Заметки дилетанта
Истоками нашей внушаемости являются исторически сложившаяся организация управления обществом, основанная на центристских принципах, единоначалии и строгой вертикали власти. «Монархическая» психология («барин приедет, он и рассудит»), веками формировалась и насаждалась в мировосприятие всеми народами, обитающими в огромной империи, и передавалась из поколения в поколение на генном уровне.
Не в меньшей степени формированию нашего менталитета способствовала вся система воспитания и образования,. основанная не на активизации мышления и познавательной деятельности, а на заучивании и безусловно точном воспроизведении идеологических догматов. Плодами такого воспитания и образования стало поколение, неспособное к аналитическому мышлению, поиску альтернативных вариантов развития, креативно мыслящих, но духовно зависимых и конъюнктурно ориентированных людей.
Многие ли писали школьные сочинения на основе анализа прочитанных первоисточников? По своему опыту знаю, что нет. Пользовались, как правило, готовыми аналитическими статьями и оценками, навязанными нам авторами учебников или, в лучшем случае, авторами «дополнительной» литературы, имеющейся в библиотечном фонде. Ну а чаще всего пользовались уже готовыми сочинениями, написанными и многократно переработанными нашими предшественниками.
Многие ли, изучая философию и готовясь к семинарским занятиям, читали и конспектировали труды Гегеля, Фейербаха и других философов, разрешенных вузовской программой? А кто из «нормальных» студентов конспектировал первоисточники трудов классиков марксизма-ленинизма? Мы судили о зарубежных фильмах, не имея возможности их просмотра; мы говорили об авторах, никогда не читая их произведений. И в этом случае, мы пользовались готовыми штампами и оценочными суждениями, которые генерировали адепты унифицированной идеологии.
Так благодаря их усилиям в течение многих лет формировалось единомыслие и умственная леность, формировалось общество, в массе своей неспособное к аналитическому мышлению и объективной оценке событий. Плоды такой «закалки» мы ощущаем и в наши дни, несмотря на относительную свободу СМИ, интернет и декларируемую демократизацию общества.
Со всей очевидностью косность мышления проявляется при оценке отдельных исторических событий и нашей истории в целом, основанной на субъективных суждениях, откровенных мифах, замалчивании очевидных фактов. Для большинства легко внушаемых сограждан подобного рода история не более чем проекция определенных событий на одной плоскости.
Однако для духовно независимых и свободомыслящих людей, кто во всем, что происходит в обществе, ищет первопричину; кто склонен к инакомыслию и сопротивлению, такого подхода к оценке исторических событий будет явно недостаточно. Для этих людей необходимо не навязывание мифов, а объективное, политически и идеологически не заангажированное объемное отражение событий, их осмысливание под разными ракурсами.
Односторонний подход к оценке исторических событий может служить благодатной почвой для манипулирования сознанием людей и при определенных условиях к углублению раскола в обществе.
Следует признать, что метастазы принятых ранее политических решений относительно территориальных границ Украины глубоко проникли в ткань современной политической жизни, характеризующейся отсутствием единства взглядов на свою историю и национальной разобщенностью, подогреваемой амбициозными намерениями лидеров отдельных политических сил.
Болезнь зашла настолько далеко, что операбельное лечение становится уже невозможным. Выход может быть только один – дать исторически сложившимся территориальным образованиям (Западная Украина, Юго-восточная Украина, др.) право самостоятельного осмысления своего исторического прошлого без его навязывания своим соседям.
Надо закрыть страницу в летописи прошлых событий нашего государства. В конце концов, история – это надстройка, а базисом все же остается экономика, в развитии которой должны быть заинтересованы все регионы и все политические силы.
Другое дело, история нашего времени, когда летописцы должны руководствоваться не демагогическими доктринами советской власти, а сбалансированным подходом к оценке исторических событий под разными ракурсами, что позволит создать объемную картину современности в сознании будущих поколений.
Неспособность к самостоятельному аналитическому мышлению и объективной оценке событий большинства наших граждан проявляется и в процессе их участия в избирательных компаниях.
Чем руководствуются рядовые граждане, практически отстраненные от политической жизни, голосуя за ту или иную политическую силу или отдельных депутатов? Не столько биографическими сведениями кандидатов или их программными обязательствами, которые, как правило, трудно реализуемы, сколько своими протестными настроениями, отдавая при этом предпочтение тем, кто обещает много «хлеба и зрелищ», кто обаятелен, речист или оппозиционно настроен к власти.
На избирательные компании тратятся огромные средства. Чем больше средств будет потрачено на пропагандистскую кампанию, тем больше эффект внушения. И наш избиратель, унаследовавший исторический опыт различных пропагандистских кампаний, уже в который раз доверится не профессионалам, не талантливым, честным, образованным и интеллигентным людям, а опять «кухаркам» в политике с низким уровнем общей культуры, догматикам, лишенным всяческой инициативы, но зато в совершенстве овладевших искусством риторики и «зажигательного» слова. Вот если бы за этими словами следовали бы дела!
Сейчас много говорят о реформах. Реформаторы стали «движущей силой» нашего общества. Пока медленно, хоть и со скрипом, но эта закостеневшая коррумпированная государственная машина начинает демонстрировать какие-то признаки жизни. Для того, чтобы этот процесс приобрел устойчивость, необходимо реформировать все узлы и агрегаты механизма государственного управления, включая судебную систему, прокуратуру и др.
Однако, нет сомнения, что самым слабым звеном в этом механизме и, в то же время наиболее важным, является система воспитания и образования. Результаты реформирования этого блока (при эффективном их проведении) будут ощутимы через десятилетия, когда на арену общественных отношений выйдет новое поколение, получившее современное образование и воспитание. Не зря пророк Моисей перед тем, как войти в Святую землю 40 лет водил по пустыне своих соплеменников, чтобы вытравить из них все признаки рабства и сделать их по-настоящему свободными людьми.
К сожалению, в этом блоке государственного механизма делается крайне мало. По-прежнему, в образовании доминируют книжники и догматики, поборы и взяточничество, единомыслие и пропаганда ложных ценностей. Вряд ли такую среду можно считать благодатной для подготовки самостоятельно мыслящих, моральных, образованных и интеллигентных людей, которым суждено жить в обновленной Украине.
Кадры решают все. Возможно, это утверждение также можно отнести к разряду символов коммунистического прошлого, если вспомнить об авторе, которому оно приписывается. Однако независимо от политической конъюнктуры этот лозунг не теряет своей актуальности и в наши дни.
23.04.2015 г.
Свидетельство о публикации №215042501000
просто перемёрло.И,кроме того,это уже избитый трюизм и не стоит ссылаться на эту
байку.
Творческих удач.
Анатолий Любарский 23.01.2019 13:50 Заявить о нарушении