Испанцы в небе Воронежа

В середине семидесятых годов в Воронеже вышла книга Андрея Забелы и Виталия Жихарева «Крылья жар-птицы». В ней рассказывается о судьбе испанцев, которые защищали наш край в годы Великой Отечественной войны. Сейчас эта книга является библиографической редкостью. Ее экземпляр хранится в универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина. Писала об испанцах и газета «Коммуна».

   В конце июня 1942 года на защиту Воронежской области переброшен, заново сформированный в Тамбове, 208 штурмовой авиационный полк под командованием майора Леонида Викторовича Коломейцева.

В нем свои грозные штурмовики ИЛ-2 поднимали в воздух воины семнадцати национальностей. Рядом с советскими летчиками шли в бой машины двух испанцев: Александра Ивановича Герасимова настоящее имя Альфонсо Гарсиа и Арсения Росснадовича Седельникова, испанское имя,  Анселмо Сепульведа. В документах времен войны его часто называют именем Арсен. Встречаются документы с   отчеством Росендович.
 


        Биография испанцев очень похожа на судьбу семисот их соотечественников, воевавших в годы войны в Красной Армии. Они члены Испанской Коммунистической партии. Участвовали в гражданской войне в Испании на стороне республиканской армии.

 Анселмо Сепульведа и  Альфонсо Гарсиа, закончив летную школу в Советском Союзе, сражались с фашистами в небе Испании, на русских бомбардировщиках. Известно, что Альфонсо произвел на скоростном фронтовом бомбардировщике АНТ-40(СБ)  сто пять боевых вылетов.

После гибели республики в августе 1938 года летчики эмигрировали в нашу страну и добровольно вступили в Красную армию. Альфонсо Гарсиа в 1940 году,  принимая советское гражданство, попросил дать ему фамилию Герасимов, а имя – Александр Иванович. Это была фамилия советского летчика Героя Советского Союза Николая Семёновича Герасимова, выпускника Борисоглебского авиационного училища им. В. Чкалова, спасшего ему жизнь в испанском небе.

В документальной повести «Крылья жар птицы» этот эпизод описан так:

 «Испанский лётчик Гарсиа вёл самолет СБ на свой аэродром. Раздался голос стрелка-радиста: «Командир, сверху фашисты!» Загорелся мотор. Ещё секунда и пулемётная очередь прошила кабину радиста. Чудо, на которое надеялся штурман, появилось в виде зелёно-голубого И-15 («чато» – так называли испанцы советские истребители). «Мессеры» бросили жертву и метнулись навстречу истребителю. Герасимов не дрогнул и стремительно пошёл на сближение с головной машиной, на крыльях которой чернели кресты. Казалось, машины вот-вот столкнуться. В последнее мгновение немецкий лётчик не выдержал и взмыл вверх. И был тут же расстрелян. «Вива! – закричал Альфонсо. – Салуд, русиа!»

А неизвестный русский лётчик дрался с пятью фашистскими самолётами, заходя к ним то слева, то справа, не давая им возможности занять боевой порядок. Последнее, что видел Альфонсо, это крутой вираж «чато», двух насевших на него «мессеров», а затем – синий дымный хвост над штопорящим советским истребителем. На другой день командир эскадрильи майор Мендило сказал Альфонсо, что его спас советский лётчик, командир звена Герасимов».
 


  В Советском Союзе друзья служили летчиками – инструкторами в Тамбовской школе Гражданского Воздушного флота. В начале войны школа эвакуировалась в Среднюю Азию. Их боевой опыт пригодился при подготовке военных летчиков для армии. Отсюда добровольцами испанцы ушли на фронт, защищать свою вторую родину.

      24 июня 1942 года 208-й штурмовой полк расположился на прифронтовом аэродроме сначала в районе села Волово.  Затем его самолеты находились под Задонском, Селищем и Эртилем. С этих аэродромов летчики произвели с июля по ноябрь 1942 года 476 боевых вылета. Не раз штурмовики получали благодарности командования   за разгром танковых колонн, за уничтожение пехотных и кавалерийских частей венгров.

     3 июля 1942 года пилоты полка сдерживают огнем с воздуха танковые колоны врага, рвущиеся к Воронежу. В районе Землянск - Касторное группу наших штурмовиков атаковали истребители противника. Самолет ведущего Арсения Седельникова получил повреждения. Командир пошел на вынужденную посадку. Его ведомый старший лейтенант Афанасий Алексеевич Никишечкин сопровождал Седельникова, отбивая атаки истребителей. А когда тот произвел посадку на своей территории, он посадил самолет рядом и оказал помощь раненному в голову командиру.

