Урок от дедушки Макара

    Это было жарким июльским летом. Мама затеяла стирку белья, а мы с сестрой должны были ей помогать. Наша с сестрой задача состояла в том, чтобы мы выстиранное бельё складывали в таз и несли на речку с родниковой водой полоскать. На реке для этого специально была построена кладка, так назывался низкий, маленький мостик с которого и полоскали бельё  все хозяйки. Вода в реке была ледяная из-за множества ключей бьющих фонтанчиками со дна реки.
  Ну, так вот. Мы сложили с сестрой уже выстиранное мамой бельё в таз и понесли его на речку. Мокрое бельё очень тяжёлое, да и солнце нещадно палило, и мы частенько останавливались, чтобы передохнуть немного.
  - Надо бы к тазику колёсики приделать, - сказала мне практичная Нина, - тогда просто берёшь и везёшь тазик по дороге, как детскую машинку наш братик возит.
 - Да где ж мы эти колёсики возьмём? - ответила я ей, - не снимать же с  машинки брата, ещё от мамы попадёт.
 - А давай просто папу попросим об этом, уж у него точно колёсики  найдутся, - сказала Нина, - как же я сразу не догадалась, - и хлопнула себя по лбу.
 У неё это так смешно получилось, что мы весело расхохотались и, подхватив тазик с мокрым бельём с двух сторон, понесли его к реке.
 Придя на берег  реки, уселись на траву  передохнуть в тени большого дерева. Это была дикая яблоня, сколько лет она здесь росла, не помнили даже наши родители. Каждую весну яблоня была усыпана белыми, душистыми цветками, а к осени её ветви краснели спелыми яблочками. Ребятня залезала на яблоню и, усевшись на толстый сук, наслаждалась мелкими вкусными плодами. А то наберут горсть яблочек и крепко сожмут её в кулачке, яблочки сминались, залеплялись между собой и получался шарик. С этим шариком ребятня спускалась вниз и потом, растягивая удовольствие, ела его.
 Задрав голову вверх,  Нина посмотрела на ветви яблони, усыпанные    яблочкам, и сказала:
 - Оля, посмотри, сколько в этом году яблочек будет, вот наедимся вволю.
 Я тоже посмотрела на яблоню и вздохнула:
  -  Скорее бы уже созрели, так хочется их попробовать.
 Тут мы взглянули как по команде на таз с бельём и нехотя встав, понесли его к мостику. Сиди, не сиди, а работу надо выполнять. Взяв по одной вещи из таза, мы начали полоскать бельё. Вода ключевая я вам скажу очень холодная, даже летом не прогревается в жару,  тут же её уносит вниз по реке течение, а ключи из  земли бьют без отдыха и перебоя. От того то вода в реке и холодная всегда.
Такую воду называют ключевой или родниковой, она создана самой природой и единственной, которою можно использовать в качестве питьевой. Это вода подвижная, живая, из самых недр нашей земли, из подземных источников, которая проходит сквозь песок, камни на поверхность естественным путём, без вмешательства человеческих сил. Она способна дарить энергию, и насыщена кислородом.  Как правило,  эти речушки не широкие, больше похожи на ручей.
 - Ой, Оля смотри, смотри, сколько рыб плавает! – воскликнула Нина.
 Я взглянула туда, куда рукой показывала сестра. Недалеко от мостика плавала стайка рыб, гольянов. Это рыбка не большая, но очень вкусная. Обычно мы её ловили на озере недалеко от этой речушки. Вода там была тёплой, и рыбы там было много.
Как сюда заплыла эта стайка рыбок, было для нас загадкой.
 У меня тут же созрел план:
 - Нина, а давай мы её сейчас поймаем и домой принесём, то- то мама удивится.
Нина ненадолго задумалась и спросила:
 - А как мы её ловить будем, у нас ведь удочек с собою нет, руками что ли?
