Перед Выборами

      Выборы в Великий Хурал Республики были назначены на 17 декабря 1995 года.
В ноябре повсеместно начались выдвижения кандидатов в члены Великого Хурала.

      Работники Городской библиотеки предложили  кандидатуру своей коллеги, Гвоздевской Светланы Владимировны. "Да, что вы все сговорились что ли? Неужели кроме меня больше выдвигать некого?  Есть и  помоложе, и  поактивнее!" – пыталась отказаться она, но никто даже слушать не стал ее возражений.

      Через неделю в газете напечатали списки выдвинутых кандидатов. По ее избирательному округу № 5 оказалось 8 кандидатов на одно место.Были кандидаты:  от ЛДПР, от партии коммунистов, от Союза Приватизированных и Частных предприятий, от Партии  любителей  пива. Были независимые кандидаты, и она, кандидат от трудового коллектива.

       Как и все в городе, она хорошо знала, что за некоторыми "независимыми" кандидатами стоят криминальные структуры, которым просто жизненно важно иметь в Великом Хурале своего послушного человека, чтобы в дальнейшем лоббировать принятие необходимых поправок в законы и статьи Конституции Республики.
      
       Она ясно осознавала и то, что раз криминалитету это так важно и нужно, то они ни перед чем не остановятся, любых денег не пожалеют. Дело даже не в деньгах. Они пойдут и на любой шантаж, любую провокацию организуют против других кандидатов, не ограничившись лишь одними угрозами и запугиванием.
 
       Светлана Владимировна в душе понимала, что шансы на победу у нее  были ничтожны, но отступать она не любила. Она вступила в предвыборную борьбу.

       Вся  ее  «борьба» заключалась в том, что время от времени, кто-нибудь из коллег сообщал ей, что ее конкуренты на деньги партии или свои собственные      печатают листовки, брошюры, объявления, создают предвыборные штабы.

       Нервы у нее были на пределе. Но деньги, это тебе не песок, на дороге не валяются. Оставалась только надежда на читателей и на избирателей, знавших  ее, как депутата городского Совета. Возможно, они и  проголосуют  за ее кандидатуру.

        До выборов оставалось дней десять. Участились анонимные телефонные звонки.  Угроз, правда, было мало. Больше было издевательств, насмешек, оскорблений,  циничных намеков: "Что, замухрышка, в Великий Хурал захотела? Там тебя еще только не хватало. Сколько бабла тебе отвалили за участие, оборванка? Снимай свою кандидатуру  немедленно, не то хуже будет ".

       Многие считали ее шикарной женщиной. Высокая, зеленоглазая, с копной пышных, кудрявых, золотистого цвета волос, с  родинкой на левой щеке, стройная, с летящей походкой, она всегда привлекала  восхищенные  взгляды мужчин. Замухрышкой она не была никогда, оборванкой ее назвать, тоже язык не поворачивался.

        Горькие думы охватили Светлану  Владимировну: "Работать приходится на износ  -  работа в библиотеке на полторы ставки, трое детей, дом, огород, куры, свиньи. По ночам писала разное для газет и журналов. Да еще общественные нагрузки.

        Приходится вертеться, коли некуда деться. Забот полон рот, а перекусить нечего. Мужу зарплату по полгода не выдают. Легко ли ей на свою  зарплату  содержать теперь уже три семьи: свою собственную и две студенческие  семьи замужних дочерей?!

        Стипендии всего по 100 тысяч рублей, а хорошее платье – 400 тысяч  рублей стоит, сапоги зимние – 520 тысяч;  килограмм колбасы 35 тысяч рублей, а килограмм масла – 22 тысячи рублей. Буханка хлеба – 3 тысячи рублей.

         Хоть и говорят, что без денег сон крепче, а жизнь показала,что деньги склока, да без них плохо. Лучше об этом не думать с утра. А еще лучше,  вообще бы не думать о деньгах,  иначе с ума можно сойти от одних дум.

