Нейропедагогика зеркальных нейронов в системе МИР

Как реализуются функции системы зеркальных нейронов в системе П.В. Тюленева МИР ребенка? Развивающее общение и другие методики системы оптимального домашнего образования.

Рассмотрена статья, которая содержит предположения и гипотезы, основанные на открытии так называемых "Зеркальных нейронов". Разумеется, американцы ("Nature") никогда не будут  вовремя публиковать сведения об открытиях в области нейропсихологии, сделанные в других странах, пока не украдут их - эти методы в 1999 году объявлены в США самым эффективным ОМП наравне с ядерным оружием. "Любопытно, что Джакомо Риззолатти попытался опубликовать статью об этом открытии в журнале Nature (1993), но ее не напечатали в нем, поскольку она, по мнению журнала, не представляла интереса. Первая научная статья о зеркальных нейронах  была опубликована в 1996 г. в  CognitiveBrainResearch (Риззолатти и др. "Премоторныйкортекс и узнавание двигательных действий"). Работа произвела сенсацию в научном мире".

В результате, многие нейрофизиологи сделали заявления, что, наконец, они нашли субстанцию в головном мозге, отвечающую за процессы подражания, что лежит в основе наиболее эффективных методов научения. "Быстр и эффективен путь подражания". 

Но как реализовать все это на практике эти представления нейрофизиологии?

В наилучшем и наиболее удобном для родителей и педагогов виде это сделано, в общем то, и в частном, и реализовано в системе МИР (П.В. Тюленев "Читать - раньше, чем ходить" - http://www.proza.ru/2013/05/26/1255. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть методы и приёмы: "Развивающее общение", "Театр одного актера" и другие.

Система этих методик, основанных на представлениях о зеркальных нейронах и нейросетевых моделях мозга была положены в основу программы для родителей: "Каждой семье - одаренных детей" -  руководства "Каждой семье - одаренных детей" - http://www.proza.ru/2013/05/26/1702

В предложенной мною в 1995 году системе домашнего образования "Читать - считать ... - раньше, чем ходить" большое значение уделяется показу младенцу в первые же дни, недели и месяцы жизни процесса чтения, озвучивания букв, слогов и составления слов. Это позволило мне доказать, что ребенка можно научить читать и печатать раньше, чем ходить: "Результаты раннего развития детей, положенные в основу новой системы оптимального домашнего образования" - см.:  http://www.rebenokh1.narod.ru/recordmir.htm

Так или иначе, но идея научить ребенка читать – раньше, чем ходить после знакомства с кибернетическими моделями не казалась мне несбыточной.
Кроме того, занимаясь кибернетикой и разработкой программ анализа данных, я нашел, что в новой педагогике могут быть использованы следующие модели:
- модели интегрированных роботов;
- модели сложных самоорганизующихся систем;
- модели нейронных сетей;
- модели распознавания образов, кластерный, пространственный, ситуационный анализ и т.п. Эти научные направления позволили мне прийти к выводу о том, что ребенок просто обязан начинать читать, раньше, чем ходить.

РОЖДЕНИЕ РЕЛЯТИВИСТСКОЙ НЕЙРОПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

"С появлением релятивистской теории, в физике многое стало относительно. После этого модными стали самые невероятные идеи в естествознании , хотя реальный эффект дала только формула высвобождения энергии..."

Как известно, сами основатели «родительской педагогики» Борис и Лена Никитины неоднократно подчеркивали, что созданные ими условия для своих малышей "еще очень далеки от идеала", тем более, что она обрывалась с момента поступления детей в школу.

Образно говоря, после обозначения проблемы раннего развития, нужна была "релятивистская формула”, позволяющая при небольших затратах получить колоссальный эффект развития основных способностей человека...

Скорость развития интеллекта в некотором смысле можно считать константой, и она очень высока. С целью выявить максимальные пределы раннего развития, с одной стороны, и определить направления социальной адаптации высокоразвитых детей ("одаренных", "вундеркиндов" и "гениев") нами в течении 20-ти лет были проведены теоретические и практические исследования, которые начались с изучения влияния языка на мышление ("теория лингвистической относительности" Сепира – Уорфа, и другие). В практическом плане была поставлена простая и конкретная задача: установить предельные возможности ребенка для начала обучения чтению, музыкальному творчеству, математическим понятиям, игре в шахматы, литературному и художественному творчеству...

К тому времени высказываниями о возможном огромном потенциале человеческой психики был "пропитан воздух", и мы ставили конкретную задачу: найти простые методы (М) и формулу освобождения возможной гигантской энергии интеллекта человека (Е) которая зависит от  развивающей Среды (С) и общения (Communication - С). «Формула Тюленева» оказалась похожа на формулу Эйнштейна:  Е = М * С * С.

