Малютка
Сцена 1. Интерьер. Зима. Вечер.
1942 год. Поздний вечер, простая, не богатая квартира. Мама укладывает дочку спать. Кровать стоит на кухне, мама переодевает дочку, поглядывая на радио приемник, висящий у окна. Девочке 6 лет.
Ада
Мама, а папа скоро придет с войны?
Мама
Не знаю, дочка. Может быть скоро, а может… Может и не очень скоро. Ложись спать.
Ада
Мама, а когда мы вернемся домой?
Мама
Ада, ты же знаешь, что в Смоленске фашисты, плохие дяди. Вот когда наши солдаты выгонят их из Советского Союза, тогда мы сразу вернемся.
Ада
А когда это будет? Скоро?
Мама
Я надеюсь, что скоро. Время уже много, тебе нужно спать. Ты не замерзнешь? На улице холодно.
Девочка ложится в постель и укрывается одним одеялом.
Ада
Нет, мамочка, не замерзну. Мне тепло.
Мама
Если что, то вот еще одеяло(кладет одеяло на ноги девочке). Замерзнешь, укройся, хорошо?
Ада
Да, мама.
Мама целует дочку в лоб, Ада отворачивается к стенке, а мама проходит к столу, зажигает лампу и берет книгу, начинает читать.
Ада
Мама… А Красная армия всех сильней?
Мама
(смеясь) Конечно, малыш, ты же помнишь От Тайги до британских морей…
Ада
Красная армия всех сильней!(смеются) Мама, а папа на каком танке воюет?
Мама
Ада, я сейчас ругаться буду, ты почему не спишь? Время уже много…
Ада
Я просто подумала…Мама, а сколько денег мы собрали на покупку новой куклы?
Мама
Ада, зачем ты это спрашиваешь?
Ада
Мне нужно, сейчас узнаешь.
Ада встает на кровати, тянется к полке над ней, берет оттуда коробку и протягивает маме. В ней деньги, купюрами и монетами.
Ада
Посчитай, пожалуйста. А я объясню, зачем мне это…
Мама
(пересчитывает) Здесь 122 рубля и 25 копеек. И зачем тебе это надо было знать?
Ада
А это много или мало?
Мама
Это зависит от того, что ты хочешь купить.
Ада
Танк!
Мама
Танк? Ты серьезно?
Ада
Конечно! Мы могли бы собрать деньги на постройку танка и дать его папе, он бы на нем выгнал всех фашистов из нашей страны и мы вернулись бы домой! Здорово, правда?
Мама
Мы ведь собирали эти деньги на куклу… Ты правда хочешь отдать их на постройку танка?
Ада
Да, я и название ему придумала. Знаешь, какое? “Малютка”! Так, 122 рубля и 25 копеек это много или мало? Хватит на танк?
Мама
Этого не хватит(Ада недовольно падает на кровать и ложится, ударяя рукой по подушке). Но послушай, Ада… Ты можешь, например, написать письмо в газету. Там его опубликуют, и может кто-то еще тебя поддержит.
Ада
А так, правда, можно? Ты не обманываешь?
Мама
Не обманываю. Напиши письмо. Только завтра, а сейчас, быстро спать. Всё, будем писать письмо завтра, хорошо?
Ада
Хорошо! Я так рада! Спасибо, мамочка!
Мама
(целует дочь) Пока еще не за что, Ада. Спокойной ночи.
Ада
Спокойной ночи.
Девочка укрывается, сворачивается калачиком и с улыбкой закрывает глаза.
Объект 1. Квартира.
Сцена 2. Интерьер. Зима. Утро.
Ада сидит за столом, перед ней лист бумаги и ручка. Она пишет письмо. На кухне мама, моет посуду. На столе стоит тарелка с кашей, не тронутая.
Мама
Ада, позавтракай, пожалуйста, а уж потом пиши письма.
Ада
Я не хочу кушать, мама, спасибо. Я сейчас напишу письмо и тогда поем. Мама, а как пишется слово “поедем”? Через “И” или через “Е”?
Мама
Через “Е”. Долго ты там еще писать собираешься?
Ада
Скоро допишу.
Продолжает писать.
Ада
Я все! Хочешь, прочитаю?
Мама
Да, конечно.(садится на стул у стола напротив дочери).
Ада
Я – Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному.
Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области.
Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой.
Мама отдала деньги на танк.
Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк.
Дорогой дядя редактор!
Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк.
И назовем его “Малютка”.
Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедим домой.
Ада.
Моя мама врач, а папа танкист.
