Мальтийские соколы против стервятников Гитлера
Декабрь 1941 г. стал для осажденной фашистами Мальты началом наиболее суровых испытаний. Этот остров, имевший важнейшее значение для контроля над средиземноморским судоходством и расположенный в 20 минутах полета от итальянских авиабаз на Сицилии, с июня 1940 г. мужественно выдерживал массированные бомбардировки и морскую блокаду. Но, укрываясь от авиации Муссолини в средневековых катакомбах, испытывая постоянный недостаток продовольствия, топлива и боевых материалов, разбирая завалы разрушенных домов и хороня убитых, жители и защитники Мальты продолжали сражаться и верить в победу. Прорывавшиеся с боем морские конвои Союзников были для них символами надежды, а молодые пилоты Королевских ВВС Великобритании, перелетавшие с авианосцев на разбомбленные аэродромы в Хал Фар, Та-Квали и Луке, чтобы сменить погибших в воздушных боях друзей, заслужили почетное прозвище «мальтийских соколов». Мальта не только оборонялась: базировавшиеся на острове британские летчики и моряки наносили удары по итало-немецким морским коммуникациям, оставляя воевавший в Северной Африке корпус Роммеля на «голодном пайке».
Осенью 1941 г. гитлеровское командование пришло к выводу, что итальянцы не справляются с операциями на Мальте самостоятельно. 1 декабря главнокомандующим германо-итальянскими силами в регионе был назначен генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг, один из лучших немецких авиационных командиров. В Италию с Восточного фронта перебрасывался 2-й воздушный флот люфтваффе. Немецкие пилоты привнесли в воздушное наступление на Мальту свое фанатичное упорство и боевое мастерство. Их истребители Bf-109 существенно превосходили защищавшие мальтийское небо британские «Харрикейны», а пикировщики Ju-87 поражали цели с дистанции «пистолетного выстрела». Бомбардировщики и ночные истребители Ju-88 окрасили ночи Мальты пожарами городов… Вскоре немецкие силы достигли 400 самолетов. Кроме того, против острова продолжала действовать итальянская авиация, не желавшая уступать славу "колбасникам".
Для Мальты наступили черные дни. Если в декабре 1941 г. гитлеровцы и итальянцы совершили на остров 169 авианалетов, то в январе 1942 г. их число увеличилось до 263. Каждый третий авиаудар был направлен против аэродромов, только на Та-Квали упала 841 тонна бомб: враг пытался всеми силами вывести из борьбы за Мальту Королевские ВВС. За это время защитниками острова в воздушных боях и на аэродромах были потеряны 58 «Харрикейнов», и в строю оставалось только 28. Но зная, что против господствующего в небе врага у них мало шансов, «мальтийские соколы» вновь и вновь отчаянно взлетали на перехват, дрались, побеждали и сами рушились, охваченные пламенем, в волны Средиземного моря. Прорываясь через завесу «Мессершмиттов», британские летчики продолжали дерзко атаковать фашистские конвои. 23 января 1942 г. торпедоносец «Альбакор» лейтенанта Эллиса потопил один из крупнейших быстроходных транспортов противника – «Викторию» водоизмещением 13 тыс. тонн.
Вражеские бомбы разрушали взлетно-посадочные полосы Мальты, но рабочие команды из местных жителей вновь засыпали воронки и восстанавливали покрытие. Солдаты редко участвовали в этих работах: они укреплялись на побережье, готовясь отразить возможную высадку итальянских войск. Британские и мальтийские зенитные батареи встречали воздушного врага ураганным огнем, день за днем восполняя потери в расчетах добровольцами из пехоты и мальтийского ополчения. Мальтийцы, как во времена Великой осады 1565 г., единодушно встали на защиту своей маленькой Родины.
Однако мощь воздушного наступления гитлеровцев была такова, что в Лондоне стали сомневаться в эффективности обороны Мальты. В феврале-марте 1942 г. на остров не прибыло ни одного транспорта со столь необходимыми военными и гуманитарными грузами. После тяжелых потерь, британцы были вынуждены эвакуировать тяжелые бомбардировщики, подлодки и эсминцы. К началу марта в строю оставалось только 6 «Харрикейнов». Для оценки ситуации на Мальту был направлен представитель командования Королевских ВВС Бэзил Эмбри. Убедившись на месте в непоколебимой твердости защитников острова, он совместно с командующим ВВС на Мальте Хью Ллойдом разработал план укрепления противовоздушной обороны. Была организована переброска лучших английских истребителей «Спитфайр», способных эффективно сражаться со всеми типами германских самолетов.
7 марта 16 «Спитфайров» были доставлены на Мальту британским авианосцем «Игл». Вскоре еще 46 таких машин перелетели с американского авианосца «Уосп», а с британского «Арк Рояла» прибыло 24 «Харрикейна». Жители осажденного острова, привыкшие к виду самолетов с нацистскими крестами, ликованием встретили появление в небе новой стаи «мальтийских соколов», сразу вступивших в яростное противоборство с гитлеровскими стервятниками. Весна 1942 г. стала началом решающего перелома в воздушной битве за Мальту, героическая оборона которой в годы Второй мировой войны принесла ей гордое имя: «средиземноморский Сталинград».
Кожемякин.
Свидетельство о публикации №215042500517