Фольклористки поневоле

«Все песни только о любви» – тоже вполне подходящее название для этого повествования.

Конец сентября. Подмосковная деревня – из дальних, затерянных в лесах и болотах. Дачники разъехались. Местные жители уже устраиваются на зимовку у печей. Я, городская до мозга костей, вынуждена притворяться деревенской: неприятная семейная история, городская, не позволяет мне оторвать взор от осточертевших за последние пять месяцев сельских пейзажей и вернуться в цивилизацию.

Преданность моя тихой русской глубинке круглосуточно осложняется наличием под боком двухлетней дочки Зоечки. Она тоже притворяется деревенской…

Единственное (последнее, я бы сказала) наше развлечение – прогулка с детской коляской по тоненькому тряскому шоссе: три километра от нашего деревенского дома в одну сторону, до горелой сосны, три – в обратную. Общение с детской аудиторией давно отсутствует: начался учебный год. Телевизор в доме -  в плену вековой паутины. Старинный кассетный магнитофон сжевал последнюю кассету ещё в июле. Все детские книги затёрты до дыр. Все грибы в лесу собраны. Рыбу мы ловить не умеем. На кабанов и глухарей не охотимся принципиально.

Серое низкое небо с утра до вечера. Пустые поля. Скоро снег.

Круглосуточное однообразие действий и мыслей (суицид). Немыслимая тоска по человеческой речи.

Случайная коза, забредшая в огород – уже событие дня.

Ну а мышь, пойманная нашей кошкой и поднесённая в ночи к хозяйской постели, сравнима по градусу наших эмоций с найденным кладом золотых монет.

Идеальная творческая атмосфера в доме и за порогом, если бы не малолетство моей Зоечки… Успеть прочесть при ней несколько страниц взрослой книги для себя – подарок. Поводить карандашиком в моём походном альбомчике, мне, для себя – это уж небывальщина какая-то!

И вот очередной день. Очередная прогулка вдоль шоссе в очередной творческой атмосфере. Несколько разбавляет традиционную скуку наша кошка: она почему-то отправляется на променад вместе с нами.
 
Мы втроём выходим из деревни. Поворачиваем в сторону нашей горелой сосны-маячка. Больше идти некуда в этих прекрасных экологически чистых краях, будь они неладны… Подходим к убогой автобусной остановке… Что это? Люди? Откуда??

Две незнакомые девушки, местного вида, что-то бодро пишут чёрными фломастерами на внутренних железных стенках нашей единственной остановки.

Так… Что-то здесь не так…

Автобусы проходят мимо нашей деревни два раза в день… Утреннего уже и след простыл, а до вечернего ещё четыре часа… Куда же девчонки пойдут? Как домой доберутся? Или они к кому-то погостить в нашу деревню приехали?.. Или пешком пришли из соседнего села… Ну и что, что далеко и через лес? Эти местные – настоящие ходоки, особенно если интерес какой сердечный имеют…

Сейчас я не могу вспомнить, почему тогда я не заговорила с ними? Почему только поздоровалась? В деревнях до сих принято здороваться даже с незнакомыми людьми, я свято выполняла этот обряд.

Что именно они писали – не разобрать было на расстоянии. Подойти близко я постеснялась, не хотелось мешать, не хотелось вспугнуть.

К полуночи – наконец-то! - моя Зоечка заснула. Я сидела с вечерней сигаретой у печки и всё думала об этих надписях на остановке: их было слишком много. Когда мы возвращались домой, обойдя вокруг нашу горелую сосну, девчонки всё работали и работали в четыре руки…

Надо идти на остановку! К этому решению я пришла как-то вдруг и бесповоротно. Просто встала, взяла свечку, пол литровую банку, спички, тонкую школьную тетрадь в клеточку, шариковую ручку и вышла в ночь.

Кошка осталась охранять Зоечку.

По местным меркам это был сумасшедший поступок. Никто из деревенских не оценил бы. Смеялись бы в лицо, если бы заметили меня: ночью, на автобусной остановке, со свечкой в банке, старательно копирующую какие-то детские каракули в тетрадь… Но я в ту ночь очень гордилась собой: молодец, не побоялась показаться смешной, сделала своё дело… Позже оказалось, что я выполняла некую миссию по спасению текстов. Почему по спасению? Через день проводили какие-то дорожные работы в нашей округе, остановку перекрасили, полностью замазав все надписи.

Вернувшись я перечитала всё написанное, похвалила себя и положила ту тетрадь на самую верхнюю полку книжного шкафа, поглубже…

И там она пролежала десять лет. Нет, уже одиннадцать!

И всё это время я помнила об этих текстах, и всё хотела где-то их использовать, в каких-то своих произведениях. Уверена была, что это прекрасный материал, который не может не пригодиться. Но сейчас понимаю, что они очень ценны сами по себе. Их не надо нигде использовать. Они ценны и неповторимы, как устные рассказы деревенских бабулек о прошедшей молодости.

Они наивны, эти тексты. Они смешны. Сейчас – смешны. Но что-то мне подсказывает, что для тех девчонок они были наполнены великим смыслом, что всю душу вкладывали они в эти записи. Возможно, это было их послание кому-то…

Спасибо вам, девчонки! Ваш труд сохранён был в ту ночь городской лохматой женщиной в длинном зелёном халате, которая от тоски и одиночества тоже готова была воспринимать всерьёз всё запечатлённое вами… Спасибо!

P.S. Этим девушкам сейчас должно быть около тридцати лет, то есть примерно столько же, сколько мне было тогда, идущей с дочкой и кошкой по шоссе к горелой сосне и обратно.

Вот эти чудесные тексты. Слово «фольклор» кажется мне для них грубым. Но другого я не знаю.
 
Мне ужасно хотелось сохранить все грамматические ошибки девушек; эти ошибки были как бы к месту… То есть на своём месте… Они были частью текста! Деревенские ошибки, нормальные, если можно так выразиться. Кое-где я их выделила. Рифма и ритм, а часто отсутствие того и другого, повсеместно сохранены. Со знаками препинания деревенские девушки, по-видимому, знакомы были очень поверхностно, поэтому здесь мне пришлось вмешаться (тексты стали намного доступнее для понимания).

Когда срываешь розу,
Смотри не уколись.
Когда гуляешь с мальчиком,
Смотри не ошибись!
……………………………………………………
Если хочешь быть красивым,
Пей побольше молока.
Если хочешь быть счастливым,
Не бросай девчонок зря!
……………………………………………………….
На небе – облака,
На земле – цветы.
Полюбишь дурОка –
Виновата будешь ты!
………………………………………………………..
Если не любишь девчонку,
Зачем же её целовать?
И на губах её нежных
Глупый свой след оставлять?
………………………………………………………….
Если ты поссорился с девчонкой,
Если даже в ссоре ты был прав,
Приходи мириться первым,
Ты должен знать девчонкин нрав!
…………………………………………………………..
Люби хорошего мальчишку
С простой и чистою душой,
И никогда не увлекайся
Его наружной красотой.
………………………………………………………….
Я люблю свою жизнь потому, что ты в ней.
А тебя – потому, что ты в жизни моей!
…………………………………………………………
Оскорбить и уйти
Может только подлец.
Нет уж, милый, прости,
Нашей дружбе – конец!
…………………………………………………………….
Рука моя не пишет,
Рука моя дрожит…
Судьба моя тОкая –
С тобой в разлуке жить!
…………………………………………………………..
Одна судьба у наших двух сердец:
Замрёт моё и твоему конец!
(по-моему, здесь было бы тактичнее написать «замрёт твоё и моему конец», а то прямо послание маньяка получается какое-то…)
…………………………………………………………..
За вашу чудную улыбку,
За ваши чудные глаза
На небе ангелы дерутся,
А на земле страдаю я.
…………………………………………………………
Я люблю тебя, Наташа.       (имя можно выбрать любое)
Я люблю тебя, мой свет.
Я люблю тебя как прежде.
Напиши мне свой ответ...
Ответ: «Нет!»
………………………………………………………..
Любить тебя я вечно буду,
Сегодня, завтра и всегда.
И лишь тогда я позабуду,
Когда закроются глаза.
…………………………………………………………
Сердце разбито, капает кровь:
Вот до чего доводит любовь!
…………………………………………………………
Чем же стенку мне украсить?
Чьё же имя написать?
Напишу я имя ВАСЯ  (или любое другое) –
Это будет украшать!
…………………………………………………………
Не плачь о парне, отпусти.
Забудь обиды и прости.
А если он вспомнит про Катю свою,  (пострадавшая, тут должно быть твоё имя!)
Скажи: «Я забыла! Другого люблю!»
………………………………………………………..
Писать я много не хочу,
И слов терять не буду.
Всего два слова напишу:
«Люблю» и «не забуду».
……………………………………………………..
Если с парнем вышла ссора,
Не гоняйся, не держи.
Если любит, то вернётся.
А не любит, и не жди!
……………………………………………………..
Любовь мою ты прИзираешь,
Не хочешь видеть ты меня,
Ты, может, после всё узнаешь,
Как сильно я люблю тебя.
……………………………………………………..
Вянет роза от мороза,
Вянет роза от огня…
Золотое имя КОЛЯ
Не завянет никогда!
…………………………………………………….
Я люблю этот дождь,
Я люблю эту слякоть.
Но тебя рядом нет
И мне хочется плакать!
……………………………………………………
Мальчишки! Дорожите дружбой,
Любите страстно, горячо.
Найти девчонку очень трудно,
А потерять её легко!!
………………………………………………………
Ах, эти длинные часы,
Ах, эти длинные минуты,
Проходят только дни тоски,
И годом кажутся секунды.
С тобой расстались мы давно…
Тебя, как видишь, не забыла.
Но я хочу теперь одно:
Скорей тебя увидеть, милый!
…………………………………………………………
Ненавижу (так девушки назвали этот сонет)

Ненавижу за то, что люблю,
Ненавижу за то, что страдаю,
Ненавижу тебя, как и Дашу твою      (имя – любое)
И вместе с ней тебя проклинаю!
Ненавижу глаза, руки твои,
Хоть во сне я их часто и вижу…
Пусть люблю больше всех,
Больше жизни своей,
Но за то, что с другой – ненавижу!!
…………………………………………………………..
Я и ты = Мечты,
Ты и я = Друзья.
…………………………………………………………..
Не шути

Никогда не шути над девчонкой,
Её сердце как нежный цветок
Обольётся горячей слезинкой…
Не шути, я прошу, паренёк!
Не шути потому, что бывают
И ошибки на вашем пути,
И много славных девчонок страдают…
Если видишь, что она тебя любит,
Но ты её не в силах любить,
Не шути как шутят другие,
А скажи, что не можешь любить!!
…………………………………………………………………
Почему вот так бывает
(А бывает так всегда):
Ребята девчат забывают,
Девчата ребят – никогда?
………………………………………………………………..
Письмо

Сижу дома и как мне скучно,
Что не могу тебе сказать,
И эта скучная минута
Письмо заставила писать.
Пишу тому, кем сердце дышит,
Кем мысли заняты всегда,
К кому рука так быстро пишет,
Кому сказать не в силах я:
Люблю тебя, любить я буду
Любовью нежной, золотой,
И никогда я не забуду,
Когда мы встретились с тобой!
……………………………………………………………………..
Я знаю мальчишку шестнадцати лет,
Красив и умён, добр и мил,
Но девЕчье сердце он погубил!
Он клялся ей в вечной любви,
Звонил, умолял прийти…
Девчонка та поверила в его слова,
И приходила, и ждала.
Недели шли, и месяцы летели,
Девчонка любит всё сильнее, а он?
Слабее…
Он забывает ей звонить, и заходить стал реже…
Он думал: «Вот бы разлюбить или полюбить сильнее!..»
Прошли года, прошла любовь,
Девчонка та забыла о мальчишке:
Хоть добр был, хоть он мил,
Но девчонке сердце он погубил!
…………………………………………………………………….
Следующие три шедевра несколько выбиваются из… лирического настроения, но всё же я сочла нужным скопировать их – для полноты картины.

Люби осторожно,
Люби не спеша,
Если не хочешь
Иметь малыша.

Миша – «супер»!
Миша – «класс»!
Миша – просто пидорас.

Мы любим тех, кто нас не любит,
Теряем тех, кто любит нас.
(это, кажется, какой-то классик)

Я не литературовед, чтобы делать какие-то выводы. Но я достаточно читаю. Когда случаются свободные деньги – пополняю свою коллекцию дореволюционных писем и открыток. Что-то мне сейчас подсказывает – так, с высоты возраста, - что большинство этих четверостиший – не современного разлива, не наших дней, а как минимум довоенных, если не дореволюционных. И в таком случае, я слышу в себе некоторое подобие удовольствия за тот факт, что данный вид народного творчества традиционно переходит из поколения в поколение, по крайней мере в деревнях. В городе такую экзотику не услышишь!

Да, хочется обозвать это пошлятиной, очень хочется… Поморщиться кое-где - хочется… Но оно живёт, это народное творчество. Работает народная мудрость… Не переводится, я бы сказала! Ну, сами посудите: «полюбишь дурака – виновата будешь ты». Коротко и предельно ясно! Тут тебе и причины, и следствия. Народная педагогика. Снимаю шляпу!

(каюсь: я, городская, образованная, не устаю повторять именно эту фразу двум моим взрослым дочерям) 


Рецензии