Яшка - экспроприатор

                Яшка – экспроприатор
                Ю.А. Тяпченко
    Яшкой мы назвали ворона. Жил он одиноко в нашем районе – в районе общежитий летно-исследовательского института, который расположен в г. Жуковском недалеко от ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и носит имя имени М.М. Громова и который имеет огромный аэродром с несколькими взлетно-посадочными полосами,  одна из которых длиной около 5 км, по которой взлетал и на которую садился аналог воздушно-космического  самолета ВКС «Буран».

   Исходя из месторасположения общежития  ясно, что все что здесь находится должно летать, либо помогать этому. Я отношусь к последним, и потому расскажу, что делает один из тех, кто сам, без нашей помощи  летает и за наш счет себя кормит. Речь пойдет о Яшке.

   Мы жили во времена, когда пища, особенно мясная, была в большом дефиците у населения и соответственно у тех, с кем оно охотно или неохотно делилось, а точнее  у живости  разных видов и мастей, часть из которой с удовольствием питались остатками с барского стола. К таковым относился наш миролюбивый, почти домашний, Яшка. В начале своей творческой жизни  он побирался у мусорной ямы, куда бывшие студенты кое-что  выбрасывали. Конечно, остатки были скудными: на них долго не продержишься. 

   Яшка был птицей наблюдательной. Он заметил, что местное население куда-то ходит с тощими авоськами, а возвращается с пухлыми. Как-то он проследил путь одного из аборигенов. Конечным пунктом подобных походов оказался типовой мясной ларек, который располагался рядом с продуктовым магазином и в котором продавалось мясо, когда оно было.

   Магазин этот располагался на площади им. С.М. Кирова – имени политического  деятеля эпохи И.В. Сталина, убитого непонятно за что, в ту же эпоху. Ныне это площадь. им. М.М. Громова – имени выдающегося летчика, героя Советского союза, первого начальника ЛИИ, человека, который в годы войны обеспечил доставку самолетов из Америки и т.д. и т.п. В общем площадь имени достойного человека. На территории ЛИИ на выезде к Кратовской проходной размещен большой плакат, на котором и сейчас можно прочитать: - «Летать только вперед и только по прямой». В России забыли эти могучие слова М.М. Громова.

    Сегодня уже почти не летают, а если и летают то только не прямо и вперед, а по пути, о существовании которого не предполагал ни Владимир Ильич Ульянов (Ленин), ни Виссарион Иосифович Джугашвили (Сталин), ни тем более Никита Сергеевич Хрущев, ни правители  до него и после, но который (путь) нам указал бывший сельскохозяйственный первый секретарь Ставропольского края, великий говорун ни о чем,  Михаил Сергеевич Горбачев, ставший на некоторое время хозяином  народов СССР  и на два дня или чуть больше его первым президентом,  профукавший президентство и страну, передав ее в руки  сибиряку – потомку  раскулаченных, всю жизнь проведший в передовых рядах коммунистической партии в состоянии ничем необъяснимой  ненависти к ней и тем ее членам, которые по его мнению мешали ему двигаться по пути, указанном кем-то свыше, и добровольно или  по чьему-то принуждению передавший  власть известно кому, с кем мы двигаемся теперь уже прямо и вперед к полной неизвестности.

   Итак. возвратимся к Яшке. Магазин сельского типа одноэтажный, располагаясь на площади, углом близко к нынешней автобусной остановке напротив ТЦ «Навигатор», отличался тем, что в него довольно часто привозили  туши животных, которые разделывал местный мясник. Мясной отдел был небольшим, а очереди наоборот - большими, поэтому, если погода позволяла, разделка проводилась в хоздворе, который примыкал к магазину сзади, а к нему примыкал ларек.

   Продавец показывал покупателю  в окошко разные куски мяса. Первые в очереди имели возможность выбирать. Последние добирали все остальное без остатков, поэтому для местной флоры и фауны почти ничего не оставалось.

   Рядом с окошком была полка, куда покупающий складывал добычу, а уже оттуда м перекладывал в сумку. Сверху над окошком и полкой  был козырек.

   За мясом как правило ходил я. Идя в магазин, я каждый раз надеялся, что буду в первых рядах, но такого никогда не было. Я, дожив до нынешнего изобилия, так и не понял, почему так происходило. В очередной раз я оказался далеко от заветного ларца. Раздумывая о бренности жизни, стоя под деревом, наблюдая за происходящим.

   Вижу: наш Яшка сел на козырек. Как только хозяйка очередной покупки отвлеклась в сторону сумки, Яшка спрыгнул на полку, схватил кусок мяса и перелетел на крышу ларька. Так повторилось несколько раз. Наконец, кто-то обратил внимание на нахала и попытался прогнать его палкой. Очевидно, что это было не в первый раз, так как Яшка спокойно взлетал и садился на крыше.

   Как-то зимой, придя к ларьку в   очередной раз, я снова увидел Яшку.. Покупатели ставили сумки на полку и таким образом мясо находилось в их поле зрения. Яшка уже не мог экспроприировать продукцию без последствия для своего здоровья. Тогда он  изменил тактику. Дождавшись  мужчину или женщину, голова которого или которой  находилась на уровне козырька или близко к нему,  Яшка делал резкий клевок  по голове. Покупатель хватался за голову, нагибался, чтобы найти камень или палку, оставляя мясо без присмотра. Яшке как раз это и надо было. Он хватал кусок мяса и улетал.

   Время шло. Оно шло все ближе и ближе к эпохе М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина. Мясо стали привозить все реже и реже. В ларек я почти не ходил, а потому не знал, как живется нашему Яшке.

   Но вот, опять-таки в снежную зиму, иду в магазин. Улицы только что почистили от снега  могучие машины - аэродромные снегоочистители. Они отбрасывают снег на несколько метров в сторону. При этом  по бокам дороги образовывался вал, высота которого зависела от снежности зимы. 

   Иду и вдруг вижу, как  по валу, вдоль дороги, в сторону магазина идет Яшка. Это был колобок на длинных ногах с большим клювом, без хвоста и перьев на крыльях и почему-то рыжий, Шел он с высоко поднятой головой.

   Перешел ли он площадь и добрался ли до ларька, не знаю. Хотел  понаблюдать, но не смог: спешил на работу. До сих пор  жалею об этом.  Что и когда стало с нашим аборигеном, мне неизвестно, но находчивость Яшки была поразительной. Работал он профессионально. Память о выдающемся экспроприаторе хранится до сих пор не столько в моем мозгу, сколько в моем сердце.

                Написано по материалам записной       книжки 1962 года с учетом обстановки по состоянию на субботу 25 апреля 2015 г 19 часов:54 минуты 12 секунд.


Рецензии