Беседы о педагогике
- Тебе когда-нибудь приходилось на рабочем месте спать?..
Я и не сразу понял, о чём речь. А потом вспомнил…
- Когда я в речном училище работал, приходилось раз в месяц заступать на суточное дежурство... Тогда приходилось в кабинете часа по два кемарить... У нас же курсанты в общежитии жили на казарменном положении... даже те, кто в Перми проживали... такой вот был порядок... Ну, и приходилось их караулить... чтобы не натворили чего... чтобы «страршаки» молодых не обижали... Девчонки «со стороны» порой сами к парням рвались... Да ещё и девчоночья рота была...
И тут я стал вспоминать разные истории из своей педагогической практики.
Каждой весной, когда шли выпуски курсантов, то они по «давно сложившейся традиции» таскали якоря, которые были для красоты, солидности и «статуса» училища установлены у входа... То в Егошихинский лог спустят... То упрут к соседскому общежитию, где девчата из другого училища проживали и подопрут двери... то на трамвайные рельсы поставят... Однажды вообще в трамвай затащили...
Обычно, на утро, в училище начинали поступать звонки, и возмущённые «пострадавшие» требовали навести порядок и забрать своё имущество...
«Забирать имущество» чаще всего отправляли первый курс... А каждый такой якорь весил килограмм по 400...
Что только не придумывали, чтобы якоря не таскали: на цепи приковывали... на сварку садили... чуть ли не круглосуточную охрану приставляли… Нет!!!... Всё равно таскали!!!...
- А как вообще началась твоя педагогическая деятельность? Что ты испытал, впервые входя в учебную аудиторию в качестве преподавателя?
- Преподавателем я стал в Пермском авиационном техникуме. Всё для меня было впервые. Первые занятия. Моя первая группа, где я стал классным руководителем…
- Интересно, какова была реакция твоя и твоих студентов, когда ты впервые зашёл в аудиторию?
- Тут, наверное, больше реакция девчонок интересна... Они тогда уже на втором курсе учились... От их группы отказался классный руководитель... не любили они друг друга... А тут им сообщают, что в техникум приходит молодой преподаватель и он станет вашим классным папой... Парни восприняли, в основном, скептически, но готовились к «проверке» молодого педагога на «вшивость» (прошу прощения за такое слово, но у них это именно так и называлось)... А девчонки... те шушукались между собой и тоже «готовились»... Старались как можно больше информации первичной собрать (сколько лет, женат ли, каков из себя, ну и т.д.)... К моему приходу причепурились, приоделись... каждая, видимо, хотела «показаться»...
А я, впервые входя в аудиторию в качестве преподавателя, страшно переживал и боялся одного: вдруг забуду то, что по предмету рассказывать должен... И не было у меня в голове никаких других мыслей... Впрочем, был, конечно, ещё страх - как примут...
Тем не менее, приняли, может, чуточку настороженно, но вполне дружелюбно... Я уж не помню тех первых фраз, что им тогда произнёс, но понял, что они сразу прониклись ко мне доверием... и «традиционных испытаний» не устраивали... Не было проверок... Мы часто почти всей группой оставались после уроков... говорили на разные темы... придумывали, как провести вечера... сценарии писали, репетировали... И даже те, кто до этого держались в стороне, стали тоже со всеми участвовать...
У меня в памяти просто ещё оставался опыт и воспоминания о нашей группе в Соликамском горно-химическом техникуме... Да и опыт «Прометея» - лагеря труда и отдыха старшеклассников - помог хорошо... И в техникуме, и в «Прометее» нам же многое доверяли... Над нами не стояли и сверху не указывали... А нам самим придумывать и воплощать придуманное в какой-то результат, было очень интересно... Вот и в авиатехникуме я хотел так же строить отношения... Пусть, может, и не всё, но многое получилось...
Когда я первый раз зашёл «преподавателем», у меня и коленки дрожали, и голос... и во рту пересохло... и сердце колотилось бешено... Но они, эти «мои дети», видать почувствовав моё волнение, сами того не желая, помогли мне... Знаете, как они ответили на моё "Здравствуйте!"?... – «Здравствуйте, Евгений Александрович!» - отрепетированным хором... А не так, как обычно принято было: «Здравствуйте, товарищ преподаватель!»... И мне сразу легче стало...
А ещё меня очень смущало то обстоятельство, что я первый месяц вёл занятия, почти не отрываясь от конспекта... Я, порой, рассказывал то, что сам до конца не понимал... Понимание предмета пришло месяца через два... А методику преподавания я только через год немного освоил...
Когда через месяц моей «пед.деятельности» ко мне на урок пришёл наш ст.преподаватель, нач.цикла, то после уроков оставил меня у нас на кафедре «тет-а-тет»... И так мне всыпал!!!
- Ночь не спи! Не понимаешь - зубри! Но чтобы я тебя на уроках читающим по конспекту не видел!..
И я «взялся за себя»... Через неделю после этого в конспект заглядывал только для того, чтобы план урока подсмотреть... не пропустил ли чего...
- А разве бывают преподаватели, которые свой предмет не понимают?..
- Конечно, бывают... И очень часто, как мне кажется... Я ту же эл.технику ещё в техникуме проходил, да на втором курсе института... Многое мимо ушей пропускал... не сильно вдумывался в содержание и, тем более, в понимание предмета... Мне не больно-то и надо было... А когда сам стал преподавать, то понял, что я в этом предмете - полный профан!.. Вот и пришлось всё заново учить и разбираться... И, порой, понимание приходило не сразу, а через некоторое время... Я не стеснялся спрашивать у более маститых «преподов» что да как... Самое смешное, они, порой, сами терялись от моих вопросов... Начинались дискуссии... Они уже между собой начинали спорить и доказывать кто из них прав...
- А тогда каким образом ты стал преподавать? Пришёл… Тебе предложили… мол, «некому у нас… Осилишь?» И ты утвердительно кивнул головой?.. Ты - смелый человек!..
- Нет, конечно. Я когда в институте «комсомолить» заканчивал, стал думать, куда дальше двигать... На кафедру возвращаться не хотел (из-за события, связанного ещё с отчётом моим в «Уралкалии» - об этом отдельный рассказ)... А у нас один из бывших факультетских комсоргов в авиатехникуме комсомолил... Вот он и предложил... Я, конечно, сильно сомневался в своих силах... Несколько раз ходил туда... разговаривал с преподавателями, с директором, завучем... И, видимо, почувствовал, что смогу... Так вот и решился...
- А что произошло с «Уралкалием»?
- Я тогда ещё в институте на кафедре ст.инженером работал... У нас была тема по 2-му и 3-му Березниковским калийным комбинатам... Мы по креплению выработок работали... Надо было отчёт в «Уралкалии» сдавать... Отправили меня... Гл.инженер «Уралкалия» прочёл наш отчёт... и заявил: «Вы нам сделайте обоснование, что выработки крепить не надо! Стоят же первые калийные комбинаты в Березниках и Соликамске больше полста лет и ничего с ними не происходит»...
Уехал я из Березников с неподписанным отчётом... И понял, что наука, которой я занимался со второго курса, никому не нужна... Вот тогда-то я и согласился на комсомольскую работу уйти... а потом на кафедру возвращаться уже не захотел...
Спустя несколько лет 3-й Березниковский комбинат затопило... В Соликамске наша 2-я школа развалилась из-за проседания почвы... А недавно провал грунта на 1-м Березниковском комбинате вызвал сильнейшую техногенную катастрофу, которая поставила на грань разрушения часть Березников...
Вот тебе и «не надо крепить»…
Свидетельство о публикации №215042501269