  это не так во внешних вещах, ибо некоторые из нас богаты, другие бедны, некоторым легче, другим труднее. Но наши лучшие привилегии и лучшие дары равно распространяются на всех нас, на сильных и слабых христиан, на богатых и бедных, на тех, кто в чести, и тех, кто в презрении от мира.
Во-вторых, как это относится к нам?
Многие любят иных супругов, то есть мир, плоть и дьявола. Дьявол и плотские люди демонстрируют мнимую любовь к душе, чтобы отвлечь ее от Христа, но она должны стремиться лишь к Нему одному. "Да лобзает Он меня": она идет не так, как паписты, к Петру и Павлу, но только ко Христу. "Возлюбленный мой, а я Его" (Песнь 2.16): Он только мой, и только я Его достояние. Мне больше никто не нужен: "Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле" (Пс.73.25 KJV). Он отделил и принял меня, и я принимаю Его:  да лобзает Он меня!
В-третьих, о чем идет речь? Лобзание - это поцелуй.
Священное Писание упоминает разного рода поцелуи. Есть поцелуи более высокими более низких, и наоборот. Есть святой поцелуй (Рим.16.16, 1 Кор.16.20) и поцелуй лицемерный, как поцелуй Иоава Амессаю (2 Цар.20.9) и Иудой Христа (Мтф.16.49).   Есть поцелуи любви; так Ионатан поцеловал Давида (1 Цар.20.41), и есть поцелуй подчинения: "Лобзайте Сына" (Пс.2.12 KJV, в СП "почтите"). Но вот поцелуй превосходнейший: "Да лобзает он меня поцелуями уст своих", то есть явит свидетельство любви Своим присутствием, позволит мне и дальше наслаждаться общением с Ним, и дальше будет заверять меня в Своей любви. Рассмотрим сначала, что это означает для Церкви. Каков бы ни был ее интерес в этом духовном союзе-договоре изначально, при его заключении, с течением времени она желает все больше и больше уверяться в этой любви. Как и при Соломоне, и с самого начала, Церковь желает, чтобы ее лобзал Христос. Тогда она ждала Его в нашей природе, и что Он будет проявляться мало-помалу, все яснее и яснее, пока не явится во плоти, и так не раскроется постепенно то, что было обещано в раю, то есть что "семя жены сотрет главу змия" (Быт.3.15), что было обещано Аврааму: "благословятся  в семени твоем все племена земные" (Быт.12.3). Это обетование было дано сначала одному колену, Иудину (Быт.49.10, Евр.7.14), затем одной семье этого колена, дому Давида (Лк.1.27); было сказано, что Дева во чреве приимет (Ис.7.14), и позже Иоанн Креститель указал: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира" (Иоан.1.29). Итак, вы видите, как Христос постепенно раскрывает Себя Своей Церкви, и в меру этого Церковь все больше желает пришествия Христа, как пророк Исаия говорит: "О, если бы Ты расторг небеса и сошел" (Ис.64.1), а затем пророчествует о тех, что ждали утешения Израиля. Так что, прежде чем Христос пришел во плоти, Церковь имела страстное желание Его Воплощения: "Да лобзает Он меня поцелуями уст своих!". Но это еще не все, потому что она знала, что этого не должно быть до последних дней, и поэтому желает больше познать Его, чтобы Он проявлял Себя все больше и больше в Своем слове, по благодати Его, Духом Своим, и, следовательно, как и тогда, когда желанием Церкви было пришествие Христа, так теперь, века спустя, христиане желают идти к Нему, чтобы навеки пребыть с Ним во славе. И Церковь по-прежнему, хотя уже не внешним образом, ждет Его, ждет услышать Его слова и почувствовать Его лобзания. И это еще не все, ибо полнота Духа Его теперь обитает с нами, и Его милость возрастает в Церкви и проявляется в ней все больше и больше.  Это желание церкви, и каждой христианской души - чтобы Христос, таким образом, лобзал ее, каждый день являя ей Себя все больше и больше, в Его Слове, в Его таинствах, Духом Своим, взращивая в нас благодать Свою.  Вот желание Церкви и каждой христианской души в ее стремлении ко Христу: да лобзает Он меня поцелуями уст своих.
