Матери - негероини

      Мать-героиня, сколько славы и чести выпало на долю этих женщин, медаль на грудь, льготы разнообразного характера. Родить и вырастить 10 и более детей! Честь и слава? Нет.
 
      Многие годы я работала в Научно-исследовательском институте, занимались мы вопросами перинатологии ( период до- и после родов). Группа микропедиатров всерьез занималась так называемыми отдаленными последствиями, изучая физическое и психическое здоровье малышей, родившихся от подобных героинь, а мы - гинекологи были заняты изучением здоровья матери . Выяснился прискорбный факт:  поздние детки, родившиеся от 5-6-х  родов, слабенькие физически, отстают от сверстников в умственном развитии, если -  не однозначные уроды. Особенно, в азиатских республиках, где приняты еще и близкородственные браки.
 
     Женщины, которые в азиатских традициях, для того и предназначены, чтобы рожать детей, постоянно и регулярно должны подчеркивать свою состоятельность в деле деторождения, а главное, состоятельность их мужей, как мужчин. Исследования показали, что в 45 лет, эти женщины становятся бабушками, продолжая и дальше рожать, пока Бог дает. А Бог дает, не всем, правда. Зачастую, дядя или тетя, моложе племянников.  Так вот, исследования, ( не буду касаться подробностей), показали, что строительного материала в организме для каждого последующего ребенка все меньше,( при рождаемости чаще, чем раз в 3 года), а здоровье матери катастрофически ухудшается с каждым следующим ребенком. Сами посудите: год кормления - новая беременность и т.д. Что же остается здесь из ресурсов для восстановления?

     Пару случаев из практики, чтобы Вас, мой читатель, развлечь. Будучи студенткой, я летом вместе с однокурсниками делала подворные обходы. В одном дворе увидели кучу чумазых и полуголых детишек разного возраста. Спрашиваем у молодухи: "Это ваш ребенок?" Вроде, да, ее. Следующий, следующий... Наконец, она поднимает голову наверх, где на балконе сидит свекровь, и спрашивает:" Мама, это Ваш ребенок или мой?"

    Увидев наше изумление, она смеется: " Да, какая разница-то? Вместе растут. Кто эту грязь считает-то? Бог дал, Бог взял."  Женщина, оказавшаяся бесплодной, - изгой. В голову никому не приходит, что бесплодным может оказаться муж. Попытки намекнуть, что в первую очередь надо мужа обследовать, приводят к неописуемому гневу царя природы.

     Стою как-то в нашем большом дворе, а на возвышении-супе проходит состязание узбекских мужчин-острословов - аския. Женщины не допускаются. Мужчины весело поддевают друг друга, и первыми при этом гогочут. Вдруг один из них говорит: "Шарип-ака, что-то Ваша жена давно не рожала!".  Гомерический хохот. Спрашиваю у мужа, правильно ли я поняла и над чем здесь смеяться, простите?  Да, да, я все правильно поняла, но вообще-то - это не для женских ушей. Спрашивается, что смешного в том, что женщина не может больше рожать, или, что ее муж не способен больше к зачатию? Смешно им. Ни о каком планировании семьи речи здесь нет. Не может рожать, возьмем молодую.

     Пригласили меня как-то проконсультировать женщину, которая давно не встает с постели. Узнав, что она моя ровесница, я,  тихо и молча,  изумилась. Выглядит  древней и беззубой старухой. Были лет 5 назад боли в суставах, слегла и больше не делала попыток встать. Я ей говорю, надо потихоньку разрабатывать застывшие от неподвижности - гиподинамии суставы, все так запущено, будет нелегко. А она мне в ответ: " А зачем, я мать- героиня, родила и воспитала для государства 10 сыновей. Вот, пусть теперь невестки ухаживают, это их обязанность."

    Ребенок - не кукла, не живая игрушка. Родить может и кошка. Дитя надо с любовью растить,  воспитывать, читать ему сказки, разговаривать с ним.  Дать ему воспитание, образование, вырастить полноценного члена общества. Возможно ли это при наличии в семье 10-и  и более детей и уже народившихся внуков? Нет. Однозначно. И деньги здесь ни при чем, хотя без них, совсем худо.
 
