Настя

Синий, бархатный вечер августа, слышно лишь, как шумят тронутые несильным ветерком берёзы...

"А это что?" - вслушавшись в ночь, испуганно вздрагивает Ритка.

"Когда я на почте служил ямщиком,
Был молод, имел я силенку,
И крепко же, братцы, в селенье одном
Любил я в ту пору девчонку..." - тоскует тихий мужской голос. Взявшись за руки и пройдя несколько метров, мы наткнулись на пожилого мужчину, сидящего на крылечке в обнимку с гармошкой. Заметив нас, он смутился, но всё- таки предложил присесть.

"Устал я. Один... Всю свою жизнь один..." - произнёс старик, и в морщинах его тускло блеснула скупая слеза. Голос же его вновь затосковал и заплакал, взлетая ввысь и камнем падая в пропасть.

"Сначала не чуял я в девке беду,
Потом задурил не на шутку:
Куда ни поеду, куда ни пойду,
Все к милой сверну на минутку..."

"Какая красивая и печальная песня... -заслушавшись, не выдержала я. - Никогда раньше её не слышала. И поёте Вы так, что плакать хочется..."

Мужчина же бережно отложил в сторону гармошку, с любовью погладив её по клавишам и поцеловав.

"Родная моя душа..." - печально улыбнувшись, шепнул он ей.

"Дядя Петя, ты с ней прямо как с живой" - насмешливо усмехнулась Рита. Старик недовольно взглянул на неё из-под седых, кустистых бровей, и Ритка зябко поёжилась.

"Она и есть живая, раз душа у неё имеется..." - пробурчал он.

"Душа у гармошки? - прыснула Рита, - Ой, насмешил, дядь Петя! Да ты ещё, оказывается, на почте ямщиком служил! Ириш, ты домой, или остаёшься бредни старого маразматика слушать?" - смеясь, обернулась она ко мне.

"Ну, ты иди, а я посижу немного" - отвечаю.

"Ну-ну..." - усмехнулась подруга и ушла, растворившись в сумраке летней бархатной ночи... Старик долго молчал, вслушиваясь в её шаги, и я молчала тоже.

"Скоро уже сорок дней, как нет больше на свете моей Насти... " - тихонько произнёс он, и в выцветших глазах его вновь блеснули слёзы...

"Пётр Иванович, как же это? Ведь женой Вашей тётя Валя была?" - спросила я и сразу же пожалела о своём чрезмерном любопытстве.

"Предатель я... Жалкий предатель... Стар я стал, два инфаркта уже перенёс, помирать скоро... Как же я с Настей там встречусь? Ведь не заслуживаю я её прощения... - прошептал он, тихо и беззвучно плача. - Выслушай меня, дочка... Выслушай, прошу тебя! Только не перебивай, ради Христа! Давно это было, так давно, что берёзка, посаженная мной тогда, давно уже выросла да на дрова её пустил кто-то...

Был я молод и собой недурён, в колхозе плотником в то время служил. Вечерами же, повесив на плечо гармошку, иногда хаживал я играть на танцы. Послевоенное да голодное, однако счастливое тогда было время! Играл я и "Краковяк", и "Тусцеп", и частушки, и всякие разные вальсы. Девки в меня влюблялись без памяти, да только мне это было не нужно. Парни завидовали.

"Эх ты, Петруха! Такие девчата сохнут, а ты убогую выбрал. Дурень! Дурень ты и есть..." - насмешничали они, а я... Я, отыграв танцы и улучив свободную минутку, сбегал оттуда к ней, к милой своей Насте... Она была красива душой и лицом, как солнышко, и всё же судьба злая обидела девушку ещё при рождении. На обеих руках Настеньки было по четыре пальца, такой уж родилась она... Тихая, скромная и неприметная, Настя очень стеснялась этого и на улицу не ходила. Она сидела дома, работала по хозяйству, а в свободное время рукодельничала - вышивала иконы. Когда же приходил я, её маленькое, узенькое личико словно изнутри ясным неземным светом расцвечивалось, и глаза великой радостью, счастьем искрились. Как же красива была она в эти минуты!