Теперь мы приходим к основанию этого стремления, вытекающего из превосходства любви Христа, которая по опыту всей Церкви, и каждой христианской души, "слаще вина". Здесь мы отмечаем две вещи.
Во-первых, каждая христианская душа имеет сладкий вкус любви Христа даже в этой жизни.
Во-вторых, познав силу этого договора-завета и вкус этой любви, она испытывает непрестанное желание дальнейшего проявления и возрастания ее.
1. Прежде всего, если заключение завета уже есть проявление любви, какой еще не было раньше, до вступления в брак, так и Христос, хотя Он действительно дает Своей Супруге ощутить вкус Своей любви здесь, и привлекает ее нежными словами, и через некоторые Его милости Его любовь становится еще более явной, чем раньше, как Исаак послал Ревекке некие драгоценности и браслеты, чтобы проявить свою любовь к ней (Быт.24.58) - но Его любовь не в полной мере проявляется в этой жизни, пока не будет явлена с великим торжеством. Христос не может радовать Супругу, если она не будет украшена Его милостью, и поэтому Он щедро одаряет ее, и это не только вкус Его благосклонности, но плод Его служения. Причины тому разнообразны.
Причина 1. Первая причина заключается в утешении ее после Его долгого отсутствия, ибо если она не будет ощущать хотя бы слабого, но сладкого вкуса этой любви здесь, ее сердце не останется стойким до того дня, когда Он полностью явит Свою любовь к ней. Господь видит, какой тяжестью угнетены здесь Его дети, поэтому Он даёт им вкус Своей любви здесь, так что они могут утешиться, когда у них ничего больше нет.
Причина 2. Господь дает Своим детям ощутить сладкий вкус любви здесь, когда они по своей слабости и хрупкости отпадают и теряют свою первую любовь, и, очутив этот вкус, они могут вернуться и будут восстановлены снова, помня, как он сладок и как сильна любовь Христа, которую они вкусили, и вместе с Церковью они могут сказать: "пойду и возвращусь" (Ос.2.7).
Причина 3. Следующая причина такова, что проявление этой Его любви прекрасно укрепляет христианина и дает ему легко идти через тяжелые скорби, ибо когда Христос заверяет верующего в Своей людви, то какой бы тяжкой ни была скорбь, он примет все, что его постигнет, и будет страдать  ради Христа с радостью.
Причина 4. Наконец, Христос дарует Своей Церкви, и с ней каждому христианину, вкус Своей любви в этой жизни, потому что Он знает, что у нас есть много соблазнов в этом мире, которые готовы украсть наши чувства, например плотских удовольствий, богатства, почестей и тому подобного. И чтобы они не могли увлечь наши чувства, Он дает нам вкус Своей любви, которая лучше, чем все остальное, и слаще вина, так что наши чувства к Нему могут быть сохранены чистыми.
Итак, Христос дает нам, Своей Супруге, сладкий вкус любви в этой жизни, чтобы страдания, которые всегда рядом, не были слишком тяжки и безутешны для нас, а удовольствия и наслаждения не уводили нас далеко от Него.
Использование. Мы должны научиться любоваться благостью Божией, ибо Он благоволит хранить нас и удерживать от очень многих испытаний и тягостей, искушений и скорбей, через которые мы проходим в этой жизни, и изгонять их горечь сладостью Своей любви, тем самым сохраняя чистыми наши чувства к Нему.
Теперь мы перейдем к следующему моменту.
2. Церковь, и с ней каждый христианин, ощутив в завете вкус любви Христа, обретает ненасытимое желание вкушать дальше и дальше эту любовь и обретать уверенность в ней. Тому есть две причины.