    Из этого боя не вернулся командир звена старшина Борис Евсеевич Баст – это была первая потеря среди летчиков полка. Через два дня погибли в небе над Воронежем сержанты двадцатитрехлетний Владимир Павлович Старовойтов и командир звена воентехник 1 ранга Леонид Павлович Овчинников. Ему было чуть больше тридцати лет.

    Старший лейтенант Герасимов вместе с боевыми друзьями штурмует вражеские войска в районе Новосильское – Касторное, Семилуки – Подклетное, разбивает переправы у сел Малышево и Устье, совершает налет на аэродром в районе Землянска, где уничтожает огнем два немецких истребителя и зенитную пушку.  К середине июля на его счету 21 вражеский танк, 19 автомашин с грузами и 120 гитлеровцев.

 Не отстает от него и земляк капитан Седельников. Уничтожил он 5 танков, 5 автомашин, 6 зенитных точек, девять вражеских самолетов на земле, 4 переправы и до 90 врагов. Приказом № 35 от 14.08.1942 года Воронежского фронта летчики - штурмовики награждены орденами Красного Знамени. 


   На смену майору Коломейцеву, который уходит командовать авиационной дивизией, прибыл новый командир полка майор Степан Харитонович Марковцев.

 Он лично ведет наши илы на штурмовку переправ в районе сел Малышево и Рудкино. На бреющем полете летчики перелетели линию фронта и скрытно ударили по цели с вражеской стороны. На головы врага полетели сначала реактивные снаряды и бомбы, а на втором заходе Александр Герасимов, Арсений Седельников и другие летчики расстреливали фашистов из пушек и пулеметов. В самолет командира полка попал снаряд зенитного орудия. Используя высоту, Марковцев, с неработающем мотором, перелетел через линию фронта  и сел на своей территории у села Софьино Новоусманского района.

 Сопровождавший самолет  Александр Савченко приземлился невдалеке и вывез командира в люке фюзеляжа.
Каждый день, в любую погоду боевые машины поднимаются в воздух. Перерывы в полетах случались, только если машины находились на ремонте или на землю спускался туман.

      8 июля разведка доложила о большом скоплении танков в районе села Устье. На уничтожение врага штурмовиков повел в бой капитан Владимир Яковлевич Шамрай. Над целью его самолет получил сильные повреждения, но, несмотря на это, летчик привел группу на свой аэродром без потерь, выполнив задание.


     10 июля в полк не вернулся сержант Владимир Павлович Ярлыков. Родился он в  городе Иваново.
    27 июля летчики помогают огнем нашим наземным войскам в районе села Подклетное. На подходе к цели получил повреждения от зенитной артиллерии немцев ИЛ-2 старшего сержанта Константина Петровича Люкшина, но он продолжал выполнять приказ на неисправном самолете. Только после выполнения задания летчик пошел на вынужденную посадку, дотянув до своей территории.

 В этом бою погиб старший сержант Леонид Никонорович Ветров. На следующий день в полк не вернулись, после выполнения боевого задания в районе станции Рамонь, командир эскадрильи капитан Степан Федорович Богатов и старший сержант Николай Михайлович Инкин. Они возвращались на свой аэродром, выполнив задание, но были атакованы «мессерами». Похоронили штурмовиков у села Архангельские Борки в Липецкой области.

14 июля наши пилоты атакуют вражеский аэродром. Группа илов  уничтожила восемнадцать и повредила десять вражеских самолетов.

10 августа Арсений Седельников водил свое звено на штурмовку вражеских войск в районе города Коротояк. Удар илов по коннице венгров был точный, внезапный и стремительный. Обезумевшие лошади, сбрасывая с себя и давя копытами седоков, разбегались в разные стороны. Венгры не выдержали натиска штурмовиков и от страха бросили свои позиции.  В воздушном бою Арсений сбил вражеский истребитель, атаковавший его.

 12 августа при выполнении боевого задания, самолет старшего сержанта Люкшина, атакованный МЕ-109 получил большие повреждения. Сам летчик осколками снаряда получил ранения в голову и левую руку. Обливаясь кровью, Люкшин мужественно дотянул на самолете до своего аэродрома и произвел посадку.  На следующий день не вернулся с боевого задания старший лейтенант Никишечкин. Он так и не узнал, что  награжден орденом Красного Знамени.