         С другой стороны, хорошо, что мужу не платили полгода. Заплатили в конце  октября  –  в ноябре свадьбу дочери сыграли, а то откуда бы они взяли  на свадьбу  7 миллионов рублей."

          В самом начале  « перестройки» все с восторгом говорили о том, что скоро любой может стать миллионером. Вот и настало это время. Теперь все, как один, миллионеры. Восточная  мудрость предупреждала: « Бойся своих желаний, однажды они могут  исполниться».
               
          " Господи, избави нас от этой инфляции, не допусти, чтобы вся страна  превратилась в миллиардеров. Многие семьи от такого миллиардерства  уже не оправятся  никогда." - продолжала она прокручивать в голове горькие мысли.

          "Так что терпи, хрипи, сколько  можешь; работай, пока  силы  есть. Клад  в огороде не найти, и с неба мешок с деньгами на голову не свалится. Подспорье одно - приусадебный участок. Овощи все с него, картошки тоже хватает. И на зиму варенья заготовлено сто литров».

          Однажды ночью, муж работал в ночной смене, а молодые ушли ночевать  к сватам,она проснулась от захлебывающегося лая собаки Найды. Светлана Владимировна вышла на веранду и выглянула в окно.

          Ворота были настежь. Дверь не открывалась – подперли чем-то снаружи. В доме и на веранде окна были зарешечены, поэтому выбраться  из дома  она не могла.  "Только бы не подожгли!" - испугалась она не на шутку.

          Она позвонила в милицию и мужу на работу. Минут через 10 они подъехали  почти одновременно. Оказалось, ночные гости вскрыли гараж и похитили зятев мотоцикл, старую кожаную куртку дочери и плащ - палатку мужа.

          Жалко было не вещей. Вещи – дело наживное! Бог с ними, со старыми  вещами; пусть пользуются, значит, они им нужнее. Жалко было терять веру в людей, ведь вокруг жили одни только знакомые.

        Собака милиции след не взяла. Грабители, словно растворились в воздухе. У вора ремесло на лбу не написано.

         Дня  через  два, рано утром она поехала на работу, но с полпути вернулась  домой за забытыми отчетами. Зайдя в дом, она машинально закрыла  дверь  кухни  на крючок. Собаки Найды во дворе почему-то не оказалось.

         Вдруг она услышала  какое-то  шебуршание на веранде. Прямо на ее  глазах  лезвие ножа просунулось под крючок, пытаясь поднять его. Придерживая крючок ладонью, Светлана Владимировна закричала, будто бы дома находился ее муж:  "Степан, спускай овчарку, заряжай ружье и стреляй прямо через дверь. К нам кто-то лезет. Быстрее, что ты  мешкаешь?!  А я милицию вызову».

          Нервы у грабителей не выдержали, и они побежали на улицу. Светлана  Владимировна выскочила из кухни, захлопнула дверь веранды и набросила крючок. Затем она метнулась к окну веранды. От ворот отъезжала светлая иномарка.

          В марках машин она совершенно не разбиралась и отличала  их только по цвету и по форме. Знала также и то: наша эта  машина или иномарка. Определяла по виду.

          В салоне сидели двое в коричневых дубленках: мужчина лет тридцати  и  женщина под сорок. Она ясно увидела их лица. Она успела прочитать номер машины и позвонила в милицию. Ее поблагодарили за бдительность и пообещали немедленно разобраться.

          На работу Светлана Владимировна, конечно же, опоздала… Вечером ей позвонили по телефону: « Ты чего, кошелка драная, ерепенишься?! Ты зачем,      старая вешалка, номер моей машины ментам стукнула?  Тебе жить надоело?  Я  на тебя за оскорбление в суд подам. Тебе придется мне сто миллионов рублей за моральный ущерб заплатить, подстилка».

           Гнев захлестнул ее, кровь бросилась ей в голову.Это была уже не та сдержанная библиотекарша, славящаяся своей добротой и терпимостью по отношению к читателям.
               