Причина 1. Первая причина берется из природы истинной любви, которая никогда не удовлетворяется. И следовательно, хотя Христос дает Своей Супруге вкус Его любви в слове, снаряжая Своих посланников со словом  любви, Евангелием мира, даруя нам через него и через Свои таинства вкус Его любви и милости - но все это еще не может удовлетворить нашу душу, но если Христос однажды явил Свою любовь к ней, она будет иметь постоянное желание вкушать Его любовь дальше и иметь уверенность в ней.
Причина 2. Следующая причина вытекает из несметных богатств Христа, бесконечных во славе Его, в Его власти, в Его красоте и радости. Он имеет все, и вся власть дана Ему на небесах и на земле (Мтф.28.18); она бесконечна по сути, и потому Его Супруга имеет бесконечное желание вкушать Его любовь и иметь все более близкое общение с Ним.
Итак, вы видите, рассматриваем ли мы природу любви, которая никогда не удовлетворяется, или, рассматриваем ли мы Его несметные богатства, мы видим ту истину, что в христианине есть ненасытимое желание вкушать дальше и дальше любовь Христа и обретать все более полную уверенность в ней. Где есть благодать, там есть и желание расти в благодати. Желание наслаждаться присутствием Христа - это более высокая степень любви, чем желание наслаждаться самим небом. Но это еще не все.
Использование 1. Поэтому давайте испытаем нашу любовь, которую мы можем иметь от лица Христова, как в Его установлениях, так и там, где Он являет Себя в особом порядке. Это большое горе души - уклоняться от присутствия Христа в Его установлениях, от общества святых, где Он лобзает тебя и стремится проявить Свою любовь к тебе все больше и больше! Я не могу не задаться вопросом, почему некоторые люди осмеливаются принять на себя имя христиан, и все же думают, что мы люди слишком святые. Они хотят называться христианами, но есть ли в них стремление к любви Христовой? Многие из них могут пренебрегать таинствами Божьими, или, если они все же приходят к ним, то они не готовы принять лобзания Его любви в свое сердце, но склонны довольствоваться чем-то внешним.
Когда Дух свидетельствует и запечатлевает любовь Христа к нашей душе через этот внутренний поцелуй, они довольствуются лишь внешним слышанием слова. Но там, где нет желания познать Христа ближе, душа бесплодна, ибо в ней нет никакого вкуса любви Христа. Если в ней нет этого вкуса, то не будет и желания дальнейшего роста в этой любви. Есть те, кто лишь исповедуют религию, как многие, состоящие в браке, скрывают свою измену; таким образом, они исповедуют Христа, чтобы покрыть свое любостяжание и другие пороки, которые вводят их во множество грехов. Но мы  не должны довольствоваться этими внешними лобзаниями, но должны радеть о внутреннем человеке, обращенном к Богу (Рим.7.22). Пусть же те, кто найдут, что стремление к Нему возникло в них, смогут утешаться тем, что они Христовы, а Христос будет являть Свою любовь к ним все больше и больше, ибо Бог обещал исполнить желания праведных (Пс.37.4 KJV). Есть ли в вас страстное желание испытывать все больше вкус любви Христовой? Используйте средства благодати, а затем убедитесь, что Христос будет являть Свою любовь к вашим душам все больше и больше.
Использование 2. Второе применение для наставления и духовного исправления состоит в том, что мы должны познать, что уверенность - это плод любви Христа. Если мы хотим этого, то мы должны трудиться над тем, чтобы иметь чистоту суждений и целомудрие в привязанностях. Чистота суждений есть ограждение ума от ошибок, ересей и расколов; целомудрие чувств - это отделение их от мира сего и его радостей. Ибо Христос ревнив по отношению и к нашему уму, и к нашей любви. Именно поэтому Павел желает обручить коринфян Христу "чистой девою" (2 Кор.11.2).