   Авторы книги «Крылья жар-птицы» приводят еще нескольколько эпизодов из боевой жизни испанцев. На штурмовку переправы в районе Семилук Александр Герасимов повел два звена илов. Самолеты  скрытно подошли к цели. Через реку Дон по понтонному мосту шли танки и живая сила врага. Герасимов повел первую тройку на цель. Атакующие самолеты фашисты увидели, когда они уже начали их бомбить. Оккупанты открыли ураганный огонь из зенитных орудий.

В машину командира Герасимова попал снаряд, и лобовое стекло забросало маслом от перебитого маслопровода. Передав командование Александру Савченко летчик, повел раненный самолет домой. С большим трудом, ему удалось перетянуть через реку Воронеж и посадить самолет, не выпуская шасси, на брюхо.  Через реку проходила линия фронта и вокруг самолета начали рваться снаряды. Летчик вылез из кабины и успел быстро добежать до наших окопов под защиту пехоты, а самолет сгорел.

Приводят А. Забела и В. Жихарев и забавный случай, произошедший с Седельниковым: «Над целью его самолет подбили, пришлось сесть в поле. Работающие неподалеку колхозники подбежали к машине, и Седельников спросил у них, где он находится. От волнения он говорил с сильным акцентом, и, естественно, люди отнеслись к нему с недоверием, зная, что немцы иногда летали на наших самолетах.
- Ты кто-немец? – спросил один из них.
- Нет, я испанец.
А, и вы против нас полезли?
С этим возгласом старик схватил летчика за грудки и начал осыпать тумаками. Подключились и другие. Неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы не сел Константин Иванов, который вызволил товарища из беды. На аэродром Седельников вернулся с синяком под глазом, но удивительно веселый, с искорками в глазах»
 
Арсений Росснадович Седельников  испанское имя  Анселмо Сепульведа
    Так проводя разведку, штурмовку вражеских позиций летчики воевали на воронежской земле до ноября 1942 года. Фашисты боялись наши «летающие танки», именно с танками по огневой мощи, можно сравнить «Ил-2» и называли их «черной смертью».

   В ноябре полк получил приказ перебазироваться под Сталинград. Здесь 23 декабря 208 ШАП потерял двух лучших летчиков. Не вернулись с боевого задания кавалер ордена Красного Знамени капитан Николай Петрович Александров и капитан Седельников, награжденный орденами Красного Знамени и Отечественной войны II степени.

Он родился в 1915 году в городе Сан-Клементе в Испании. Не стало отважного сына испанского народа Анселмо Сепульведа, носившего на русской земле имя Арсений Седельников. Дело было так: летчики обнаружили танковую колону врага, движущуюся к Сталинграду. В первом заходе на цель они сбросили бомбы.

Развернувшись, штурмовики повторили атаку и  ударили по врагам шестнадцатью реактивными снарядами. После этого они начали обрабатывать колону, стреляя из пушек и пулеметов по захватчикам. Атакуя, самолет Арсения из пике не вышел.  Не вернулся к своим и самолет Александрова.

     208 штурмовой Станиславский орденов Суворова и Кутузова  авиационный полк испанца  Герасимова после боев под Сталинградом сражался на Орловско-Курской дуге, громил врага под Харьковом и Киевом, освобождал города Бердичев и Станислав,  Львов, Краков, Кошице (Словакия), поддерживал наши войска огнем при штурме Праги.  Грудь штурмана полка майора Герасимова украсили боевые  два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны II степени,  орден Александра Невского III степени. Семьдесят три летчика полка отдали свои жизни за победу над врагом.

     После войны Александр Иванович с женой приезжает на постоянное место жительства в село Садовое Аннинского района Воронежской области. Видно тянуло его в наши места, где в годы войны находился его аэродром. В селе работает, бывший летчик, сначала диспетчером, а затем начальником автоколонны.  В 1974 году многодетная семья переезжает в Липецк. Герасимов трудится заместителем начальника  трансагенства. Здесь и сейчас живут его многочисленные потомки.

на снимке Александр Иванович Герасимов


Рецензии
С радостью прочел Ваш интереснейший материал, спасибо за него и особенно за фотографию. Творческих удач и здоровья. С уважением МНФ

Николай Мринский   19.11.2016 11:37     Заявить о нарушении