Малютка

Объект  1. Квартира.
Сцена 1. Интерьер. Зима. Вечер.
1942 год. Поздний вечер, простая, не богатая квартира. Мама укладывает дочку спать. Кровать стоит на кухне, мама переодевает дочку, поглядывая на радио приемник, висящий у окна. Девочке 6 лет.
Ада
Мама, а папа скоро придет с войны?
Мама
Не знаю, дочка. Может быть скоро, а может… Может и не очень скоро. Ложись спать.
Ада
Мама, а когда мы вернемся домой?
Мама
Ада, ты же знаешь, что в Смоленске фашисты, плохие дяди. Вот когда наши солдаты выгонят их из Советского Союза, тогда мы сразу вернемся.
Ада
А когда это будет? Скоро?
Мама
Я надеюсь, что скоро. Время уже много, тебе нужно спать. Ты не замерзнешь? На улице холодно.
Девочка ложится в постель и укрывается одним одеялом.
Ада
Нет, мамочка, не замерзну. Мне тепло.
Мама
Если что, то вот еще одеяло(кладет одеяло на ноги девочке). Замерзнешь, укройся, хорошо?
Ада
Да, мама.
Мама целует дочку в лоб, Ада отворачивается к стенке, а мама проходит к столу, зажигает лампу и берет книгу, начинает читать.
Ада
Мама… А Красная армия всех сильней?
Мама
(смеясь) Конечно, малыш, ты же помнишь От Тайги до британских морей…
Ада
Красная армия всех сильней!(смеются) Мама, а папа на каком танке воюет?
Мама
Ада, я сейчас ругаться буду, ты почему не спишь? Время уже много…
Ада
Я просто подумала…Мама, а сколько денег мы собрали на покупку новой куклы?
Мама
Ада, зачем ты это спрашиваешь?
Ада
Мне нужно, сейчас узнаешь.
Ада встает на кровати, тянется к полке над ней, берет оттуда коробку и протягивает маме. В ней деньги, купюрами и монетами.
Ада
Посчитай, пожалуйста. А я объясню, зачем мне это…
Мама
(пересчитывает) Здесь 122 рубля и 25 копеек. И зачем тебе это надо было знать?
Ада
А это много или мало?
Мама
Это зависит от того, что ты хочешь купить.
Ада
Танк!
Мама
Танк? Ты серьезно?
Ада
Конечно! Мы могли бы собрать деньги на постройку танка и дать его папе, он бы на нем выгнал всех фашистов из нашей страны и мы вернулись бы домой! Здорово, правда?
Мама
Мы ведь собирали эти деньги на куклу… Ты правда хочешь отдать их на постройку танка?
Ада
Да, я и название ему придумала. Знаешь, какое? “Малютка”! Так, 122 рубля и 25 копеек это много или мало? Хватит на танк?
Мама
Этого не хватит(Ада недовольно падает на кровать и ложится, ударяя рукой по подушке). Но послушай, Ада… Ты можешь, например, написать письмо в газету. Там его опубликуют, и может кто-то еще тебя поддержит.
Ада
А так, правда, можно? Ты не обманываешь?
Мама
Не обманываю. Напиши письмо. Только завтра, а сейчас, быстро спать. Всё, будем писать письмо завтра, хорошо?
Ада
Хорошо! Я так рада! Спасибо, мамочка!
Мама
(целует дочь) Пока еще не за что, Ада. Спокойной ночи.
Ада
Спокойной ночи.
Девочка укрывается, сворачивается калачиком и с улыбкой закрывает глаза.

Объект 1. Квартира.
Сцена 2. Интерьер. Зима. Утро.
Ада сидит за столом, перед ней лист бумаги и ручка. Она пишет письмо. На кухне мама, моет посуду. На столе стоит тарелка с кашей, не тронутая.
Мама
Ада, позавтракай, пожалуйста, а уж потом пиши письма.
Ада
Я не хочу кушать, мама, спасибо. Я сейчас напишу письмо и тогда поем. Мама, а как пишется слово “поедем”? Через “И” или через “Е”?
Мама
Через “Е”. Долго ты там еще писать собираешься?
Ада
Скоро допишу.
Продолжает писать.
Ада
Я все! Хочешь, прочитаю?
Мама
Да, конечно.(садится на стул у стола напротив дочери).
Ада
Я – Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному.
Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области.
Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой.
Мама отдала деньги на танк.
Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк.
Дорогой дядя редактор!
Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк.
И назовем его “Малютка”.
Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедим домой.
Ада.
Моя мама врач, а папа танкист.
Мама плачет, смотря на дочь, которая улыбается лучезарной улыбкой.

