Баптист. Рассказы о войне

     Антон Шатохин был зажиточным крестьянином в селе Песчаном. Он особенно не выделялся среди других односельчан, но и в бедняках никогда не ходил. Жили они с женой Марией в самом центре села, недалеко от церкви. Занимался Антон на своём земельном наделе выращиванием зерна, имел двух лошадей, пару волов и всякий, необходимый для крестьянина, домашний скот и полезную птицу. В революции и гражданской войне активного участия он не принимал. В начале тридцатых годов, когда происходила коллективизация в селе, хотя и без большого желания, но в колхоз вступил. За свою жизнь с Марией они вырастили три сына. Правда, были ещё две дочери, но они умерли от разных болезней ещё в младенческом возрасте. Но зато сыновья выросли крепкими, статными и красивыми. Перед началом отечественной войны старшему сыну Петру едва исполнилось 17 лет. Второму сыну Василию было 14 лет, а младшему Григорию шёл только 10-тый год. Характеры у сыновей были очень разными. Пётр выделялся неуёмным бунтарским характером, был заводилой и инициатором драк среди своих сверстников и слыл в селе хулиганистым парнем. Во время закрытия в конце тридцатых годов сельской церкви он активно помогал сельским комсомольцам в разграблении и осквернении храма, хотя и не был комсомольцем. Василий был более тихого нрава, хорошо играл, на купленной ему отцом, гармошке, имел хороший мелодичный голос, пользовался большим уважением у сельских девушек. Григорий резко отличался от старших братьев, ничем особенным не выделялся и был незаметным в сельской ребячьей среде.
     Пришла Великая отечественная война. Антона мобилизовали сразу же в первый год войны. Пётр ушёл на фронт через год, когда фашисты пришли на Средний Дон и расположили свои позиции на высоком правом берегу Дона напротив родного села, которое оказалось теперь во фронтовой полосе. Не смотря на то, что Петру недавно исполнилось только 18 лет, он сильно возмужал и превратился в высокого крепкого парня, с копной рыжих волос на голове, круглым лицом и курносым носом. К этому времени мать уже получила похоронку на отца, который погиб в боях под Москвой. Пётр уходил на войну с намерением жестоко мстить врагу за погибшего отца, за разорённую и поруганную Родину, за всё подлое, что принесли фашистские полчища на родную землю. После непродолжительного периода формирования и обучения в тылу, где-то за Волгой, он сразу же попал на Сталинградский фронт, и принял участие в Сталинградской битве. В этом огненном котле он выжил и остался невредимым.   Уже тогда Пётр начал задумываться, почему ему так везёт во фронтовой жизни - он остаётся живым и даже не раненным. Свой фронтовой путь Пётр прошёл от Сталинграда до Берлина. Участвовал в самых кровопролитных боях, но выходил из них живым и невредимым. Однажды он получил незначительное ранение в руку и пробыл в прифронтовом госпитале две недели. Когда вернулся в свою сильно потрёпанную в последнем бою воинскую часть, то нашёл там большое пополнение из вновь прибывших бойцов. Среди них особенно выделялся новый старшина их роты Игнат Переломов. Был он из поволжских мужиков, приземистый, крепкий и уже в почтительном возрасте. Старшина за короткое время сумел найти подход почти к каждому солдату роты, объединить их вокруг себя и заслужить от них почёт и уважение. Он был хорошим помощником командиру роты и политруку. Но была у Игната одна черта, которую он тщательно скрывал и только в подходящих случаях открывал её особо доверенным и преданным ему солдатам. По своим религиозным убеждениям, он был баптистом. Особенно близко сошёлся старшина с Петром Шатохиным. Не смотря на отчаянный и задиристый характер Петра, он увидел в нём человека, которого можно обратить в свою веру. При удобных случаях он стал ему преподносить основы своего вероучения, которые заключались в том, что спасение человека возможно лишь через личную веру во Христа, а не через посредничество церкви. Единственным источником веры является «Священное писание». Баптизм отвергает иконы, церковную иерархию, церковные таинства, многие христианские праздники. Игнат всегда с собой носил «Евангелие», отдельные места из которого он в перерывах между боями читал Петру и растолковывал их значение. Пётр сначала относился к разговорам старшины с подозрением, но потом при их беседах всё больше стал задумываться о своём фронтовом везении. Потом в самые тяжёлые часы боёв, стал в своих молитвах обращаться к Богу и просить его о своём спасении. И это ему всякий раз удавалось.