    Протирая по весне окно, слышу из окна перепалку двух соседок. Одна из них, исчерпав все аргументы, кричит другой проклятие: " Чтоб твои дети высохли!".  Тут я не выдержала. Высунулась по пояс и говорю по-узбекски: " Детей-бы в покое оставили. Не боитесь, что ваши слова вам назад в рот вернутся?"

     Однажды поступила ко мне по скорой пациентка с нарушенной внематочной беременностью. Оперировать и немедленно. Кровь - ведь не вода, ее у женщины всего 4-4,5 литра. Выльется, назад не воротишь. Пациентка говорит, что без согласия мужа делать операцию она не разрешает. Я была еще неопытна в таких житейских ситуациях. Узнав, что живут они рядом и муж дома, я посылаю санитарку за ним, но начинаю мыться на операцию. Привели. Я выхожу уже в операционном костюме. Ситуацию объясняю, если не оперировать, погибнет однозначно.

- Вы доктор, можете гарантировать, что она дальше рожать будет?
- Сколько у Вас детей?
- Это Вас не касается. Сколько есть, все мои.
- Нет, такой гарантии Вам никто не даст. Но, если не оперировать, то она умрет гарантированно, Ваши дети ведь сиротами останутся!
- Умрет, другую жену возьмем, я же - мужчина!

       Я, каюсь, сказала ему на русском языке, что о нем думаю. Вошла в операционную и сказала повелительно: "Наркоз!". Пациентка спрашивает, что сказал ее муж, а медсестра смотрит выжидательно. Тут я заорала:  -  Лежи, коли Бог наказал!, -  а медсестре, - что ты стоишь, как памятник чьей-то матери, наркоз , я сказала!
 
      Больную спасли. Долгий и мучительный период восстановления, с многократными переливаниями крови. А ведь его можно было избежать, если бы я была решительнее и наплевала на мужские амбиции ее мужа. Я еще долго ждала, что ее паразит придет мне морду бить. Потом забылось.

     В трамвае ругаются две немолодые женщины, выясняя у кого больше прав на освободившееся место.  У обеих на тощей груди висит медаль ( или орден, не знаю). Одна, у которой эта медаль висит чуть-ли не на уровне пупка, вопит, что она мать-героиня, а другая ей в ответ: " Я, чтобы получить эту медаль, на фронте грудь под пули подставляла, а ты... какое место...?"


Рецензии
Я часто думала о семьях, где такое количество детей. Даже если мать не работает. Все равно не получается уделить детям должное внимание. Простая математика. Если с каждым ребенком поговорить по душам 30 минут в день,при том , что детей 10, то получается 5 часов. Это просто не реально. Еще страшно страдают старшие дети, они превращаются в бесплатных нянек. Страдает их учеба, да и личного времени нет. На моем опыте многие из многодетных семей становились чаилдфри. И всю жизнь помнили ужас от большого количества детей. И никогда у меня не вызывает умиления фотографии семей от 10 и больше. Не вижу я в этом счастья.

Алиса Юровская

Юрий Юровский   07.02.2021 17:34     Заявить о нарушении
Я тоже категорически против большого количества детей, особенно, если роды следуют с небольшим промежутком. А как иначе? Репродуктивный период у женщины не резиновый, разве что каждый раз двойню рожала. Безответственность это, кошачий подход.

Спасибо за внимание
С уважением
Елена

Елена Ахмедова   07.02.2021 21:15   Заявить о нарушении
Лучше сказать животный. Я больна айлурофилией. Это врожденное.

Алиса Юровская

Юрий Юровский   07.02.2021 22:26   Заявить о нарушении
Это что за филия такая, любите кошечек?

Елена Ахмедова   08.02.2021 21:11   Заявить о нарушении
Очень люблю кошек. И слово красивое.

Алиса Юровская

Юрий Юровский   08.02.2021 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.