Заметки стрекулиста

   

                ДЛЯ ЛЕНИВЫХ ОНИ - БОЖЬИ ТВАРИ...


     Роботаня, как всегда, усердно крестьянствовала на земле до седьмого пота.На участке возле своего дома В то же самое время рядом, у чужой вишни, в панаме на голове, наслаждалась отдыхом и купалась в жарких лучах солнца  другая соседка. Как сказали бы медики, принимала естественные солнечные ванны.
     Вдруг роботаня увидела  рыжую кошку, которая пряталась от жары в морковке, и сердито крикнула: «Брысь, окаянная!»
     Соседка не стерпела и заступилась за свою любимую кошечку.Возмущенным от гнева тоном отчитала Роботаню: «Ты же напугала мою кошечку. Разве можно так обращаться с божьими тварями! Креста на тебе нет! Антихристя!»
     Стрекулист -наблюдатель, увидев данную жизненную бытовую сцену, вспомнил, как он отчаянно воевал с другими божьими тварями - птицами, когда они нахально налетали на его клубнику, вишню…Или как они нагло безобразничают на кладбище…У мусорных баков…
     Белокрылые морские чайки однажды на песчаном берегу Онежского озера,на Бесовом Носу, моментально смели с походного стола все съестные припасы  ночью,беспечно оставленные туристами.К тому же ещё и нагадили на стол.В знак благодарности.Ну,не свиньи ли?
     И ведь до того обленились эти, так называемые земными людьми божьи твари, что теперь по-разбойничьи промышляют в городе, отчаянно соперничая в борьбе за кусок насущного хлеба с голубями и беспризорными собаками да кошками.И БОМЖами.
     Как всё – таки цивилизованный человек и городская цивилизация портят, развращают вокруг себя даже природу и ее обитателей, которых не надо и приручать. Они сами готовы за кусок хлеба прислуживать человеку-царю природы, чтобы не быть во власти другого,более страшного царя по имени – голод.
    Голод – не тётка!..
    Ой,цветёт калина в поле у ручейка...


                РОЗОВАЯ РОБОТАНЯ


     Роботаня с утра до вечера готова работать, как рабочая ломовая лошадь, на своих придомовых грядках… участках.И при этом получает истинное удовольствие, потому что физический труд для неё разрядка от психического напряжения, накопленного за день в этом суетном, суетном, суетном мире. Стрекулист, обратив внимание на её ее крепко сбитое тело,маленький рост, пришёл вдруг к неожиданным для себя философским выводам. Женщины рождаются на земле белыми барынями,белыми барышнями - белоручками и бабами - крестьянками. И отличить их можно  по форме тела. По телосложению. Которая из них земная –крестьянка. Которая из них небесная, неземная - барышня. А есть, как у А.С.Пушкина, – «Барышня-крестьянка.» Если, к примеру телосложение как у Нины Усатовой, то это – крестьянка. Вспомните фильм «Холодное лето пятьдесят третьего года». В данном случае природа поступает очень мудро и по-своему справедливо. Земледельческий труд, крестьянский труд – очень тяжелый физический и мускулистый труд. Изнурительный труд первопроходца, пионера. Когда, например, надо выкорчевывать лес для пашни. Перелопачивать землю. Ухаживать за скотом. Да мало ли еще какой другой крестьянской работы, которой только и заполнен длинный день крестьянина. День, который длится всю крестьянскую жизнь. Обратите внимание, в лихие девяностые годы никто не кинулся создавать фермерские хозяйства. Резво принялись открывать банки. А многие подались в торговлю, где быстрые  и немалые деньги, прибыль…Земля никого ещё богатым не сделала, а только- горбатым.
     В противоположность возьмём тонкую, стройную, воздушную неземную красавицу- Ольгу Кабо. По фигуре и телосложению она явно не для деревни. Не для села. Не для физического крестьянского труда. Не для леса. Не для тайги. Вспомните фильм В.Фетина «Таёжная повесть» и москвичку Элю.Такие только – для города. Для цивилизации. Но и не для напряженного умственного, интеллектуального, научного  труда. Для лёгкой беззаботной городской жизни. Для театра. Для сцены. Для эстрады, но не для деревенской страды. Для экрана. Словом, для искусства. Это – люди искусства. К ним относится и любимая героиня Л.Н.Толстого – Н.Ростова. Богема. Главное их отличие и достоинство – осиная талия. Или, как еще говорят, в рюмочку. Как у главной героини легендарной Рязановской комедии «Карнавальная ночь» -Леночки Крыловой. Так распорядилась сама матушка –природа.
     Словом, - барышни! В басне их называют – Стрекоза. В рассказах – Душечка…Душенька…Дусенька… Лапочка…Ягодка..В кино - Дачница…Трясогузка…Стрекозиха…В советских партийных постановлениях – тунеядцы…бездельники…лодыри…стиляги…штатники…
   