 - Да, без удочки не поймать, - ответила я ей и вздохнула.
Мы стояли на мостике и смотрели, как в воде плавает, и резвиться стайка рыбёшек. Охотничий азарт и желание удивить маму с папой взяли над нами верх.
- Нина, а давай мы будем её наволочкой ловить, - предложила я сестре?
- Наволочкой?- спросила сестра, - А как это наволочкой?- и в её глазах промелькнул интерес к моему предложению.
 -Ты, Нина, сейчас зайди в воду с той стороны реки и вспугни рыб, они испугаются и поплывут к этому берегу, а я с наволочкой буду их здесь ждать. Как только они подплывут близко я их наволочкой - то и зачерпну, - объяснила я сестре свой план.
 - Давай, - радостно сказала сестра, - хорошо ты придумала.
  Сестра пошла на ту сторону реки, а я выбрала наволочку в мелкий синий цветочек и приготовилась ждать.
 Нина вошла в воду с другой  стороны реки и стала бить  руками и ногами по воде. Стайка рыбёшек, как я и предполагала, испуганно заметалась и сразу же повернулась и поплыла к тому берегу,  где в волнительном ожидании стояла я. Я приготовила наволочку, опустив её в воду и расправив сильнее  её края  и замерла, чтоб не вспугнуть приближающуюся стайку.
Стоило только, стайке рыбок приблизится ко мне, я быстренько взмахнула в воде наволочкой и, как мне показалось, зачерпнула некоторое количество рыб и, поняв над водой, бросилась бегом на берег.
 Осторожно держа на весу наволочку, приоткрыла её и, заглянув туда чуть не расплакалась. Там, в наволочке в воде, которая уже почти вся вытекла на землю, плавала одна единственная маленькая – маленькая рыбка. Я от огорчения чуть не расплакалась. А тут ещё прибежала Нину и, увидев мой улов рассмеялась:
 - Ну, что горе рыболов, а где же рыба?
Я, отмахнувшись  от неё рукой  пошла к воде, выпускать малька на свободу.
Видя, как я расстроилась, Нина сказала мне:
 - Да не переживай ты так Оля, хочешь мы ещё раз попробуем?
 Ответить ей я не успела, так как за нашей спиной раздался голос дедушки Макара:
 -Ну, здравствуйте девчушки! – О чём разговор ведёте?
 - Здравствуйте! – ответили мы и слегка смутились от того, что он услышал наш разговор.
 - Да так, ничего, - ответила ему Нина и отвела в сторону глаза.
 - А вы случаем ни рыбку ли ловить здесь собрались?- спросил дедушка Макар и у нас учащенно забились сердечки.
 - Да нет, - ответила ему Нина, и её лицо раскраснелось от волнения, - просто вот разговариваем о том, откуда здесь рыба взялась.
 - Рыба? А вот вы о чём! – сказал дедушка Макар.
 - Так я знаю, откуда она здесь, это я её только вчера сюда запустил, вот и пришёл посмотреть всё ли в порядке. - Всё боялся, как бы мальчишки не пришли с удочками сюда.
 - А зачем вы её сюда запустили? - спросила я его.
 - А это Оля для того, чтоб вода ещё чище была, да и красиво- то как, вы только посмотрите, - сказал дедушка.
 Мы повернули головы к воде и стали смотреть на плавающих рыб.
 - И в самом деле, красиво, - сказала я, а мы и не подумали над этим.
 - Вот то-то же оно,- сказал нам дедушка Макар, - видеть красоту природы и наслаждаться ей, этому тоже  учиться надо. - А беречь её наша с вами первая задача!
  И прихрамывая на одну ногу, дедушка Макар пошёл своей дорогой, а мы всё стояли на берегу речки и, забыв про лежавшее в тазу бельё, всё смотрели и смотрели на стайку рыб весело резвящихся в прозрачной родниковой воде.


Рецензии
Хорошее было бы дополнение к урокам по окружающему миру!

Егор Мешков   05.04.2016 21:50     Заявить о нарушении
Спасибо Вам Егор. С теплом Татьяна.

Татьяна Виноградова Мединская   06.04.2016 08:26   Заявить о нарушении