У твердынь Бегибора

***
Соломенный дым от очагов лишь приподнялся над проснувшимся селением, как старейшины сошлись на Лбище. Был тут стодвухлетний Агай - праотец Глинищ, одетые в белые рубахи до пят девяностолетние Ирий и Габирой, с лествицей в узловатых пальцах стоял у столба с Колесом правосудия жрец Ран. Сюда, в середину селения, уже спешили от всех окраин глинищане. Нынче тут жеребьевка по отправке в Бегибор самых достойных юношей.
Селение Глинище вместило в себя славянский род северян из колена Гарматея. Живут они по берегам Оси Кола уже двести лет, и все эти годы каждую весну отправляют молодых воинов на обучение в город Бегибор. И отбор всякий раз превращается в праздник.
И вот уже на сколоченные с вечера столы женщины расстелили белые льняные скатерти, и разложили ржаные хлебы, и расставили брашны с пенным питием. А на высоченный кий у Колеса Правосудия взвился родовой красный стяг.
И привели отцы юношей, числом семнадцать, и проставили их лицом ко Лбищу, к старейшинам и жрецу Рану. А когда солнечный луч разогнал дымный облак и озарил юные лица, Агай поднял руку и велел скоморахам замолчать.
Женщины, девы, дети, окружившие Лбище у основания, жадно глядели теперь на редкое действо. Поодаль стайкой взирала на Лбище расколдованная вчера из волков свадьба.Начались молодецкие состязания.
Всё тут было. И натяг лука, и пуск стрел в точку. И бег на отрыв, и борьба на силу.И женщины от очага Лесты видели, что побеждает их вой , пятнадцатилетний Ир Колентуй.
А когда сотязания закончились, то собрал праотец Агай вкруг себя лучших - семерых отроков. Над ними старшим поставил он Ира Колентуя и благославил на дорогу в Бегибор. Юношам назавтра предстояло отпаравиться на чужбину на долгих четыре солнечных круга.

***
Когда попадаешь в отроги Бегибора - становится не по себе. Величественные меловые кручи, огромные насыпи, рукотворные пандусы, остовы боевых башен, грандиозные амфитеатры, очертания древних террасных дорог... - и всё это на небольшом участке земли в несколько десятков гектаров. Я стою один посреди давно умолкшего языческого города, но вьявь слышу его шум и грохот. Это сюда на обучение прибывали юноши о всей Городищенской Руси. Это здесь ученые мужи и знаменитые полководцы готовили из них то, что греки называли элитой. В Бегиборе юноши постигнали грамоту, представления об устройстве мира и общества, обретали телесное совершенство.
Об этом городе за пределами Городищенской Руси первым рассказал сам Заратуштра. В той части его книги "Авеста", "Вендидате" - где написано о заселении той части света, что названа Добром, говорится о Бегиборе многоугольном, который впроследствии выжег дракон Ажи-Дахака. Тут ценно то, что Завратуштра считает земли вокруг Бегибора арийскими. И вся авестийская география возводит наши места к наследию Гипербореи. Примечательно и то, что город записан в славянском произношении.
И впрямь - что означает слово Бегибор? Беги бор. Место у бора, где бегают. Не случайно, Геродот перевел его на греческий, как Экзерпей. Экзерсис - упражнение. Пей - пейзаж, картина .
Впрочем, все может оказаться и не так. Дело в том, что за тысячелетия молчаливого существования сих меловых мегалитов они не знали глаза и ноги исследователя. Тысячелетия, прогремев грозами, продув пыльными бурями, сгладили, украли, изменимли очертания Бегибора. И только очевидное осознание того, что находишься среди рукотворного ландшафта, над которым потрудились великаны, еще напоминает о гипербореском прошлом человечества.
Я поднимаюсь по пологому пандусу на отдельную башню. Медленно и величесввенно раскрывается передо мной не окрестность, а страницы сакральных Вед. Вот она, в складках местности, в оврагах, перелесках - сказочная и настоящая изначальная Русь.
Я перевожу взгляд в долину реки У Сердец, огибающею Бегибор, и вижу на лугу два правильных округлых источника. Вокруг одного буйствует зелень, вокруг другого топорщится рыжая суха трава.
Колодцы с Живой и Мертвой водой.

***
Ир Леста Колентуй и семеро его спутников прибыли к воротам крепости ближе к вечеру. Их поразило, что город не был виден до последнего шага. Шли-шли долиной, и вдруг, за первым меловым поворотом - он, величественный и неприступный Бегибор.

(Продолжение попозже)


Рецензии