                БЕЗДЕЛЬНИК


     Крестьянствуют на грешной  земле два человека разного пола. Он и Она. От утренней зари до вечерней зари. И в белые ночи на севере, когда одна заря спешит сменить другую, дав ночи полчаса. Стоп -кадр! Остановись, мгновение! Кто первый произнес эту поэтически -риторическую фразу, тот сразу погиб для крестьянского труда, ИБО сразу переходил в категорию…поэтов, лириков, романтиков… Как например, король Лир, Некрасов, Есенин…Навсегда отрезанный ломоть от деревенского каравая…И вот этот переход проходит очень болезненно, становится причиной внутренней душевной трагедии, душевного надлома…Крестьянина -поэта, который стоит враскорячку между городом и деревней
Разрывают нешуточные страсти:к какому берегу пристать? Крестьянский труд уже не мил, не в радость, а поэтический –противоестественный для крестьянского труда и крестьянской России. Ну, какой прок от такого крестьянина, который вместо того, чтобы поливать клубнику, вдруг озаботился тем, что начинает считать, сколько лепестков цветка у клубники. Ну, какое дело крестьянину до того, сколько лепестков у цветка клубники! Их же не есть! Едят – плоды. Ягоды. Ну, как нельзя понять такой простой мысли! Но тогда бы из крестьянина не народился – поэт, которого односельчане почему – то пренебрежительно называют – мечтателем. Бездельником. Яркий тому пример- образ Мишеньки Бальзаминова А в душе он уже и поэт. И ученый. Но чужая душа – потемки. Попробуй разглядеть и угадать в ней божий дар! К тому же если ты сам не обладаешь таким даром. Как же всё – таки ребенку нелегко быть маленьким человеком, подростком, малолеткой  в этом страшно ужасном  взрослом, взрослом, взрослом мире…Хорошо, что хоть в календаре  взрослые один день отвели детям – Первое июня…У взрослых – и  Первое мая…и Девятое мая… и Седьмое ноября…и Тридцать первое декабря…А у детей лишь – Первое июня…Первый день лета…Оттепель после зимы…

   

                ПО  ПОВОДУ ОКТЯБРЯ

     Как – то на перемене после урока ко мне подошёл один из учащихся профессионального училища и поделился со мной сомнениями: «Василий Алексеевич, я прочитал название нашего кинотеатра «Октябрь» и подумал: неужели они каждый месяц меняют название кинотеатра?"
     Сегодня – Октябрь, завтра – Ноябрь, потом Декабрь, а с Нового года – по новой…Смех и грех!
     Типичная ошибка непонимания разницы, отличия прямого значения слова от его переносного значения, то есть проблемы многозначности, полисемии слова, которая и является камнем преткновения в общении, в понимании друг друга. А общаемся на одном и том же родном языке. А что уж говорить при этом еще и об иностранном языке. Языках. Впору сказать: «Переведите с русского на российский» или «Как это - по – русски?».
     Да, название кинотеатра действительно – «Октябрь», но, разумеется, в данном конкретном случае речь идет не о прямом значении этого слова как осеннем месяце года. Оно здесь используется в переносном смысле и обязательно пишется с большой буквы. Вот эта большая буква и отличает прямое значение слова от переносного. Вот так надо учить школьников русскому языку – со смыслом, со смаком, а не механически и путём зубрёжки. Правила и законы русского языка для детей должны работать так же, как Правила дорожного движения…
         Возвращаюсь к  событию мирового масштаба, которое изменило всю международную жизнь, политику… Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года  приходится именно на месяц – октябрь/ по старому стилю /. И если до 1917 года у слова «октябрь» было лишь одно прямое значение  – осенний месяц  солнечного календарного года, то теперь оно приобрело еще и другое, новое - переносное значение, связанное с социалистической революцией, которая произошла в этот месяц. Часто, чтобы отчетливо подразделить прямое и переносное значения к слову октябрь добавляют эпитет Великий – Великий Октябрь. Можно также сказать Революционный октябрь, Красный октябрь, ЖОлтый октябрь /суржик/,Социалистический октябрь… и культурному, грамотному человеку сразу станет  ясно и понятно, о чем идет речь. Также, когда он услышит название поселка – Октябрьский или название проспекта, улицы – Октябрьский. Известный фильм Г.Александрова и С.Эйзенштейна «Октябрь». Когда он увидит и название кинотеатра, гостиницы - «Октябрь». Переносный смысл слова расширяет лингвистический объем понятия слова. К примеру, когда мы говорим:ровесник Октября, то подразумеваем уже под этим понятием не только и не столько осенний месяц, а и сам год – 1917 год. То есть – ровесник Октября – человек, который родился в этот исторический год, когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция в Великорусской стране с Великорусским языком. Революций в истории было много, а Октябрьская – социалистическая /социальная/ - одна! Именно она вызвала и до сих пор продолжает и будет вызывать такие многочисленные и яростные споры…А ровесник века – человек, который родился в  строгих календарных рамках определенного века. Ровесник ХХ века родился в период с 1900 по 2000 годы. Как мы видим на практике, хорошее знание родного языка и иностранного не только роскошь, но и социально - бытовая, политическая и культурная необходимость как зрелость каждого сознательного гражданина.
     В заключение хотел бы обратить внимание на имя  р у с с к о г о  мальчика, который задал данный многозначительный вопрос – Диодор.