А голос... Боже мой, какой у неё был голос! Низкий, грудной, но в то же время и высокий, звонкий, словно хрусталь...

Я брал в руки свою гармошку, а Настя, смущённо краснея, садилась рядом. И мелодия, словно вода, непрерывно лилась из-под моих пальцев, и она пела... Как же она пела! Как сейчас вижу я её восторженное личико, подсвеченное изнутри ясным, каким-то несказанным светом... Вижу карие, искрящиеся нежностью глаза и слышу летящий ввысь голос: "Расцвела под окошком белоснежная вишня... " или сильно и гордо: "Окрасился месяц багрянцем, где волны бушуют у скал... Поедем, красотка, кататься, давно я тебя поджидал..." Но эта песня... Эту песню Настенька любила более других...

"Папа мой, уходя на войну, пел её... Сыграй, Петенька, прошу..." - умоляла она меня, подавая гармошку.

Я чувствовал, как замирало её сердце, когда она мне подпевала...

"И любо оно, да покоя-то нет,
А сердце болит все сильнее.
Однажды дает мне начальник пакет:
«Свези, мол, на почту живее!»

Я принял пакет – и скорей на коня,
И по полю вихрем помчался,
А сердце щемит, да щемит у меня,
Как будто с ней век не видался..."

Старик внезапно умолк, подняв лицо и подставив его свежему ночному ветру. Едва уловимо по небу скатилась голубая звёздочка, оставив за собою искрящийся серебристый шлейф...

"А дальше? Дальше что было?" - робко спросила я, помня данное старику обещание не перебивать его.

"Дальше... дальше всё у нас с Настей было... Её слёзы и мои поцелуи... Клятва, которую дал я ей, что никогда её не оставлю и что только смерть сможет разлучить нас... Я целовал её распущенные волосы, солёное от слёз дорогое мне личико и клялся, что никто и ничто нас никогда не разлучит, Это была первая наша ночь, в саду, под сверкающим самоцветами звёздным небом..."

"Так вы обвенчались?" - не выдержала-таки я. Старик ответил мне суровым взглядом и долгим тягостным молчанием. И всё же, справившись с собой, он продолжил:

"Мы встречались с ней каждый вечер под раскидистой ивой у пруда. И жили мы тогда только этими встречами. Так прошло-пролетело лето, и осень рыжей пушистой кошкой опустилась на уставшую от летнего зноя землю... В тот памятный мне вечер Настя была особенно задумчива, бледна и печальна. Тогда она и шепнула мне, что готовится стать матерью. Я же был счастлив, искренне счастлив этому и клятвенно пообещал, что в ближайшее воскресенье приду свататься к ней со всею своей роднёй. Поутру же я выкопал маленькую берёзку и посадил её подле пруда, словно в память о том вечере.

Думаю, Настя поверила мне и ждала... Она ведь не могла мне не поверить. В ближайшее воскресенье я действительно сосватал себе невесту, только не её, не Настю, а Валю... Да, я разговаривал о Насте с матерью, но она...

"Только через мой труп ты приведёшь в наш дом эту убогую! Я от людей наслышана, что таскаешься ты с ней, но я никогда не допущу вашей свадьбы! Я растила тебя без отца, не досыпала и недоедала вовсе не для того, чтобы ты женился на калеке да ещё детей убогих с ней наклепал! Да, мы пойдём сватать, да только не её, а Валю, лесникову дочку! Тут тебе и лес для постройки дома, и деньги, и жена-красавица писаная! Всё, решено!" - отхлестав меня по лицу, злобно проревела мать.

В воскресенье же мы всей многочисленной своей роднёй и засватали Валентину. С тех пор я не видел моей бедной Насти, не мог я её видеть, понимаешь, не мог! Люди говорили, что в тот день она ждала сватов от меня и не дождалась. Знала, наверное, слышала и о предстоящей моей женитьбе. Страшно подумать, каково ей тогда было... В конце ноября, на Михайлов день, грянули что есть мочи гармошки, и разукрашенные пёстрыми лентами свадебные подводы отправились за невестой. Мы расписались, после был свадебный пир, богатый да весёлый. Но... Но не хотел я сидеть за праздничным столом и целоваться со своей законной молодой женой, совершенно чужой и посторонней для меня женщиной... Почти всю свадьбу проторчал я тогда в сарае. Почему я не сбежал к ней оттуда? Не знаю...