Объект 2. Редакция газеты “Омская правда”.
Сцена 3. Натура и Интерьер. Зима. День.
Мама и Ада идут по заснеженной дороге. На улице холодно. Они закутаны в теплые одежды.
Ада
Мама, а какая это газета?
Мама
“Омская правда”. Главная газета города.
Ада
Это хорошо, так больше людей прочитает.
Они приходят в редакцию газеты. У девочки под пальто коробка с деньгами и письмо. Они подходят к секретарю.
Мама
Доброе утро, извините за беспокойство, можем мы где-нибудь найти главного редактора “Омской правды”?
Секретарь
А вы по какому вопросу?
Мама
Моя дочка написала письмо в вашу газету, мы хотели, чтобы его опубликовали. Так вы подскажете, как пройти к главному редактору?
Секретарь
Прямо по коридору, вторая дверь. (показывает)
Мама
Спасибо вам большое.
Объект 3. Кабинет главного редактора.
Сцена 4. Натура и Интерьер. Зима. День.
Мама и Ада заходят в кабинет, они проходят к столу, садятся. Ада отдает редактору письмо.
Ада
Деньги вот в этой коробке, ровно столько, сколько там написано.
Редактор одевает очки, открывает письмо и читает. После прочтения, снимает очки и вытирает платочком лоб.
Редактор
Ох… Это же просто потрясающе. Разрешите мне пожать вам вашу руку(берет руку матери). О, и конечно, вашу руку, принцесса!(целует руку маленькое девочке). (встает) Конечно, конечно мы напечатаем это письмо в газете! Думаю, что многие откликнуться на это предложение.
Ада
Спасибо вам, дяденька. А деньги тоже вам?
Редактор
О, нет, деньги вам нужно отнести в банк. Не знаю, как они поступят, возможно, откроют новый специальный счет, куда будут переводиться деньги. Извините, надо бежать, отдам работникам, чтобы напечатали. На первую полосу! И специальную колонку отведем под эти письма! Уверен, многие откликнуться!
Ада и мама встают, благодарят редактора и выходят. Редактор закрывает за ними дверь и вытирает платком глаза.
Редактор
Теперь-то…теперь-то мы точно победим, какой ребенок! Да, победим, точно, победим!
Объект 4. Танковый завод.
Сцена 5. Интерьер. Зима. День.
На заводе идет работа. У станков стоят женщины, порой дети, редко мужчины. Объявляется перерыв на обед. Люди проходят в столовую, берут тарелки с едой, рассаживаются за столы. За одним столом сидят две женщины. У них в тарелках по кусочку хлеба, огурцы, по кусочку сыра. Едят. К ним подсаживается мужчина, лет 50. У него та же самая еда и еще вареное яйцо.
Мужчина
Приятного аппетита, дамы. Читали сегодняшнюю газету?
Женщина 1
Нет, а что там, Андрей?
Мужчина
(достает газету)Да вот, снова колонка с пожертвованиями от детей. Держи, вот, прочитай.(дает газету женщине, показывает где читать)
Женщина 1
“Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова”.
Женщина 2
Ой, какие же молодцы детишки… А все эта девочка, Ада.
Женщина 1
Да, уже неделю, каждый день письма! Слышала, в Госбанке открыли счет, туда деньги относят. У меня где-то даже номер был…
Мужчина
Там еще есть, читай.
Женщина 1
Что? Где?.. Так, а вот, вижу… “Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова”
Мужчина
Да! Скорее бы! Гнать надо к чертям собачим эту фашистскую мерзость с нашей земли! Скоро, скоро пойдет наша “Малютка” в бой! Ух, если бы я не был таким старым…
Женщина 2
А я слышала, что в пятницу будет концерт в детском саду, а вырученные деньги пойдут туда же, на танк. Туда и из театра имени Вахтангова собираются пойти. И актеры, и режиссеры.
Женщина 1
Как здорово! Обязательно нужно посмотреть спектакль…
Объект 5. Детский сад.
Сцена 6. Натура и интерьер. Зима. Вечер.
На улицах расклеены афиши: “Колобок” – спектакль в исполнении детей детского сада совхоза Ново-уральский. Собранные деньги будут перечислены на счет Госбанка №350035 и потрачены на строительство танка “Малютка”. Люди подходят к детскому саду, покупают билеты, проходят в актовый зал. Начинается спектакль. Выходит мальчик, около 6-7 лет, ведущий.
Ведущий
Добро пожаловать в наш детский сад! Мы начинаем спектакль “Колобок”!