                …НИЖЕ ИМЕНУЕМЫЕ…

      Арендодатель земли - администрация района заключает Договор с арендатором на земельный участок – гражданином, жителем данного района. И как порядочный честный арендодатель она, естественно, при этом сразу должна заключить Договор с банком, поскольку и школьнику понятно, что за аренду земли нужно платить арендную плату. Правда, если порядочный арендодатель. Честный. Что значит в данном случае порядочный арендодатель? Честный? Который не перекладывает с больной головы на здоровую. Судите сами. Арендная плата за земельный участок – 78=00 рублей. Комиссия в Россельхозбанке за уплату арендной платы за землю – 60=00 рублей. Стоит ли овчинка выделки? Да, но для арендодателя, который сэкономит на этом более 150 тысяч рублей, потому что их выложит из своего кармана арендатор. И, естественно, больше всех / из двух сторон / выигрывает п о с р е д н и к / третья сторона - частник / банк. В 2012 году комиссия у него была – 20=00 рублей, а в 2013 возросла аж на 300 процентов и стала – 60=00 рублей. Словом, за морем телушка полушка, да рубль перевоз. Почему такой головокружительный скачок, клиенту не обязаны объяснять, потому что банк любит одностороннее движение. Как, впрочем, и арендодатель. Хозяин – барин!
     Чинушам же районной администрации не надо пользоваться грабительскими услугам банка – ростовщика. Они могут внести арендную плату без всяких там комиссий в кассу родной администрации, тем самым пополнив свой семейный бюджет на «энную» сумму. Казалось бы, мелочь и стоило ли на ней акцентировать внимание. Дело здесь не столько в деньгах, сколько в подходе. Политическом подходе. Государственном подходе. Социалистическом подходе. Социальном подходе. Власть, а начинается она всегда с местной /не местечковой/, делит избирателей на «своих», «наших» и «чужих», «ненаших». Другим словом, злоупотребляет доверием избирателей, налогоплательщиков-артельщиков.
     Так кому на Новой Руси /после 1990 года/ жить стало хорошо? Правильно! Старому новому русскому барину. Вот приедет барин, барин нас рассудит…Такие вот приходят в голову грустные размышления у парадного подъезда районной администрации по поводу Договора двух сторон ниже именуемых...

   