Прошёл месяц. Настеньки своей с тех пор так и не видел. Однажды вечером сердце моё так вдруг защемило, что я даже дышать не мог... Жена с матерью были заняты по хозяйству и я, воспользовавшись этим, живо оделся и вышел из дому.

А там... Метель злобно и неистово выплясывала свои снежные танцы, и ветер дул ледяной, пробивая меня насквозь, до костей... Сердце заныло ещё крепче, и я почему-то подумал о Насте. Так вдруг меня к ней потянуло, что и высказать тебе этого не могу! Я мигом запряг в сани Серого (о том, чтобы идти пешком, не могло быть и речи, ветер дул так, что сбивал с ног) и рванул с места. Рванул быстро, насколько это было возможно, ведь вяз в снегу он почти по самое брюхо... Рвал удила и хрипел, словно предчувствуя мою беду.

И что за причина, понять не могу,
И ветер так воет тоскливо…
И вдруг – словно замер мой конь на бегу,
И в сторону смотрит пугливо....

Когда до дома Насти оставалось не более пятидесяти метров, лошадь встала, как вкопанная... На ватных ногах и уже не чувствуя ледяного ветра, спрыгнул тогда я с саней. Прямо передо мной в сугробе что-то чернело, и я узнал её клетчатую шаль... Если б ты знала, дочка, что испытал я в те минуты! Не чуя ног под собою, подошёл и узнал в лежавшем в снегу человеке бедную мою Настю!

Забилося сердце сильней у меня,
И глянул вперед я в тревоге,
Потом соскочил с удалого коня, -
И вижу я труп на дороге.

А снег уж совсем ту находку занес,
Метель так и пляшет над трупом.
Разрыл я сугроб-то и к месту прирос, -
Мороз заходил под тулупом.

Под снегом-то, братцы, лежала она…
Закрылися карие очи...."

Свернувшись калачиком, она лежала в огромном сугробе, и пурга полностью занесла снегом её маленькое тело... Я дотронулся до лица Настеньки, оно было тёплым ещё, хотя ни единой кровинки в нём не было. Поднял её и осторожно положил в сани, накрыв овчинным полушубком. В голове билась, жила тогда одна-единственная мысль: вдруг жива ещё, не успела замёрзнуть! Приложить ухо к её груди, чтобы прослушать сердце, я тогда не догадался или просто не хотел терять драгоценное время... Серый летел по сугробам, как бешеный, а я гладил её лицо и отогревал дыханием окоченевшие руки.

Уже там, в их в доме, когда на глазах остолбеневшей от ужаса её матери, на руках я занёс Настю в дом и положил на кровать, когда отчаянно растирал самогонкой её тело и обкладывал его грелками, уже там она глубоко вздохнула и, придя в себя, глухо застонала то ли от боли, то ли оттого, что видит меня... Её мать с криком бросилась к ней, я же помчался за фельдшером.

В ту ночь домой пришёл я лишь под утро. Домашние не спали, ждали меня и, едва я вошёл, Валя, плача, бросилась мне на грудь... Мать же, сердито хлюпая носом, молча удалилась к себе за занавеску. Позднее я случайно подслушал их разговор. Жена моя, плача, грозилась вернуться к своим родителям, дескать, не желает она делить меня с этой убогой, а мать... Мать же заверила Валентину, что Настя, оклемавшись, была отправлена куда-то далеко, где и вышла замуж за такого же убогого, как и она сама. А я... Я думал постоянно о ребёнке, которого носила Настя, о нашем с ней ребёнке. Родила ли она его или... Или после той страшной ночи, когда она едва не замёрзла, ребёнка больше нет?

