На распутье. Глва 2
Красну девицу любил
И души не чаял.
Ворог с ней нас разлучил,
Выбор не оставил.
Я сражался, словно лев,
На опушке леса.
Предала меня зазноба,
Полюбила беса.
Сто веков буду стоять,
Укорять неверных.
Обходите стороной
Все, кто в мыслях скверны.
Странникам я дам тепло
И дубовый веник,
Накормлю и напою,
Дам в дорогу денег.
Трус и злыдень пусть идет
Дальнею дорогой.
Своей подленькой душой
Ты меня не трогай.
Добрым людям сил добавлю,
Во стократ умножу.
Ну, а кто живет во лжи –
Им испорчу рожу.
С. А. Бабичев
В древности старики называли дуб «Укор-дерево» и рассказывали историю, которая нередко встречается и в наши дни.
Красивая молодая пара с детства была неразлучной. Преданность их и любовь друг к другу была безмерной. Уже назначен был день свадьбы, и все пророчили им счастливую семейную жизнь, да напали враги проклятые на Русь Право-славную. И ушел молодец в поход ратный – Родину защи-щать.
А любушка его клялась ждать и верность хранить. Да недолгими оказались ее печали, а память короткой – девичьей. Отдала она свое сердце другому. Трусу, который спрятался за мамкину юбку и не пошел защищать Отечество.
Вернулся храбрый воин во славе и почестях, победив ворога – грудь в орденах и медалях, – и почернел от горя за свою любовь. Превратился он в укор своей любимой в ог-ромное могучее дерево перед ее домом. Как только девица выходила во двор, огромная дубовая крона начинала шуметь и укорять ее. А трус, укравший любовь, начал чахнуть, так как постоянно натыкался на дубовые корни да ветки, и вскоре сбежал от красавицы. Так и провела она свою жизнь в одиночестве, сидя под дубом и слушая, как он плачет, шумит-укоряет.
Если странствующий путник, притомившись от летнего зноя, задремлет под этим деревом, то непременно увидит сон и услышит, как храбрый воин рассказывает о своей любви. Если же это будет женщина, то непременно получит наказ: «Хранить верность и преданность воинам, беречь любовь их как зеницу ока». Прислушайтесь к его наказам. Мне, к примеру, сон приснился и слова такие:
«Главное: находясь под этими великанами, как мужски-ми, так и женскими, не показывать слабость, немощность или не дай Бог почувствовать себя маленькой ничтожной букашкой. Насмехаясь, они заберут последние силы и здоровье».
ТЁРН
Русский барин знал о многих свойствах деревьев и кустарников, потому и подступы к усадьбе засаживал по науке. Вот и дубовая аллея закончилась. Вокруг усадьбы посажен терн.
Терн – трехметровая живая изгородь. Весной, когда в оврагах еще лежит снег, цветущий терновник – это необыкновенное зрелище молочно-белой, с розоватым отливом, пены. Он является олицетворением стойкости, мужества и жизнелюбия. Смотреть и любоваться можно, только вот пройти нельзя. Не то что пройти – даже руку просунуть невозможно: настолько плотно переплетаются колючие ветви этого невысокого, но разносторонне полезного дерева. Это и медонос, и кормилец. Это лекарь, который поможет при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, почек, нарушениях обмена веществ и многих других недугов. Нужно только заглянуть в лечебник, и вы поймете, насколько полезен терн. После заморозков плоды его становятся вполне съедобными. Кисель, компот, варенье, водка-терновка с тонким ароматом. Маринованный терн вполне заменяет дорогостоящие оливки и нисколько не уступает им. Ягоды добавляют в супы и салаты для придания пикантного кисловато-терпкого вкуса и аромата. Сушеные ягоды и листья заваривают вместо чая, который приятен на вкус, красив на цвет и содержит много витамина «С».
Наши предки считали терн священным, доброжелательным к людям растением и говорили, что он наделен мудростью и даром предвиденья.