Мама плачет, смотря на дочь, которая улыбается лучезарной улыбкой.
Объект 2. Редакция газеты “Омская правда”.
Сцена 3. Натура и Интерьер. Зима. День.
Мама и Ада идут по заснеженной дороге. На улице холодно. Они закутаны в теплые одежды.
Ада
Мама, а какая это газета?
Мама
“Омская правда”. Главная газета города.
Ада
Это хорошо, так больше людей прочитает.
Они приходят в редакцию газеты. У девочки под пальто коробка с деньгами и письмо. Они подходят к секретарю.
Мама
Доброе утро, извините за беспокойство, можем мы где-нибудь найти главного редактора “Омской правды”?
Секретарь
А вы по какому вопросу?
Мама
Моя дочка написала письмо в вашу газету, мы хотели, чтобы его опубликовали. Так вы подскажете, как пройти к главному редактору?
Секретарь
Прямо по коридору, вторая дверь. (показывает)
Мама
Спасибо вам большое.
Объект 3. Кабинет главного редактора.
Сцена 4. Натура и Интерьер. Зима. День.
Мама и Ада заходят в кабинет, они проходят к столу, садятся. Ада отдает редактору письмо.
Ада
Деньги вот в этой коробке, ровно столько, сколько там написано.
Редактор одевает очки, открывает письмо и читает. После прочтения, снимает очки и вытирает платочком лоб.
Редактор
Ох… Это же просто потрясающе. Разрешите мне пожать вам вашу руку(берет руку матери). О, и конечно, вашу руку, принцесса!(целует руку маленькое девочке). (встает) Конечно, конечно мы напечатаем это письмо в газете! Думаю, что многие откликнуться на это предложение.
Ада
Спасибо вам, дяденька. А деньги тоже вам?
Редактор
О, нет, деньги вам нужно отнести в банк. Не знаю, как они поступят, возможно, откроют новый специальный счет, куда будут переводиться деньги. Извините, надо бежать, отдам работникам, чтобы напечатали. На первую полосу! И специальную колонку отведем под эти письма! Уверен, многие откликнуться!
Ада и мама встают, благодарят редактора и выходят. Редактор закрывает за ними дверь и вытирает платком глаза.
Редактор
Теперь-то…теперь-то мы точно победим, какой ребенок! Да, победим, точно, победим!
Объект 4. Танковый завод.
Сцена 5. Интерьер. Зима. День.
На заводе идет работа. У станков стоят женщины, порой дети, редко мужчины. Объявляется перерыв на обед. Люди проходят в столовую, берут тарелки с едой, рассаживаются за столы. За одним столом сидят две женщины. У них в тарелках по кусочку хлеба, огурцы, по кусочку сыра. Едят. К ним подсаживается мужчина, лет 50. У него та же самая еда и еще вареное яйцо.
Мужчина
Приятного аппетита, дамы. Читали сегодняшнюю газету?
Женщина 1
Нет, а что там, Андрей?
Мужчина
(достает газету)Да вот, снова колонка с пожертвованиями от детей. Держи, вот, прочитай.(дает газету женщине, показывает где читать)
Женщина 1
“Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова”.
Женщина 2
Ой, какие же молодцы детишки… А все эта девочка, Ада.
Женщина 1
Да, уже неделю, каждый день письма! Слышала, в Госбанке открыли счет, туда деньги относят. У меня где-то даже номер был…
Мужчина
Там еще есть, читай.
Женщина 1
Что? Где?.. Так, а вот, вижу… “Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова”
Мужчина
Да! Скорее бы! Гнать надо к чертям собачим эту фашистскую мерзость с нашей земли! Скоро, скоро пойдет наша “Малютка” в бой! Ух, если бы я не был таким старым…
Женщина 2
А я слышала, что в пятницу будет концерт в детском саду, а вырученные деньги пойдут туда же, на танк. Туда и из театра имени Вахтангова собираются пойти. И актеры, и режиссеры.
Женщина 1
Как здорово! Обязательно нужно посмотреть спектакль…
Объект 5. Детский сад.
Сцена 6. Натура и интерьер. Зима. Вечер.
На улицах расклеены афиши: “Колобок” – спектакль в исполнении детей детского сада совхоза Ново-уральский. Собранные деньги будут перечислены на счет Госбанка №350035 и потрачены на строительство танка “Малютка”. Люди подходят к детскому саду, покупают билеты, проходят в актовый зал. Начинается спектакль. Выходит мальчик, около 6-7 лет, ведущий.
