Портрет. часть 2

Картина третья.
Под деревом в лучах восходящего солнца сидит крылатая беременная женщина с короной на голове. Под ногой у нее луна, руках треугольный щит, на щите изображена птица. Женщина аллегория переменчивой природы.

Чартков, проснувшийся от стука, некоторое время лежит на своем диване. Его голова пребывает в состоянии пудинга. Мастерская заполнена тусклым светом, убивающим живопись, и сыростью, которая проникает во все щели.
«Точно ли это был сон»? – думает Чартков. Он сжимает руку, в руке вместо золота пустота.. «А может быть это очередной сон»? Он закрывает глаза, чтобы вернутся в ту реальность, где у него вместо холода и нищеты есть тысяча золотых. Закрыв глаза, художник некоторое время лежит неподвижно как мертвец. Потом слышит голос.
 
Голос: « Вот какой у меня художник живет, вот не платит за квартиру, не платит и все»!
Чартков открывает глаза, перед ним стоит Чернецкий (или фантом Чернецкого). Чартков проводит рукой перед глазами, фантом не исчезает.
Видение. Я стучу, стучу, так у вас открыто.
Чартков. Изыди, черт, изыди! (Творит крестное знамение).
Чернецкий. Мы к вам с господином Мизиным, квартальным надзирателем, вчерась заходили, так вас дома не было. Нехорошо получилось.
Чартков. (Принимая реальность).  Дела у меня разные…. В академии там… и все такое….
Чернецкий. Квартальный надзиратель лицо должностное, ему понапрасну ходить невозможно.
Чартков. В ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ художеств. (Встает).
Чернецкий. Нынче вечером мы будем делать к вам повторный визит, так что соизвольте быть при полном параде.
Чартков. А коли у меня и сегодня дела?
Чернецкий. Ничего не хочу знать! соизвольте быыыть.
Чартков. Что ж если нет денег? Подождите, я заплачу.
Чернецкий. Мне, батюшка, ждать нельзя. У меня вот Потогонкин подполковник живет, семь лет уж живет; Анна Петровна Бухмистерова и сарай и конюшню нанимает на два стойла, три при ней дворовых человека, вот какие у меня жильцы. У меня нет такого заведения, чтобы не платить за квартиру.
Чартков. Да чем же платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша. Вот получу приличный заказ, так сразу…
Чернецкий. Нет, раз уж подрядились платить, так извольте заплатить своевременно.
Чартков. А может возьмете пока картинами?
Чернецкий. Нет, господин художник, за картины спасибо. Разве что капусту ими закрывать. Добро бы были картины с благородным содержанием, чтобы можно было на стену повесить, хоть какой-нибудь генерал со звездой или князя Кутузова портрет, а то вон мужик в рубахе: Никитка краскотер. Еще с него свиньи этакой портреты рисовать. Да я ему шею наколочу. Куда он цепь собачью дел? Куда гвозди из задвижек девал, мошенник. (Никита выглядывает из-за драпировок).
Чартков. Мы цепь вашу собачью вернем. Нам для натуры только…. Раба Помпеянского. Сами  дали.
Чернецкий. Сам дал, сам взял.
Чартков. Никита!……Никита!!
Чернецкий.  (Смотрит на  картину). Зачем тут черно: усы такие или табаком засыпано?
Чартков. Тень.
Чернецкий. Под носом слишком видное место. Надобно в другом месте тень на плетень наводить, а под носом слишком видное место.  (Смотрит другую картину). Ишь ты! Ну, надо же…Добро бы комната была прибранная, опрятная, а то со всем сором и дрязгом какой не взялся.  Надо же так комнату у меня захламить. Да еще малевать ее в таком виде. Ну, просто стыд и срам.
 Да у меня по семи лет полковники живут. По семи лет! Бухмистерова Анна Петровна и сарай и конюшню нанимает на два стойла….. Эх, нет хуже жильца, как живописец: свинья свиньей живет, просто не приведи Господь. (Смотрит на анатомические студии). Бабы у него голые на стенах висят, мужики, в чем мать родила…. Стыд, срам, Содом и Гоморра. Ну, просто Содом и Гоморра.
Никита. А господину Мизину понравилось.
Чернецкий. Ах ты, сын собачий, дурилка синий нос, вот ты где. А ну иди, иди сюда мошенник. (Манит Никиту пальцем).
Никита. Не выйду. (Прячется за портрет).
Чернецкий. Чей это портрет? Экий Громобой!  С кого вы его писали?
Чартков. А это с одного….
Чернецкий. Уж страшен слишком. Будто он и в самом деле такой страшный, ахти, да он просто глядит. Эх, какой Громобой!
Чартков. Мне деньги за него обещали.
Чернецкий. Деньги?
Чартков. Деньги…..
Чернецкий. Возьму ко я его себе. Знаю вас художников, съедите не заплативши.
Чартков. На что он вам?
Чернецкий. В кладовой поставлю мышей пугать. Развелося их массся все жрут и жрут. (Забирает портрет).
Никита. Не дам. (Хватается за портрет).
Чернецкий. Ах ты, краскотер! А ну пусти! Зашибу!
Никита. Он на дедушку моего похож.
Что-то упало, звякнуло. Чартков проворно прикрыл упавшее драпировкой.
Чернецкий. Никак деньги зазвенели?
Никита. Деньги?
Чартков. Какие деньги?
Чернецкий. Да такие деньги, которые звенят.
Чартков. А вам какое дело знать, что там звенит.
Чернецкий.  Какое дело…. Такое дело. Что вы должны заплатить мне за квартиру. У вас есть деньги, да вы не хотите платить. Вот какое мое дело.
Чартков. Цепь это. Цепь созвякала. Цепь…. Цепь.  Вот она ваша цепь. (Подает цепь Чернецкому). Извольте получить. ВАШУ ЦЕПЬ.
Чернецкий хочет взять цепь, но не хочет отпускать портрет.
Чартков. Тут кое, что подправить надо: халат, с рукой поработать.
Чернецкий отпускает портрет. Никита ставит портрет на место.
Чернецкий. Вечером мы будем делать вам визит. Соизвольте быть…..  Дверь закрывайте. (Уходит, гремя цепью).
Чартков. Слава богу. Унес его черт.
Никита. Унес, унес… и цепь тоже унес.
Чартков. Дверь закрой.
Пока Никита закрывает дверь, Чертков вынимает золотую монету.
Чартков. Вот тебе Никита золотой. Купи ка ты Никита колбасы.
Никита. (Удивленно смотрит на монету). А может, еще чего ни будь купить?
Чартков. Икры….
Никита. Черной.
Чартков. Икру пускай мужичье сиволапое употребляет. Ты, вот что Никита, ты купи Никита ананас.
Никита. Ананас?
Чартков. (Выпроваживая Никиту). Давай, давай, давай….
Никита. Ананас? Ананас! А на нас.  (Уходит).