                ДЕКАБРИСТЫ


     Еще один месяц года в России используется в переносном значении. Как вы уже догадались по названию, таким месяцем является – декабрь. Были не только декабристы, но и – декабристки. Их трагическую судьбу отразил в своем творчестве Н.А. Некрасов. Таким образом, поэт женскую часть населения страны поделил на две категории:декабристок – дворянок и собственно женщин из низов, из так называемого простого народа – крестьянок / селянок /.Вспомните его знаменитое: «Есть женщины в русских селениях..» Декабристскому движению Некрасов посвятил поэму «Дедушка». Декабристское движение против царизма тесно было связано с октябрьскими событиями. Толчком к нему послужила Великая Отечественная война 1812 года.
     В простонародном языке в Пудоже, Республика Карелия, у слова «декабристы» бытовало новое значение – суточники. Так называются люди, которые за свое антиобщественное поведение подвергались административному наказанию в виде лишения свободы на несколько суток. А в каком конкретно месяце года они отбывали срок наказания – октябре, декабре или феврале не имело значения. Отсюда другое название правонарушителей – суточники. Они как бы составляли безобидную низшую ступень заключенных под стражу киников. Как и те, что попадали в медвытрезвитель – трезвователь. Вспомните фильм «Осенний марафон» .Высшая ступень заключенных под стражу киников определялась по высшей мере наказания – казни. Суточников еще можно было отличить по стриженной голове. Так, суточником был Ганжа из  фильма «Большая перемена», один из героев фильма «Белые росы». Кстати, и А.Д.Папанову пришлось однажды побывать в роли реального, а не сценического и киношного суточника. Не путайте суточника с уголовником– годовниками. Если первые сидели в КПЗ /камера предварительного заключения/ и отбывали наказание по указанному месту работы, вспомните первую новеллу «Напарник»
из фильма Л.Гайдая «Операция «Ы», то уголовники - годовники находились в СИЗО /следственном изоляторе/ и потом под конвоем этапировались на место постоянного заключения, определенного народным судом. Уголовники были лишены такого свободного режима тюремного содержания как суточники. Правда, времена и власти меняются, как говаривал дед Ничипор. Сегодня в Новой России уголовники отделываются домашним арестом и электронными браслетами. Так что суточникам остаётся им только позавидовать. Красиво жить не запретишь!


                ШТИРЛИЦ

     Кто такой Штирлиц? Одни сразу назовут фильм Т.Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Другие вспомнят при
этом народного артиста СССР В.В.Тихонова как бы актера одной этой роли. Сколько таких актеров одной роли, певцов одной песни, писателей одной книги, композиторов одного шлягера и т.д и тп. Например, Бабочкин в роли Чапаева. Кстати, в чем суть истинного звания народного артиста? Когда герой данного артиста становится главным героем народных анекдотов. Другим словом,- литературным героем. Как В.И.Чапаев. Вспомните один из чапаевских анекдотов, когда Петька кричит: «Василий Иванович, белые в лесу!» «Не до грибов, Петька!» Кстати, А.Грибов – артист МХАТа, тоже Народный артист СССР.
     Лично для меня Штирлиц – моя бывшая соседка по подъезду, женщина, которая, цинично злоупотребляя оказанным ей доверием, выносит "сор из избы".
     Кто-то по пьяни назвал её "старой кобылой".

                МЕХАНИЗМ СТРАННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.

     Многим из школы хорошо известно знаменитое учебное выражение с урока физики: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Жизнь меня столкнула с другим не менее любопытным и эффективным способом запоминания.
      Однажды мне пришлось знакомиться с соседом по больничной палате. Он представился:Виктор Степанович, как у Черномырдина. Мое имя и отчество – Василий Алексеевич он зашифровал по более сложной схеме:Василий Иванович Чапаев и младший сын Алексей. Самое смешное, через несколько секунд после представления я напрочь забыл, как зовут моего нового знакомого. Не знал, как к нему обратиться. И тут вдруг само по себе, как бы помимо моей воли и сознания, сразу вспомнилась фамилия Черномырдина и имя отчество моего соседа по больничной палате. И больше у меня никогда подобных проблем при общении с новым знакомым не было. Помню его имя и отчество до сих пор, хотя прошли уже годы после  нашего такого очень оригинального и полезного способа знакомства.
 

              ЗДРАВСТВУЙТЕ, МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ…

     И ещё один жизненный урок на запоминание,но уже со знаком минус.Курьёзный.
     Литературное объединение «Над Водлой – рекой» при нашей Пудожской районной газете «Знамя труда» постоянно пополнялось новыми свежими «литературными дарованиями».
     Однажды к нам пришел... офицер Пудожского райвоенкомата. Единственный случай за всю историю существования литобъединения. До этого в числе доморощенных литераторов были сплошь гражданские и штатские лица. И вот когда пришла очередь знакомиться с председателем литобъединения, то офицер представился:Александр Васильевич, как у Суворова.
     Прошло несколько месяцев. Мы собирались на очередное заседание литературного объединения. Последним, как и полагается руководителю, пришел председатель. Он подошел к офицеру райвоенкомата, протянул ему по – граждански /по – европейски / руку и поприветствовал: «Здравствуйте, Михаил Илларионович». Помещение  редакции вдруг задрожало от дружного взрыва смеха, а председатель литобъединения с недоумением смотрел на окружающих, не понимая причину такого  коллективного веселья. Через некоторое время он сам догадался , что «оговорился по Фрейду».


Рецензии