Объект 6. ГОРОНО.
Сцена 7. Интерьер. Зима. Вечер.
В кабинете директора отдела ГОРОНО происходит заседание руководителей. Они все в костюмах.
Директор
Сколько ориентировочно собрали дети? Какая сумма значится на счете в банке?
Руководитель 1
Уже более ста тысяч рублей. Письма продолжают приходить. Помимо омичей, приезжают в город из Омской области. Я думаю, что это еще не предел.
Директор
Очень хорошо. Мы не можем не победить в этой войне, когда у нас такие дети… Ладно, взрослые, им сама природа велела помогать, но дети… Так, хорошо. Я хочу написать письмо в Москву, товарищу Сталину.
Руководитель 2
А…простите, товарищу Сталину?
Директор
Да, полагаю, товарищ Сталин заслуживает знать, какой ценой добывается эта победа. Это народная война и все без исключения готовы пожертвовать всем на свете ради свободы Советского Союза. Петр Петрович, вы не напишите письмо под мою диктовку? У нас есть печатный станок здесь…
Руководитель 3
С удовольствием.
Он садится за станок, начинает писать под диктовку.
Директор
Дети-дошкольники, желая помочь героической Красной Армии окончательно разгромить и уничтожить врага, деньги, собранные ими на игрушки, куклы, отдают на строительство танка и просят назвать его “Малютка”. Оформите и отправьте. А деньги перечислите в Фонд обороны. Счет не закрывайте, если что, будем так и отправлять деньги в фонд. Ну, у меня все, вы свободны.
Объект 5. Детский сад.
Сцена 8. Натура и интерьер. Зима. Вечер.
Идет спектакль. Мальчик-колобок делает кувырок и катится по сцене. В другом конце стоит девочка-лиса с рыжими волосами.
Лиса
Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький… Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок
Не ешь меня…Я тебе песенку спою! (поет песенку колобка)
Лиса
Какая славная песенка! Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче.
Мальчик-колобок забирается ей на колени, и девочка-лиса кусает его за нос. Выходят все дети-актеры, кланяются. Звучат аплодисменты. Занавес закрывается.
Объект 6. ГОРОНО.
Сцена 9. Интерьер. Зима. День.
В кабинет директора входит почтальон с письмом. Он держит его в двух руках, бережно, аккуратно.
Почтальон
Здравствуйте, вам письмо… От него!.. От товарища Сталина!(протягивает письмо)
Директор
Спасибо, ступайте. (почтальон уходит, директор разворачивает письмо и читает вслух). “Прошу передать дошкольникам Омска, собравшим 160 886 рублей на строительство танка „Малютка“, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Сталин”. Спасибо, товарищ Сталин. Мы обязательно победим…
Объект  1. Квартира.
Сцена 10. Интерьер. Весна. День.
Ада и ее мама сидят за столом, обедают.
Ада
Мама, а куда поедет наша “Малютка”?
Мама
В Сталинград, дочка. Будет там воевать.
Ада
Ста-лин-град… А на нем же папа будет ездить?
Мама
Не знаю, Ада, может быть, а может быть, и нет. Кому достанется.
Ада
А теперь мы сможем вернуться домой?
Мама
Конечно, дочка, сможем, как только наши танки выгонят фашистов.
Ада
“Малютка” выгонит фашистов из Советского Союза!
Девочка улыбается, берет ложку и начинает есть суп.

Объект 7. Сталинград.
Сцена 11. Натура. Осень. Утро.
Сталинградская область, Калача-на-Дону, ноябрь 1942 года. Танк Т-60. На нем белой краской написано “Малютка”. Вокруг него стоят солдаты.
Сержант Козюра
Так, чья эта “Малютка”?
Солдат
Малюткина, товарищ сержант.(слышится смех)
Сержант Козюра
Иванов, отвечай, как следует, по уставу. У нас бой впереди!
Солдат
Виноват, товарищ сержант. Этот танк сержанта Екатерины Петлюк. Она должна скоро быть здесь.
Сержант Козюра
Хорошо.(отмечает что-то в блокнотике)Готовьтесь к бою. Выступаем через прямо сейчас.
К танку подходит девушка, очень маленького роста, худенькая. Она ловко забирается на танк, открывает люк.
Сержант Петлюк
Ну что, “Малютка”, поехали фашистов гнать!
Забирается вместе с еще одним солдатом в танк. Танк трогается с места и отправляет в бой.


Рецензии