Итак, если в нас есть Его любовь, то мы должны исповедовать истину, иметь чистоту суждений и целомудрие привязанностей. Ибо Супруга Христова чиста в суде;  она слышит Его голос и следует за Ним. Все, что исходит не от Его слова, она отвергает. Это касается и суждений ума, и целомудрия чувств. Ибо Христос не даст вам разделить свои чувства, чтобы они были обращены отчасти Нему, а отчасти к миру и его удовольствиям. Он просто не позволит этого, Он будет иметь все наше сердце и всю привязанность, или Ему не будут нужны ни наше сердце, ни чувства. Если мы отдадим наши сердца миру или удовольствиям мира, любовь к которым есть вражда против Бога (Иак.4.4), то наше сердце прелюбодействует от Него, и это двойной грех. Если замужняя женщина прелюбодействует, она блудит и в то же время нарушает брачный завет; поэтому любить мир сей после того, как мы обручены Христу, есть духовное прелюбодеяние и нарушение завета с Ним. Берегитесь же мирского мышления, которое будет пригибать ваши чувства к земле и не давать им подняться ко Христу! Берегитесь удовольствий мира, чтобы они не топили ваши души, как души многих, исповедующих себя христианами.
Использование 3. В-третьих, если мы будем расти в уверенности и любви ко Христу, и будем знать Его лобзания, то приложим труд, чтобы получить смиренное сердце, путем поиска нашего недостоинства в отношении того, что мы есть, или были по своей природе. В самом деле, мы можем излишне принижать себя в отношении людей, но никогда не сможем излишне унизить себя по отношению к нашему Спасителю, признавая себя недостойными все, что у нас есть. Нет никакой опасности в том. чтобы таким образом унизить себя пред нашим Спасителем; напротив, это наша честь пред Богом. Тех, кто таким образом почтит Его, Он почтит Своими милостями, ибо Он дает благодать смиренным, и призрит на сокрушенных духом (Ис.66.2). Давайте же со смирением признаем, что все, что у нас есть, мы имеем по Его благодати, и вместе с Иаковом признаем себя никак не достойными Его милости (Быт.32.10).
Использование 4. В-четвертых, если мы будем расти в уверенности и любви ко Христу, мы не должны давать Ему покоя. Не оставляйте Его, пока Он не одарит вас поцелуем Своей любви. Часто ли Он удерживал Свою любовь от вас? Тем не менее ждите Его радости, ибо Он долго ждал вас.  Мы видим Марию Магдалину, и что она сделала, когда она не могла найти Христа. Но Он явился ей в самом начале, и Он позвал еепо имени, чтобы она знала, о Ком она плачет и  Кого ищет. Не будем давать Ему покоя, будем просить и просить Его, пока Он не ответит, ибо мы знаем, что Он ответит. Вспомним женщину из Ханаана: она не давала Ему покоя, пока Он не ответил ей (Мтф.15.22). Иаков боролся с Богом и не отпускал Его, пока не уверился в Его любви и милости (Быт.32.24). Бог обещал исполнить желания праведных (Пс.37.4 KJV). Он дал нам такие сильные желания зря? Продолжайте же настойчиво обращаться к Нему с молитвой, и Он ответит нам; Он не будет лишать нас заверения в Его любви.
Использование 5. Опять же, пусть нас утешит все, что мы знаем о Его прежней любви и милости, Его власти, верности и твердости. Воспользуйтесь Его обетованием, как та же женщина-язычница, которую Христос сравнил с собакой (Мтф.15.26): я действительно такая, ответила она. И Он внял ее словам и дал ей просимое.  Слуги Венадада ловили слова утешения Ахава (3 Цар.20.38), и мы постоянно знаем подобное по собственному опыту. Однажды Бог откроет нам средства, которые Он использовал, и то, что Он делал это для нашей пользы. Поэтому я буду следовать Ему сейчас, зная, что Он еще заверит меня в Своей любви.
Использование 6. Опять же, спросим, насколько мы должны быть смиренными в стремлениях такого рода.  Я имею в виду в первую очередь не полную уверенность в любви Христовой, а желание иметь  явные проявления Его любви. Но разбойник на кресте получил больше чем просимое, ибо Христос не просто помянул его в Царстве, но ввел в рай (Лк.23.42). Это просто не вопрос, ибо если ты вообще желаешь вкусить Его любви, ее не может быть мало. И так всегда с детьми Божьими.  Сначала они желают прощения своих грехов, и, получив  это, они все более и более жаждут милости Духа, и не только помилования, но любви к Нему и все более близкого общения с ним.