МОЖЖЕВЕЛЬНИК
А вот и кусты можжевельника. Его еще называли вересом и обычно сажали у входа в усадьбу для защиты ее от микробов и вирусов, а также от силы нечистой.
РЯБИНА
Сквозь непролазную чащу американского кленка, ко-торый как сорняк заполонил все свободное пространство, виднеются вековые рябины с огромными гроздьями красных ягод. Под эти священные деревья сажали немощных стариков, чтобы изгнать из них хворобу. Из горьковатых ягод варили варенье и давали больным с неизлечимыми болезнями. Немощь не могла сопротивляться этой природной горечи и отступала. На зиму грозди рябины укладывали между рамами, как оберег жилища.
***
Прошел не один час с тех пор, как я забрел в эти заросли. Ни малейшего намека на то, что когда-то здесь стоял огромный дом, кипела жизнь, сотни людей кормились от барского стола. Нет даже камней от фундамента – все исчезло, как по взмаху волшебной палочки. Лишь вековые деревья напоминают о былом величии дворянского рода, облагородившего этот неувядаемый вековой сад. Дворянские гнезда, княжеские усадьбы и казацкие хутора были не просто неповторимыми изюминками русской культуры, но и непобедимыми форпостами по всей Руси. В каком бы направлении ни двигался враг, повсюду он встречал партизанские отряды и вооруженные ополчения,так как деревни от барской усадьбы располагались на расстоянии полутора - двух километров, а крупные сёла в тридцати. Сейчас мало кто знает чем отличается село от деревни?! А ведь всё очень просто! В сёлах стояли церкви и деревенские прихожане проживающие в тридцати километровой зоне каждое воскресенье ходили на исповедь и Святое причастие именно в эту свою церковь. Все церковные требы, такие как венчание, крестины, отпевание усопших и прочие, деревенские жители справляли у своего духовного отца или, как они его называли - духовника. Не лёгкий крестьянский труд приносил свои плоды, кормил многодетные семьи, причём, чем больше была семья, тем большими землями она обладала, тем больше скота и домашней птица было на подворье. Земля кормила трудолюбивых, а излишки перечислялись в казну через барина.
Кому понадобилось разрушать наш уклад жизни?
Ответ на этот вопрос был известен с основания Руси. Все мировое «закулисье» мечтало владеть богатствами обширной российской территории. Но жить в столь экстремальных климатических условиях, когда полгода стоят трескучие морозы, а остальное время распутица, никто не желал. Торговать с умными и образованными русскими князьями, знающими мировые цены, было невыгодно. Вот и вырубали под корень всех, кто мешал грабить страну, оставляя в округе безлошадных Щукарей, готовых работать на кого угодно за кусок хлеба и стакан самогона.
***
Назад возвращаюсь теми же барскими вековыми ал-леями. Солнце уже за полдень. Самая распрекрасная осенняя пора. Утренние заморозки освободили лес от кровососущих насекомых, которые в летнее время своим жужжанием и уку-сами не дают покоя. С удовольствием вытягиваюсь на огром-ной дубовой, в три обхвата, валежине, простоявшей не менее тысячи лет, уставшей от увиденных страстей и решившей прилечь отдохнуть, вывернув из земли свои ноги-корни.
Закинув руки за голову, закрываю глаза. В голове, как пчелы, роятся беспокойные мысли. Через мгновение меня одолевает сон, который буквально выползает из сердцевины валежины. Стереотип мышления подталкивает описать его следующими словами:
(продолжение следует):http://www.proza.ru/2015/04/26/398
Свидетельство о публикации №215042500347
Прочитал пока только 2 главы, но после отдыха продолжу – интересно и много познавательно,
например, про тёрн ничего не знал.
Всего доброго – ПЕИ.
Пономарёв Евгений 12.10.2015 11:30 Заявить о нарушении
С улыбкой и наилучщими пожеланиями!
Сергей Александрович Бабичев 12.10.2015 17:44 Заявить о нарушении