     Коренной перелом в религиозном мировоззрении Петра наступил после одного кровопролитного боя за небольшую, но тактически важную, высоту в пределах Белоруссии. Их рота должна была удерживать эту высоту до подхода нашего, свежего подкрепления. Пётр в роте значился стрелком из бронебойного противотанкового оружия. Немцы были полны решимости, взять штурмом эту высоту и предпринимали под прикрытием танков отчаянные атаки, одну за другой. Бой продолжался целый день, но подкрепление не подходило. Бойцы роты отчаянно отражали атаки немцев. Пётр из своего противотанкового оружия неустанно стрелял, вместе с другими бойцами, по рвавшимся к высоте танкам противника. На подступах к высоте уже горело около десятка танков. От роты осталось не более двух десятков человек. Погибли командир и политрук. Старшина принял командование этой горсточкой людей на себя, и бой продолжался с неменьшей яростью. Когда к вечеру пришло долгожданное подкрепление и немцы, тоже понесшие большие потери, были отброшены, от роты в живых осталось только 5 человек, и среди них старшина Игнат Переломов и рядовой Пётр Шатохин. После этого боя Пётр окончательно поверил в Бога Иисуса Христа, в свои к нему молитвы и в своё по Его воле спасение. Игнат подарил ему «Евангелие», неизвестно каким образом добытое во фронтовой обстановке. С этим «Священным писанием» Пётр прошел по дальнейшим фронтовым дорогам до самого Берлина, остался живым и не получил даже ранения. За это время он внимательно и вдумчиво изучил с помощью Игната эту Книгу и закончил войну самым последовательным приверженцем баптизма.
     Домой в село Песчаное Пётр вернулся совсем другим человеком. Он стал взрослым степенным мужчиной, тихим и замкнутым. Куда девался его бунтарский, неуёмный характер? Односельчане смотрели на него и удивлялись. А он приветливо им улыбался, здоровался и справлялся о житейских делах и заботах. Вместе со своими младшими братьями он стал работать в колхозе. Мать тоже стала замечать новые странные привычки у сына: он стал верить в Бога, но как-то по-своему – не так, как верили все в родном селе. Часто заводил с ней разговоры на религиозные темы, о спасении человека через личную веру во Христа, убрал из дома все иконы, отвергал местных священников, не соблюдал многие христианские праздники, никогда не расставался с Евангелием. В родном селе Пётр усиленно искал своих единоверцев. И он их вскоре нашёл. На нашей улице жили две семьи Квасовых, а на Широкой улице семья Блохиных. Все эти семьи были многодетными. Мне когда-то бабушка Маша рассказывала, что все члены этих семей издавна были баптистами, но в советское время, когда на них было гонение со стороны властей, они притихли и ушли в подполье. В послевоенное время эти гонения значительно ослабли. Пётр нашёл в семьях Квасовых и Блохиных своих единоверцев, и на их базе создал первую баптистскую общину в селе. В доме Варвары Квасовой был организован молельный центр, где все они, (старики, взрослые и дети), собирались, читали "Священное писание", пели свои молитвы, там же Пётр начал читать и свои проповеди.   Вскоре к ним стали присоединяться, и другие жители села, в основном, это были пожилые женщины и вдовы. Пётр съездил в город Россошь, где находился зарегистрированный центр баптистов, узаконил свою общину и возглавил её.   Через некоторое время, в июне, первая группа новых сельских баптистов отправилась во главе с Петром в Россошь и приняла там крещение. Крещение баптисты в отличие от православия рассматривают не как таинство («средство спасения»), а как обряд, символически демонстрирующий убеждённую религиозность, сознательную личную веру человека, поэтому они и требуют принятия крещения верующими не в младенчестве, а во взрослом состоянии. И такие поездки в Россошь время от времени повторялись. Община увеличивалась.  Местные партийные власти стали проявлять беспокойство по этому поводу. Однако там всё было законно, и они запретить общину не могли. Тогда они решили внести разлад в общину изнутри. В молельный дом стали направлять комсомольцев, чтобы они там стали выступать против проповедей Петра и критиковать их. Но и здесь у них ничего не получилось – пришлось, оставить баптистов в покое. В селе образовался значительный костяк убеждённых баптистов, и община просуществовала много лет. В 1953 году Пётр женился на Раисе Блохиной, которая была на 5 лет моложе его. У них образовалась дружная, сплочённая на единой вере, семья. Пётр перестал работать в колхозе, всё больше уделял внимания баптистской общине, развёл личную пасеку. Жена тоже не работала, так как стали один за другим появляться дети – 5 сынов и 2 дочери. Теперь Пётр жил только со своей большой семьёй в перестроенном им родительском доме. Брат Василий был призван в армию, проявил там свои вокальные способности и был принят в военный ансамбль «Песни и пляски». После демобилизации поселился в городе Воронеже, завёл свою семью, состоял в Воронежском государственном народном хоре. Брат Григорий, тоже отслужив в армии, вернулся в родное село, женился и жил со своей семьёй отдельно. Работал он трактористом в колхозе, любил выпить и побалагурить с друзьями. О братьях и о себе он говорил: «Были у отца нашего три сына – один баптист, другой артист и третий тракторист!». Заливисто смеялся, довольный, таким каламбуром.