Возражение. Но это общение чувствуется не во всех.
Ответ. 1. Я отвечаю, что если Христос становится чужд для нас, то это от нас самих, а не от Христа, ибо Его любовь не перестает. Это либо потому, что наши сердца блуждают и еще плотские, и тогда неудивительно, что Христос не являет Себя нам, и мы постоянно печальны, не чувствуя Его любви.
2. Или же мы сами не ищем Его лобзаний и не желаем вкусить Его любви, не соблюдаем Его установлений и не осуществляем те милости, которые мы имеем, как  должны, и не полагаемся верой на Божьи обетования и благословения.
3. Или же мы так беспечны, что не разжигаем в себе благодать через наши частные обязанности.
4. Или же мы присоединились к нечестивым и злым сообществам, и потому Христос становится чужд для нас.
5. Или же мы не испытываем свою веру и не усердны в ней, и в итоге убеждаемся в своей никчемности и слабости; так был оставлен Петр. Иначе же Христос несомненно явил бы нам Свою любовь лобзанием уст Своих. Ищите же в своих сердцах, и вы найдете   эти и тому подобные причины, почему Христос стал чужд вам, а вы так далеки от общения с Ним.
Использование 7. Рассмотрим, опять же, когда мы получили самые сладкие поцелуи, и наиболее обновились любовью Христа. Разве это было не тогда, когда мы испрльзовали средства к этому, например, стремились к Богу в молитве и смиренно трудились достойно и с пользой для себя применить все Его установления? Отметьте, как это важно для сохранения и взращивания уверенности в любви Христовой в вас.
Во-первых, если вы впали в безжизненность, установите причины этого.
Во-вторых, вспомните, когда и как вы испытали наиболее близкое общение со Христом, и что за этим последовало. Можете ли вы сказать, что вы некогда духовно омертвели и были чужды Христовой любви, но потом утешились и обновились? Было ли это, когда вы ничего особенного не делали или, наоборот, были наиболее внимательны к святым обязанностям? Если мы отвергнем в себе то, что больше всего мешает нам следовать святым путем, Бог обязательно вознаградит нас в духовных вещах совершенно, да и во временных вещах немало.
Использование 7. Рассмотрим, опять же, когда вы были несчастны и не было никого, чтобы утешить вас, и Господь был так благ к вам, что обновил вашу душу Своей любовью. Это может сильно помочь нам в обретении уверенности в Христовой любви. Будем же стремиться прибегать ко Христу и лобзаниям Его любви в Его установлениях как к свидетельствам Его расположения, и не дадим себе покоя, пока не возжелаем расти в благодати и общении со Христом. Тогда вы уже не будете нуждаться в заверениях, ибо будете иметь утешение, ибо это действительно хорошее состояние. Бросьте такого человека в темницу, и она будет для него раем; если бы для него было возможно оказаться в аду, он не утратил бы радости, когда с ним Христос. Почему?  Потому что Христос приходит к нему. И если у нас есть это общение со Христом, то даже если вокруг будет царить смерть, она не сможет устрашить нас, потому что велик Бог, Который  с нами (Пс.22.4). Чем больше мы постигаем любовь Христову, тем меньше мы будем ценитть удовольствия или богатства мира. Можно ли даже сравнивать мирские радости с тем, что душа имеет в общении со Христом? Весь мир ничто в сравнении с этим.
Если же мы знаем, что нам нечем воздать Христу за Его любовь, то покажем свою любовь к Нему в любви к Его членам, особенно к бедным, которых так много в Церкви Божией. Мы хорошо сделаем, если, как несчастнвая женщина, изольем елей на ноги Христа. То, что мы могли бы сделать, будь Он рядом с нами сейчас, давайте сделаем Его сленам, и таким образом, мы можем продолжить наше общение с Ним Самим.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии