Четыре через восемь

Молодой штурманёнок ловко взбежал на борт судна по трапу, так же непринуждённо одолел ещё четыре трапа внутри надстройки и, слегка запыхавшись, вошёл в рулевую рубку.  В рубке налил воды в чайник и воткнул вилку в розетку. Через несколько минут заварил в огромной кружке чай и вышел на крыло мостика. С кружкой в одной руке и с сигаретой в другой штурманёнок наслаждался жизнью – впереди всё: море, пальмы, шторма, новые страны. Cтолько всякого там, за горизонтом, что дух захватывает и сладко сосёт под ложечкой от предстоящей неизвестности. Штурманёнок снисходительно наблюдает за тем, как по трапу медленно поднимается капитан. «Руина» - пренебрежительно думает штурманёнок и обжигается сначала чаем, потом сигаретой. Помянув недобрым словом нечистую силу, штурманёнок вдруг начинает хохотать. Просто так. Не из-за чего. Он молод, он назначен третьим помощником на огромный сухогруз, который уже послезавтра выйдет в море. Штурманёнок знает круг своих должностных обязанностей: карты, пособия, корректура, прокладка курса и… две вахты в сутки четыре через восемь часов. Четыре часа работы и восемь часов отдыха – а ведь стоило проучиться пять лет, чтобы потом вот так попасть на «четыре через восемь»! И совсем неважно, что иногда  придётся выходить в неурочное время на швартовки – это ведь только иногда! А в основном – «пионерская вахта» с восьми утра и до двенадцати дня и ещё одна с восьми вечера до полуночи. Днём можно работать с картами и пособиями, а ночью просто смотреть на звёзды и дышать морем!

Второй штурман несуетлив. Он уже знает что  по чём в морской жизни. Он уже не бежит, сломя голову, выполнять распоряжения капитана, но делает это степенно и с полным осознанием собственной значимости. Второй штурман отвечает за аварийно-спасательное и противопожарное имущество на судне и эта ответственность не предусматривает суетливых действий. Каждый предмет, каждый пожарный рукав или клапан должен быть внимательно осмотрен и отремонтирован, если в этом есть необходимость. Ему уже не хватает времени на вахте и сверхурочную работу второй штурман воспринимает как суровую правду жизни. Его вахту называют «собачьей вахтой». С полуночи до четырёх утра! А второму штурману это время очень даже симпатично – все спят, никто не лезет с дурацкими поучениями и наставлениями. Да и вахта с полудня до шестнадцати ноль-ноль тоже необременительна – у начальства ведь адмиральский час! Его «четыре через восемь» - самые тихие вахты на судне. Второй штурман считает остойчивость судна и краем глаза наблюдает за капитаном, вдыхающим аромат кофе, непременно выпиваемый Мастером после адмиральского часа. «Стареет командир» - с сожалением отмечает второй штурман и опять погружается в мир цифр и пантакарен.

Старпому не до сна. Куда-то подевалась накладная на пять ящиков запчастей. Переход короткий, а с утра надо отправить в следующий порт грузовой план. И ведь держал эти накладные в руках не далее, чем час назад! Перерыл все папки, выдвинул все ящике в каюте, в судовом офисе и на мостике – пусто! Тут уж не до «четыре через восемь», тут придётся копать до полного изнеможения. А вдруг не найдёт? Скандал! Утренняя вахта начинается в четыре часа, а старпом ночью и не ложился совсем из-за этих накладных. Тяжело в такую рань принимать вахту даже после нормального отдыха, а после бессонной ночи в сто раз тяжелее. Не найдёт, придётся идти к капитану с повинной. Или будут искать вместе. Весь день. До шестнадцати часов, а потом опять на вахту. «Хорошо капитану! – вдруг думается старпому,- ему на вахту не надо, а тут, как проклятый, с утра до ночи да еще и четыре через восемь». Накладные найдутся, их капитан прихватил случайно вместе с документами, когда оформлял отход судна из последнего порта.

Капитан в своей каюте готовит документы на следующий порт. Их немного, но они есть и с этим фактом нельзя не считаться. В который раз проверены все данные по экипажу, грузу, судовым запасам, заявкам и прочему вороху документов, которые никто не проверяет, но требуют все!  Напрасно штурмана завидуют капитану, что он не несёт вахту. Они и не догадываются, что у капитана  одна единственная вахта длиною в контракт. Как поднялся по трапу с вещами на борт, так и потекла широкой рекой его вахта - то спокойно и плавно, то пенясь и бурля в водовороте событий. И закончится она только тогда, когда капитан с чемоданом сойдёт на пирс, погладит ладонью  борт судна, дескать, будь здоров, дружище, и уедет прочь, посекундно оглядываясь  через заднее окно автомобиля на брошенного «кормильца». А те тысячи, нет, десятки  тысяч его собственных «четыре через восемь», скопленных за многие десятилетия его морской жизни,  будут с ним всегда и везде.

Велсен – Голландия
20.04.2015


Рецензии
Вернулся домой, пароход в ремонте был. Жена говорит, что вечером в гости пойдем.
- Люда, только не сегодня. Устал я сильно.
- С чего бы это? Всю жизнь говорил, что стармех ничего не делает.

Михаил Бортников   18.06.2015 19:06     Заявить о нарушении
У меня стармех везде успевает, даже иногда притормаживать приходится

Виктор Румянцев   18.06.2015 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.