Ведущий
Добро пожаловать в наш детский сад! Мы начинаем спектакль “Колобок”!
Объект 6. ГОРОНО.
Сцена 7. Интерьер. Зима. Вечер.
В кабинете директора отдела ГОРОНО происходит заседание руководителей. Они все в костюмах.
Директор
Сколько ориентировочно собрали дети? Какая сумма значится на счете в банке?
Руководитель 1
Уже более ста тысяч рублей. Письма продолжают приходить. Помимо омичей, приезжают в город из Омской области. Я думаю, что это еще не предел.
Директор
Очень хорошо. Мы не можем не победить в этой войне, когда у нас такие дети… Ладно, взрослые, им сама природа велела помогать, но дети… Так, хорошо. Я хочу написать письмо в Москву, товарищу Сталину.
Руководитель 2
А…простите, товарищу Сталину?
Директор
Да, полагаю, товарищ Сталин заслуживает знать, какой ценой добывается эта победа. Это народная война и все без исключения готовы пожертвовать всем на свете ради свободы Советского Союза. Петр Петрович, вы не напишите письмо под мою диктовку? У нас есть печатный станок здесь…
Руководитель 3
С удовольствием.
Он садится за станок, начинает писать под диктовку.
Директор
Дети-дошкольники, желая помочь героической Красной Армии окончательно разгромить и уничтожить врага, деньги, собранные ими на игрушки, куклы, отдают на строительство танка и просят назвать его “Малютка”. Оформите и отправьте. А деньги перечислите в Фонд обороны. Счет не закрывайте, если что, будем так и отправлять деньги в фонд. Ну, у меня все, вы свободны.
Объект 5. Детский сад.
Сцена 8. Натура и интерьер. Зима. Вечер.
Идет спектакль. Мальчик-колобок делает кувырок и катится по сцене. В другом конце стоит девочка-лиса с рыжими волосами.
Лиса
Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький… Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок
Не ешь меня…Я тебе песенку спою! (поет песенку колобка)
Лиса
Какая славная песенка! Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче.
Мальчик-колобок забирается ей на колени, и девочка-лиса кусает его за нос. Выходят все дети-актеры, кланяются. Звучат аплодисменты. Занавес закрывается.
Объект 6. ГОРОНО.
Сцена 9. Интерьер. Зима. День.
В кабинет директора входит почтальон с письмом. Он держит его в двух руках, бережно, аккуратно.
Почтальон
Здравствуйте, вам письмо… От него!.. От товарища Сталина!(протягивает письмо)
Директор
Спасибо, ступайте. (почтальон уходит, директор разворачивает письмо и читает вслух). “Прошу передать дошкольникам Омска, собравшим 160 886 рублей на строительство танка „Малютка“, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Сталин”. Спасибо, товарищ Сталин. Мы обязательно победим…
Объект 1. Квартира.
Сцена 10. Интерьер. Весна. День.
Ада и ее мама сидят за столом, обедают.
Ада
Мама, а куда поедет наша “Малютка”?
Мама
В Сталинград, дочка. Будет там воевать.
Ада
Ста-лин-град… А на нем же папа будет ездить?
Мама
Не знаю, Ада, может быть, а может быть, и нет. Кому достанется.
Ада
А теперь мы сможем вернуться домой?
Мама
Конечно, дочка, сможем, как только наши танки выгонят фашистов.
Ада
“Малютка” выгонит фашистов из Советского Союза!
Девочка улыбается, берет ложку и начинает есть суп.
Объект 7. Сталинград.
Сцена 11. Натура. Осень. Утро.
Сталинградская область, Калача-на-Дону, ноябрь 1942 года. Танк Т-60. На нем белой краской написано “Малютка”. Вокруг него стоят солдаты.
Сержант Козюра
Так, чья эта “Малютка”?
Солдат
Малюткина, товарищ сержант.(слышится смех)
Сержант Козюра
Иванов, отвечай, как следует, по уставу. У нас бой впереди!
Солдат
Виноват, товарищ сержант. Этот танк сержанта Екатерины Петлюк. Она должна скоро быть здесь.
Сержант Козюра
Хорошо.(отмечает что-то в блокнотике)Готовьтесь к бою. Выступаем через прямо сейчас.
К танку подходит девушка, очень маленького роста, худенькая. Она ловко забирается на танк, открывает люк.
Сержант Петлюк
Ну что, “Малютка”, поехали фашистов гнать!
Забирается вместе с еще одним солдатом в танк. Танк трогается с места и отправляет в бой.
Свидетельство о публикации №215042401885