     В 1977 году Петра постигло большое несчастье – умерла жена Раиса. Пётр остался один со своими семью детьми. Больше он не женился и посвятил всю свою дальнейшую жизнь воспитанию и учёбе детей. В 1984 году, когда ему исполнилось 60 лет, согласно закону своей религии, он ушёл от руководства сельской баптистской общиной, оставшись её рядовым членом. Достойную себе смену для руководства общиной Пётр, к сожалению, не подготовил. Община постепенно стала хиреть и, в конце концов, прекратила своё существование. Оставшиеся «твёрдокаменные баптисты», стали ездить на моления в соседнее село Ольховое.
     Дети Петра стали образованными и умными людьми. Все 5 сыновей получили высшее образование и стали высококвалифицированными специалистами в области сельского и лесного хозяйства. Живут они со своими семьями в разных городах России. Дочери получили среднетехническое образование, вышли замуж и живут  в селе Песчаном.
     В начале ХХ1 века, будучи в родном селе, я встретился с Петром Антоновичем и у нас с ним состоялась продолжительная, непринужденная беседа. Дело происходило в центре села в небольшом парке, где находился Мемориальный комплекс в честь погибших односельчан в Великую отечественную войну. Мы сидели на небольшой деревянной лавочке и вели интересный разговор. Стоял жаркий август, но нам в тени шелестящих вязов было прохладно и уютно. О многом тогда поведал мне Пётр. Выглядел он старым и уставшим человеком, но не потерявшим бодрости духа, интереса к жизни и, самое главное, остался верен своей Вере в Бога. Жаловался он мне, что у него последнее время сильно болят ноги, и ему далеко от дома ходить трудно. Дети все разъехались и живут своими интересами, со своими семьями. Что интересно, никто из них не стал баптистом. И это Петра никак не тревожило. Единственной его радостью становились дни, когда все дети с внуками и правнуками приезжали к отцу в гости. Двор Петра оживал, наполнялся шумом и радостными криками внуков и правнуков, а взрослые его дети ходили возле отца, оказывая ему почести и внимание. Их любовь к отцу была истинной и безграничной. В заключение нашего разговора Пётр Антонович сказал: «Жизнь я прожил большую и добрую. Верил в истинного Бога Иисуса Христа, за что он меня всегда любил и оберегал от всех неприятностей. Жалею только об одном, что жена Рая рано умерла, и не увидела своих внуков и правнуков. Но видно так было угодно Богу. Теперь можно мне тоже уходить на покой». После этих слов он встал, и мы с ним распрощались. Он, тяжело опираясь на посох, пошёл к своему дому, а я сел в автомашину и уехал на наш край села, где остановился в домике моей мамы.
     Умер Пётр Антонович Шатохин в 2008 году в возрасте 84-х лет. Похоронили его, по всем правилам баптистской религии, на центральном сельском кладбище рядом с могилой жены Раисы. На похороны приехали все его дети, внуки и правнуки, а это около сорока человек. Многие жители села посчитали своим долгом тоже придти, чтобы попрощаться и проводить в последний путь уважаемого всеми человека.


Рецензии