Капитал читал? Картина 8

КРИК СОВЫ ИЛИ БУНТ
Драма в 3-х  действиях,  тринадцати  картинах с эпилогом

КАРТИНА  ВОСЬМАЯ.   Людина – не скотина  или   «Капитал» читал?   

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ХОЗЯИН
ФЕКЛУША
КОНСТАНТИН
МОЛОДОЙ
СКРИПУЧИЙ
ХРИПЛЫЙ
ОФИЦЕР
ВАСЮЧЕНКО

То же помещение  корчмы, что и в седьмой картине…  В комнате дощатый стол, лавки. На стенах висят хомуты и другие, необходимые в хозяйстве вещи. На прогнившем полу - тряпье. В углу бочка с брагой, в которой тело утопшего Дрозда.
Сбившись в кучу сидят: Хриплый, Скрипучий, Молодой, Феклуша. Хозяин корчмы стоит, прижавшись к стене. Слышатся  ржание  и  топот  копыт коней прибывшего  отряда  драгун.

КОНСТАНТИН (входит). Разрешите?
ОФИЦЕР. Входите, гимназист. Садитесь.
КОНСТАНТИН. Благодарю вас. Разрешите мне идти домой. Я не понимаю, почему меня не пускают?
ОФИЦЕР.  Нельзя. Кругом  бандиты. Утром  я  вам  дам конвой.
КОНСТАНТИН. Спасибо, но я не нуждаюсь в конвое. Дома  будут  беспокоиться.

ОФИЦЕР. Сейчас  за  вашу жизнь отвечаю я. Вы вели себя  по-геройски, как истинный патриот. Вы помогли нам напасть на след  опасного  преступника.
КОНСТАНТИН. Благодарю вас, но...
ОФИЦЕР. Никаких  но. Садитесь. Идти опасно. Слово офицера, к  утру мы  выловим эту  мразь, как рыбу из мутного болота.

КОНСТАНТИН. Господин офицер, я прошу вас  отпустить  Феклушу. Она ни  в  чем  не  виновата.
ОФИЦЕР. Разберемся... Этот  сброд...
КОНСТАНТИН (перебивает). Я прошу вас. Я уверен  в ее невиновности. Она слепая.
ОФИЦЕР. Не могу выполнить вашу просьбу, господин гимназист. Не могу.
КОНСТАНТИН. Жаль, очень  жаль.  Разрешите поговорить с ней?
ОФИЦЕР. Разрешаю.

КОНСТАНТИН (увидел в бочке тело Дрозда). Что это? За что его так?.. Как это?..
ОФИЦЕР.  Васюченко!
ВАСЮЧЕНКО. Я.
ОФИЦЕР. Выведи, господина  гимназиста, а то блевать   начнёт.
ВАСЮЧЕНКО. Слушаюсь. (Уводит Константина).

К р и к     с о в ы

ОФИЦЕР. Слепцы, а ну идите все сюда. Садитесь на лавку  живо, иначе  плетью  подниму. (Хриплый, Скрипучий, Молодой  подходят  к  столу.  Феклуше). Это касается  и  тебя. Или  ты  зрячая?
ФЕКЛУША. Я не могу.

ОФИЦЕР. Васюченко!
ВАСЮЧЕНКО. Я.
ОФИЦЕР.  Ну что?
ВАСЮЧЕНКО. Блюёт, ваше  благородие. Сноровки  малость не  хватает.  Не привык...

ОФИЦЕР. Посмотри, что с ней.
ВАСЮЧЕНКО (подходят к Феклуше). Синяя, ваш  бродь.
ОФИЦЕР. Посмотри, у нее  на  руках  все  пальцы?
ВАСЮЧЕНКО  (считает). Так точно. Все пять на  месте.
ОФИЦЕР. Пускай  лежит...
ВАСЮЧЕНКО. Слушаюсь. (Уходит).

К р и к     с о в ы

ОФИЦЕР. Руки на стол, живо! (Слепцы кладут руки на стол). Слепцы, здесь были бандиты. Одного звали Дрозд, - он в бочке заспиртован. Второго - Окунь,
третьего - Босой...
ХРИПЛЫЙ. Мы света божьего не  видим.

ОФИЦЕР. Бандиты здоровались  с вами  за  руки?
СКРИПУЧИЙ. Честь не  великая  здороваться  с нами  за руку.
ОФИЦЕР.  Слепцы, за связь с бандитами  вы знаете, что вас ждет?
ХРИПЛЫЙ.  На все  воля  божья...

СКРИПУЧИЙ. Чем так жить, лучше на том  свете сводить  счеты ...
ХРИПЛЫЙ.  Фёклу надо бы пощадить.
ОФИЦЕР. На данный момент  воля  не  божья, а  моя...
ХРИПЛЫЙ. За  это бог воздаст...

ОФИЦЕР. Богу нужны ваши души, а мне... Бог мне дал в руки оружие, чтобы защищать   Его и царя, на  плоть  которого  поднимает  руку  разный  скот...
СКРИПУЧИЙ. Бог дал, он  и  возьмет.

К р и к     с о в ы

ОФИЦЕР. Молчи, слепец! Волк давит дохлых зайцев.
СКРИПУЧИЙ. Людина - не скотина.
ОФИЦЕР. Философ?
СКРИПУЧИЙ. Наука - наша жизнь.

ОФИЦЕР. Слепец, ты «Капитал» читал?
СКРИПУЧИЙ. Весь капитал у богатеев, а у бедного люда (складывает комбинацию из трёх пальцев) «кукиш».
ОФИЦЕР (в сторону Скрипучего). Вот  стерва!..  Слепцы, я сохраню жизнь этой  девки  и  возможно ваши, если вы укажете  логово  бандита Реваки.

ХРИПЛЫЙ. Один Бог знает, где он.
СКРИПУЧИЙ. Ревак - ветер...
ВАСЮЧЕНКО (входит).  Ваше  благородие,  двоих  поймали.
ОФИЦЕР. Где  взяли?
ВАСЮЧЕНКО. Около  фольварка  Жуковского.

ОФИЦЕР. Давай  по одному. Драгуны  пусть мигом скачут  назад. Мне  нужен  еще один. Ты понял?  Пусть  рыщут  вокруг.
ВАСЮЧЕНКО. Слушаюсь. (Выходит.  Слышатся  ржание  и  топот  копыт коней  отряда  драгун).

З а т е м н е н и е.

Продолжение следует.


Рецензии