Шли годы. Я построил собственный дом своими руками, ну а с материалами, само собой, тесть помог. По-прежнему работал я плотником в колхозе, а Валя - дояркой, там же. Я так и не смог, не сумел полюбить её. Возможно, если б жена родила мне ребёнка и я бы взял его на руки, своё родное дитя... Возможно, тогда бы всё изменилось и мир вокруг меня расцвёл бы счастьем. И я любил бы своего ребёнка и её, родившую его мне, любил бы тоже... Увы! Этого не случилось! Напрасно жена моя обивала больничные пороги, напрасно ночами не спала и молилась в слезах моя мама... Валентина рожала несколько лет подряд мёртвых сыновей, одного за другим, почти ежегодно. Мне было безмерно жаль эту рано постаревшую женщину, больную и опустошённую возвращающуюся из больницы... Боже мой... Целое кладбище детей!.. И ни одного живого, тёплого, родного тельца... Думаю, что это и есть плата за моё предательство, за всё в этой жизни мы платим слишком высокую цену. Но причём тут Валентина? Она и сама рано умерла, сорока лет ещё не было. Почти за нею следом ушла моя мама... С тех пор вот уже много лет я один. Но как-то совсем недавно вечером в дверь мою постучали.

"Заказчики, наверное" - мелькнула мысль, и я пошёл открывать. Давно уже я заказов не беру, перенёс два инфаркта, так что приходится людям отказывать. На пороге стояла миниатюрная моложавая женщина в светлом плаще, видимо, городская. Я уже начал было объяснять ей, что болею и не беру заказов, но она, не слушая меня вовсе, попросилась войти.

"Пётр Иванович, я дочь Анастасии Михайловны и ваша... Незадолго до смерти, мама рассказала мне всё о вас с нею и взяла с меня обещание, что я признаю вас отцом и не оставлю. Живу я в соседней области, вдвоём с мужем. Дети наши выросли, и у вас уже правнуки... Понимаю, что всё это для вас неожиданно. Подумайте!"

Лена переночевала у меня, и всю ночь мы с ней проговорили... О Насте, обо мне, о ней... Я пытался просить прощения, но, видимо, оправдания мои были настолько жалкими, что...

"Пожалуйста, не надо, Пётр Иванович... Мама ведь Вас простила." - прервала меня Лена и протянула нитками вышитый портрет, где мне лет двадцать... Как же хотел обнять тогда и прижать к себе её, свою дочь, но не посмел...

"А где она сейчас?" - спросила я.

"Уехала домой, в Липецк, чтобы уладить какие-то формальности и подготовить комнату для меня. Не заслуживаю я такого отношения с её стороны, никак не заслуживаю! И всё же горжусь тем, что у меня такая хорошая дочь!" - тихо и немного торжественно произнёс он.

В ту ночь домой я заявилась лишь под утро. Впечатлённая рассказом старика, я так и не смогла уснуть. Спустя несколько дней, проходя мимо дома Петра Ивановича и машинально взглянув на его дверь, я заметила, что заперта она на большой висячий замок.

"Домом интересуетесь или так просто стоите? - услышала я женский голос рядом и обернулась. - Домом интересуешься? - повторила женщина. - Не продаётся он. Хозяина дочка забрала в город, однако, на лето должны они всем семейством прибыть... Планируют, а там как Бог даст... Ключик мне оставили, чтобы за домом досмотр вела. Так что, касатка, не стой понапрасну, не продают..." - заверила меня соседка. А я стояла... Просто стояла и думала. О жизни, о счастье и о любви... Ведь любовь, если она настоящая, прощает всё. Даже самое большое предательство. Прощает даже то, что, казалось бы, невозможно простить...


Рецензии
Хорошо, душевно, красиво... Успехов Вам...
но вальс, по моему, нназывался ТУСТЕП...
С поклоном

Михаил Полев   08.08.2017 01:01     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо Вам за добрые слова, Михаил! С теплом и уважением к Вам,

Ирина Кашаева   08.08.2017 08:13   Заявить о нарушении
Это божественно, правда! Второй раз читаю Вашу "Настю" и плачу!

Дарья Березнева   24.12.2019 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.