           Она  снова почувствовала себя интернатской девчонкой, которой, то криком, то кулаками приходилось отстаивать свое место под солнцем, защищая  свое право оставаться самой собой в любых ситуациях. В интернате нельзя было выказывать свою слабость, иначе сломают, сделают шестеркой, или еще кем похуже...

           " А, теперь ты послушай меня, наглец! Я тебя не боюсь! Запомни это.  В  суд на меня  хочешь подавать, сто миллионов тебе понадобилось?!" - замолчав, она выждала минуту.
 
           "Не маловато ли будет?! Проси уж сразу миллиард. Я  тебе, поддонок, поди, еще книжки выбирала для чтения? Радуешься, что милицию подкупил?! Судом меня решил запугать?" - с издевкой насмехалась она над ним.

           "Запомни! Не было еще  такого человека, чтобы я его испугалась.Кто боится Бога, тот никого не боится. А, кто Бога не боится, тот боится всех. Мы все живем под  Богом." - решительно произнесла она в трубку.

            " Я – атеист! Ты меня Богом не стращай!" – нагло рассмеялся он ей  в ответ.

           "Ну, конечно, что тебе Божьи законы, коль у тебя все судьи знакомы?!  На всякий случай, я номер твоей машины мужу в сейф положила. Если что со мной случится, то он тебя из под земли достанет. Запомни это хорошенько  и подружке своей передай." - Она бросила трубку телефона и схватилась за сердце…

            До выборов оставалось четыре дня. В среду Светлана  Владимировна допоздна задержалась на работе. Выйдя из автобуса, она огляделась. На остановке было пусто и темно. Ни одного фонаря на столбах. Ей стало как-то не по себе.  Тут еще, как нарочно, в голове промелькнула пословица: « Темные дела, свету боятся». У страха, как говорится, глаза велики.
 
            « Дойти бы скорее до жилых домов, там хоть свет из окошек падает и не так темно. Неужели нельзя фонари на столбах развесить, как в центре  города? Платим, платим налоги, а все, как в черную дыру  -   бездонную бочку»,  -   ворчала про себя  Светлана Владимировна, спотыкаясь на каждой колдобине.

             Вдруг  на перекрестке  ее окружили три всадника и стали теснить к забору, подняв над ней нагайки. Она сумкой пыталась защитить свое лицо от ударов: « Куда хотите бейте, только не в лицо. Как я завтра на работу в библиотеку выйду?!  Что я вам плохого сделала?»

            Страх придал ей смелости, и она  попыталась стащить одного всадника с лошади. Ее крики остановили их. Обматерив ее на прощанье,они, так же 
неожиданно, исчезли  в темноте, как и появились.
 
           Минут пять еще она не могла оторваться от забора. Ноги, будто ватные, не повиновались ей… Чтобы успокоиться, она мысленно попросила Бога словами молитвы:
                Господи! Прости ненавидящих нас,
                Творящих  нам зло и делающих нам всякие пакости;
                Не допусти, чтобы из-за нас грешных,
                Пропали их души. Аминь.

           Все  мы  пожинаем то, что посеяли. Щедро посеешь, щедро и пожнешь. Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

           17 декабря 1995 года на Выборах она победила большинством голосов и была избрана членом Великого Хурала республики по своему избирательному округу № 5.

               


Рецензии
Галина, добрый день!
Очень хорошо написанный рассказ об очень тяжелом времени.
Слава Богу, что все кончилось хорошо. Многие это время пережить не смогли.
С уважением, Андрей

Никонов Андрей 2   26.03.2024 15:08     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Андрей, за понимание и добрый отзыв. Всё это произошло со мной, но героиню назвала другим именем, чтобы было проще писать о том времени. Сейчас даже вспоминать то время не хочется.
С благодарностью за отзыв. Галина.

Галина Гостева   26.03.2024 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.