М. Ю. Лермонтов Маскарад эссе

Чем характерен маскарад? Под масками все неузнаваемы, можно открыть чувства, можно интриговать, кокетничать, пренебречь правилами этикета, хоть на маскараде.
«У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
     И если маскою черты утаены,
     То маску с чувств снимают смело».
Этикет постоянные правила обременительны и давят. На маскараде правила исчезают, нарушителей не видно, никто не осудит за нарушение этих правил. Маскараду присуща интрига и лёгкость. Именно так и воспринимает это действо Арбенин, муж Нины. Она едет без него на маскарад, что она делает там? Как развлекается? Какие правила нарушает? Как много она может себе позволить, пользуясь тем что неузнана? Где-то внутри ему не дают покоя эти вопросы. Он провёл молодость бурную, и конечно знает изнанку маскарадов. Он любит жену до эгоизма и чувства собственничества. Она его жена, с ударением на слове "его". Почти как его дом, его собака, его костюм, его тапочки. Для Нины маскарад увеселительное мероприятие. Танцы, общение, общество. Она осознаёт что она жена и у неё нет в планах завести роман за спиной мужа. Но Арбенин судит по себе. Как говорится "Человек думает о других так, на что способен сам". Он был способен на это в юности. Женщины соблазнялись им. Он уверен в их легкомысленности. Свой опыт он переносит и на Нину. В его любви к ней нет доверия. Настолько нет, что он даже не спрашивает у неё толком у ничего. Он сопоставил некоторые факты, уверился в своей правоте. Придумал сам себе историю с изменой Нины. Накрутил себя внутри и принял поспешное решение. Решение радикальное и смертельное для Нины. Люблю, но убью. По принципу "Так недоставайся же ты никому", который есть у Островского.
Чувство мести чувство низменное, в данном случае эгоистичное. Решение принято без доводов обвиняемой. Ей даже не дано право оправдаться. Арбенин постоянно её прерывает, когда она хочет с ним объяснится даже умирающую. Допустив мысль что она виновна, он не может пожелать ей счастья. Он предпочитает её осудить и убить. Тем самым он возложил на себя роль судьи, роль бога. Он совершает грех нарушая заповедь "Не судите да не судимы будете", он совершает тяжкий грех убийства.
"Маскарад" Лермонтова говорит нам обо всём этом. О неосмотрительных необдуманных поступках, которые совершает баронесса который совершил Арбенин. Поспешности выводов. О эгоистичной любви. О мстительности. Этим и актуален "Маскарад". Именно это думаю и хотел показать Лермонтов в своём произведении.


Рецензии