Мысли о певческом исполнительском искусстве

1) Рекомендую начинать работу над композицией, подобранной в соответствии с возрастом, полом, менталитетом, имиджем и амплуа исполнителя,  с тщательной проработки текста, ( с  перевода в первую очередь, если речь идёт об иноязычной композиции): буквально с карандашом в руках, вчитываясь в текст и 1)разбираясь в смыслах и 2) делая пометки о динамических оттенках, смене темпоритма и, конечно, взятии дыхания, 3) вживаясь в него целиком и полностью. Только после этого следует переходить к иноязычному тексту, куда можно перенести все, сделанные в русскоязычном тексте (переводе) пометки. После этой, очень важной, по моему мнению, подготовительной работы, можно приступать к непосредственному исполнению, учитывая все эти наработки и главную мою рекомендацию по силе звукоизвлечения: лучше не форсировать звук и  петь, не надрывая голос, особенно, если голос  не очень сильный от природы. Современные микрофоны усилят звук так, что, даже если исполнитель будет почти шептать в каком-то фрагменте согласно смыслу, то его услышат не только в самых отдалённых уголках помещения, в котором ему придётся петь, а и в самых отдалённых уголках Вселенной.
Как бы не были хороши дикция и артикуляция, исполнителю песенных композиций надо  стараться  не забывать, что у каждого слова есть начало и конец: чётче проговаривать  окончания слов.
Отработав эти два этапа, можно перейти к отработке психологических основ исполнения, то есть к этапу, который я образно называю «Вдохнуть жизнь», добиваясь проникновенного исполнения (чувственно-страстного и сексуального, если композиция лирико - драматическая), так как никакое другое не всколыхнёт душу  слушателя и не поможет его сердцу биться чаще.
Необходимо стараться   петь вдохновенно, небесстрастно. Достичь такого исполнения можно, создавая мысленно вдохновляющие образы. Это могут быть , в первую очередь,  придуманные исполнителем или конкретные люди.  Выйдя на сцену и приступив к исполнению той или иной композиции, артисту останется только «включить» необходимый в данный конкретный момент исполнения, образ, который  будет путеводной звездой до конца исполнения композиции.  Ценность этого приёма заключается в том, что: 1) исполнителю, не надо будет рассматривать каждого слушателя, изучать «между дел» его реакцию на него и его пение, отвлекаясь от смысла композиции. Этим настоящие артисты занимаются на входе и на выходе со сцены и 2)думающий зритель оценит по достоинству такое вдохновенное исполнение и выразит свою признательность восторженными возгласами, бурными  аплодисментами и другими знаками внимания.
Исполнитель должен  стараться  петь щедро, не боясь и не скупясь раскрыть свою душу и прилюдно попереживать, пострадать для пользы дела (для получения признания и любви слушателей и, конечно, ради искусства). Всеми возможными и доступными способами необходимо избавляться  от скованности и ложной стеснительности. Раз исполнитель встал на сцену, значит, обязан создать такую атмосферу, чтобы слушателям хотелось в ней «купаться» или "летать" как можно дольше: или не отпуская  со сцены, или отправляя его  аудио- и видеозапись  на повтор и по кругу. Зависимость ясна: чем щедрее исполнитель  во время своего пения будет дарить свою душу и раскрывать свой внутренний мир, тем больше будет и признание  его таланта. Бывает, ощущается  занятая артистом  позиция: сам я знаю, о чём и о ком переживаю, а слушателю это знать необязательно. Страсти ни к чему. Хватит с них и моего замечательного голоса со мной впридачу. Нет, слушатель  желает видеть артиста, слушать  и слышать его смыслы и переживать на всю катушку вместе c  ним, за него, за себя и за всё на свете до фриссона, до катарсиса, - а это и есть цель истинного искусства. Рекомендую исполнителям провести самодиагностику, используя мою схему и отвечая самому себе на один вопрос: к какому уровню исполнения стремлюсь я?
- уровень караоке – пение для себя;
- уровень мастерства – чистое, технически грамотное пение для избранной публики;
- уровень искусства – самозабвенное, грамотное во всех смыслах, пение для всех, кто пожелает слушать, - артистическая деятельность на любых площадках.
Не стоит  слишком увлекаться караоке-пением, - оно не способствует развитию певческого таланта. Оно убивает его! Лучше стремиться петь a cappella (без аккомпанемента) или под живой аккомпанемент, так как с ним происходит так называемая «подстройка», благодаря которой и рождается живое, наполненное переживаниями, произведение музыкального искусства. От всей души желаю каждому исполнителю найти свой (маленький или большой) живой оркестр.
2) В случае, если певец обладает голосом небольшого  диапазона, возможны «нечистые», то есть не точно пропетые, верхние ноты. Разумно было бы попробовать исполнить композицию в  другой тональности: например, всего на полтона ниже, а эффект будет очень значительный: безупречное звучание голоса и воспроизведение мелодии.Вот ещё один очень важный момент:усилением звука не добиться точного интонирования. Надо понизить тональность, - это самое простое и быстрое решение проблемы.
3) Лучше всего отдавать предпочтение непродолжительным композициям. Те же «масштабные» композиции, которые исполнителю нравятся и хочется их исполнять, надо обязательно корректировать: удалять из текста повторы, а из музыкальной основы – повторяющиеся проигрыши. Эти меры помогут избежать эффекта шарманки и  утомления как исполнителя, так и слушателя.
4) Желательно следить за смысловыми интонациями и смелее пользоваться динамическими оттенками (forte – piano и т.д.), которые соответствуют наиболее важным по смыслу словам и фразам( словесным и музыкальным). Эти наиболее важные моменты в композиции можно  наметить и самому, а можно учесть и авторские. Бывает, что мнение на этот счёт совпадает  у автора и исполнителя. По моему мнению, лучшим всё же является собственная интерпретация  смыслов произведения. Поясню, почему: когда исполнитель озвучивает смыслы автора, не имея представления о том, какие его вдохновляли образы при написании композиции, сам при этом оказывается обезличенным и пение становится бесстрастным и механистичным. Слушатель и зритель скучает, чувствуя какую-то неестественность, эмоциональную фальшь. Когда же исполнитель озвучивает то, что переживает сам в момент исполнения (благодаря собственным вдохновляющим образам), душа зрителя  это тонко улавливает, «загорается» и отзывается. К исполнителю приходит заслуженный успех и признание публики.(Автор  рекомендаций: Флёр – Де – Лис, 24.04.2015, 22:55 по МСК)


Рецензии