Чартков, закрывает двери, обследует раму, нет ли еще в ней денег. В раме был желоб, задвинутый дощечкой. Дощечка сломалась и деньги выпали. Других тайников в раме нет.
Чертков начиняет считать деньги, но быстро сбивается. И он просто перебирает злато, наслаждаясь его блеском.
Чартков. Наверное, тут тысяча, целая тысяча червонцев. Целая тысяча. Это же, какие деньги? Целая куча денег! Что мне сними делать?
Эх, чей бы ты не был дедушка, а я поставлю тебя в золотую раму.
Теперь я обеспечен, по крайней мере, года на три, могу запереться в комнату, работать. Работать, работать и работать. На краски у меня есть; на обед, на чай, на содержание, на квартиру есть; мешать  никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформирую ножки, поставлю Венеру. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу. И если поработаю, то зашибу их всех! Эх ма каким славным я буду художником.
 Видали вы картину Чарткова? Какая быстрая кисть у Чарткова! Какой сильный талант у Чарткова!
Чартков живо описывает в своем воображении свой будущий УСПЕХ, и все приятные вещи с этим успехом связанные.


Картина четвертая.
На дорогом кресле сидит почтенный мужчина при деньгах. В руках богача скипетр со знаком юпитера. У ног его лежат деньги. Он хозяин. Хочет брать – берет, хочет давать – дает.
По Невскому проспекту идет Никита с покупками.  Снова по невскому проспекту идет Никита за ним чинно шествует Чартков. На следующий день опять Чертков и Никита на невском проспекте: Чартков впереди за ним Никита с покупками. Очередная картина: Чартков богатым франтом выходит от портного, идет по невскому гоголем.
Пятый день богатства: Меланхолически настроенный Чартков в новом цилиндре гуляет по невскому проспекту, смотрит на прохожих в лорнет. Шестой день: Чартков навеселе после шампанского (новый галстук съехал на бок), где-то вдалеке среди дам, пьяный Никита. Седьмой день: Чартков летит по невскому проспекту, По невскому проспекту летит Чартков.