В результате удалось разработать теоретические основы и практические рекомендации по ускоренному развитию всех основных способностей детей, которые названы нами "релятивистской педагогикой".

Так, "дифференцированное обучение" оказалось частным случаем, первым шагом, следствием нашей теории индивидуального развития ребенка.

Сущность этой теории заключается в том, что время развития интеллекта каждого ребенка является относительным и имеет свою собственную, ежедневную систему отсчета задержек, определяемых окружающей средой. Ну, а поскольку средой развития родители вполне в состоянии управлять, то можно свести к минимуму время, необходимое для формирования различных способностей малыша, не прибегая к "научению", т.е. к насильственным методам педагогики.   

В ходе проверки нами в 1988 – 1993 годах получены результаты, которые намного превзошли ожидания и превосходят все то, что было достигнуто в ведущих лабораториях и школах мира, включая результаты Г. Домана, которые в России стали известны только к 1996 году.

По мнению многих педагогов, невозможно переоценить предлагаемую нами систему развития и воспитания детей, так как она введет к взрывоподобному развитию всех разделов науки о человеке. Последствия для общества представляются намного более значительными, чем релятивистская теория: человек вступает в новую эпоху, когда высокоразвитый интеллект становится нормой для каждой семьи. Предстоит полная переоценка многих ценностей. Мы просто вынуждены брать на себя инициативу по развертыванию работ по прикладным аспектам "релятивистского подхода" в нейропедагогике.

Вернёмся к "зеркальным нейронам", которые могут поставить на материальную основу процесс обучения методом подражания, копирования поведения.

Приводим цитату из статьи Р. Хаммербек "Роль зеркальных нейронов": 

"...Если раньше психологи и социологи пытались объяснить подражание с помощью терминов гуманитарных наук, то открытие зеркальных нейронов  позволяет несколько прояснить нейрофизиологический механизм подражания. Подражание является одной из базовых форм научения, нейрофизиологической основой, которой является система зеркальных нейронов, связывающая сенсорные и моторные отделы коры головного мозга, кодирующие информацию об одних и тех же актах поведения. Что позволяет совершенно иным образом подойти к методикам и принципам педагогического процесса. Учитывать в них не только содержание поданного материала, а также форму подачи, социальную среду в которой происходит жизнь и развитие детей и атмосферу семьи в которой растет ребенок...."

В системе МИР все эти и другие представления современной нейрофизиологии и нейропсихологии учтены. Об этом говорится в книге "Читать - раньше, чем ходить".  Поэтому следует рассматривать систему МИРР как практическую реализацию нейропедагогики в части максимально возможного использования "зеркальных нейронов".

Так, все названия основных интегрированных программ говорят о том, что родители в максимальной степмени используют функции системы зеркальных нейронов: "Играем в журналиста", "Наш президент", "Писатель", "Издатель" и так далее.  - Руководство Рекомендации и пособия системы МИР для детей от 0 до 3-х лет
1) Книги, пособия "Система МИР" + два иностранных языка, английский и китайский - 2 DVD;
2) Галерея "Опорные образы мира" - 2 DVD (более 20 000 образов, 40 000 фотографий, музыкальные образы (фрагменты, музыкальные фразы, звуки природы и др.);
Сравнительные материалы по методикам раннего развития.
3) Пособие УРАМИР "Универсальная развивающая азбука", или "Азбука гениальности", в упаковке с описанием игр и занятий;
4) Аудиокассета и примерами первых результатов и ответами на вопросы (1991 - 2001 г.);
5) Книжка;
6) Развивающий стенд - мирковрик (образец).
Индивидуальная программа (примеры), расходные материалы: "волшебная липучка", скотч, и др.;
7) Руководство пользователя по установке и освоению системы МИР ребенка.
8) Развивающие песни (песни РП-1, песни РП-8, песни РП-2.1, песни РП-2.2)
9) Видеофильм "Читать - раньше, чем ходить", Часть 1. (1992 - 1996, 2002, 2004 г) - 1 DVD. -  http://www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm

Занимаясь по этим И-программам, ребенок видит журналистов и президентов на телеэкране и ассоциирует себя с ними и теми фундаментальными навыками, которым научили его родители, организуя домашние выборы", или редакцию домашней газеты или журнала, издательство миркнижек...

Ребенок, в соответствии с функциями зеркальных нейонов, естественно, зеркально отображает их поведение и формирует свои поведенческие программы и навыки.


Рецензии