Шикарная мастерская на невском проспекте. По обстановке видно, что хозяин только что переехал; дорогая мебель еще не расставлена. Новый хозяин Чартков лежит на кушетке, бредит во сне.
Чартков. Плюмбум…… Плюмбум!  Плюмбум аурум! Белила…..белила, киноварь!
Появляется Никита в белых перчатках, достает брегет, заводит. Раздается звонок.
Чартков. Уйди! Уйди! Уйди несчастный. Кыш!
Никита достает колокольчик, звонит. Чартков просыпается, надевает цилиндр, протирает глаза.
Никита. (Достает бумагу, читает). Вставай те, ва ше си я тель ство, вас ждут великие де ла. Аполлон взошел на не бесную т вердь…твердь..
Чартков. Что за чертовщина?  Чего ты несешь.
Никита. Аполлон это я. Сами вчерась написать изволили, вот и несу. В камергеры меня произвели…..Теперереча я Аполлон, а не Гатамелат какой-нибудь. Перчатки вот белые. Мне нравится….
Чартков. В камергеры? В камердинеры, болван…. ОО оооо  (Хватается за голову, цилиндр падает на пол).
Никита-Аполлон. Да какая разница… перчатки вот белые и ладно.
Чартков. Ууууух Плохо мне, братец….. нехорошо мне чего-то… ОО оооо.
Никита-Аполлон. Мутит?
Чартков. Мутит…
Никита-Аполлон. Все ресторасты эти: французы макаронники, лягухи то у них в кастрюлях так и булькают, так и булькают. Говорил я вам: ананасы с кашей до добра не доведут. Так вы опосля огурцы соленые с конфектами употребляли. Борду закусывали.
Чартков. Ух, зараза. (Трет виски).
Никита-Аполлон. Опохмелиться бы надо.
Чартков. Сон у меня был тяжелый. Таблица, какая то снилась, все элементы, какие то…Чертовщина всякая. И в голове шум какой-то.
 Никита-Аполлон. Это от шампанского с ликерсами,  потом дамы с цветочками…ну и все такое…
Чартков. Какие дамы?
Никита-Аполлон. Известно какие…. Коммерческие. Их по Невскому целая шушера бродит, а вы их того…. Конфектами…. Вот они и налетели как мухи. Ну, и пришлось их того…. Оприходовать.
Чартков. Сколько?
Да кто их разберет… сколько… Особо по пьяному делу. Много их по невскому шастает: туда сюда, туда суда… Были бы деньги, а девки найдутся. А у нас, их куры не клюют.
Чартков. Да что же это за жизнь такая: денег нет – плохо, деньги есть – еще хуже. Ух…
Никита-Аполлон. А может водочки?……….. Или рассолу капустного?
Чартков. Оставь. Газету лучше давай. Одна она меня лечит.
Никита-Аполлон. (Достает газету, просматривает). Сдаются нумера…. Умный человек ищет дураков для вразумления….. Кухарка ищет место….  Белошвейки чистоплотные и прочее…. натурщицы нам надобны. Психеи там разные, Афродиты….
Чартков. Не томи.
Никита-Аполлон. Изобретение новейших сальных свеч…. Вот нашел: О необыкновенных талантах Чарткова.
Чартков. Читай уже!
Аполлон. Спешим обрадовать образованных жителей столицы прекрасным, можно сказать, во всех отношениях приобретением. Все согласны в том, что у нас есть много прекраснейших физиогномий и прекраснейших лиц; но не было до сих пор средства передать их на чудотворный холст; для передачи потомству; теперь недостаток этот пополнен: отыскался художник соединяющий в себе что нужно. Это об вас значит такое написано.
Чартков. Хорошо. (Улыбается, ему становится лучше). Ты читай, читай далее.
Аполлон. …. Художник, соединяющий в себе все что нужно! Теперь красавица может быть уверенна, что она будет предана со всей грацией своей красоты воздушной, легкой, очаровательной, чудесной, подобной мотылькам, порхающим по весенним цветкам.
Чартков. Про мотыльков это хорошо. Хорошо! Черт. (По мере прочтения текста состояние Чарткова улучшается).
Аполлон. Во истину хорошо……(Продолжает читать). …..Своей красоты воздушной, легкой, очаровательной, чудесной, подобной мотылькам, порхающим по весенним цветкам. По весенним цветкам. Почетный отец семейства увидит себя окруженным своей семьей. Купец воин гражданин, государственный муж – всякий с новой ревностью будет продолжать свое поприще.
Спешите, спешите, заходите с гуляния, с прогулки, предпринятой к приятелю, к кузине, в блестящий магазин, спешите, откуда бы не было. Великолепная мастерская художника уставлена вся портретами его кисти достойной Вандиков и Тицианов.
Чартков. Тицианов. и Вандиков. Замечательно!
Аполлон. Не знаешь чему удивляться; верности ли и сходству с оригиналом или необыкновенной  яркости и свежести КИСТИ.
Хвала вам художник! Вы вынули счастливый билет из лотереи. Виват, Андрей Петрович!
Чартков. Виват, Андрей Петрович! Отлично!!
Никита.   Прославляйте себя и нас. Ну, тут далее…. Да…. А где же портреты?
Чартков. Какие портреты?
Никита.  Ну, тут написано: мастерская художника уставлена вся портретами. А портретов то того…. Нет.
Чартков. Оставь. После, после. Придумаем, что ни будь.
Чартков ходит по комнате, ерошит себе волосы, то садится на кресла, то вскакивает, представляя, как он будет принимать посетителей. Время, от времени повторяя: «Тицианов. и Вандиков. Вандиков и Тицианов. Виват, Андрей Петрович!»
Никита. (Продолжает читать). Прославляйте себя и нас. Мы умеем ценить вас Всеобщее стечение, а вместе с тем и деньги, хотя некоторые из нашей же братии журналистов и восстают против них, будет вам наградою.
Чертков походит к холсту, производит над ним лихую замашку кисти, пробуя сообщить, грациозные движения руке.
Чартков. Как, хорошо? А?
Никита. Портретов нет, а так хорошо.
Чартков задумывается.


Рецензии