Вундеркинд
Казалось, здесь воплотились лучшие идеалы школьного образования, а в преподавательской среде царило сплошное благолепие. Так, по крайней мере, считали многочисленные проверяющие, приходящие с проверками из различных инстанций.
Но на самом деле ситуация в школе не была столь благостной, как это могло показаться со стороны. И главной головной болью учителей был лучший ученик школы Сергей Трунов, которого без всякой насмешки называли истинным вундеркиндом, от любознательности и объема знаний которого страдали едва ли не все учителя.Но особенно доставалось от него молодой учительницы истории Светлане Олеговне, закончившей университет с красным дипломом и работавшая с детьми всего второй год.
Она долго терпела выходки этого уникума, но однажды нервы ее не выдержали и она ввалилась в кабинет директора вся в слезах и буквально в истерике.
- Анна Ильинична, увольняйте меня, я так больше не могу, - рыдала она.
- Опять Трунов? - коротко спросила директриса, обнимая плачущую девушку за плечи и поглаживая ее по короткой прическе.
Та ничего не ответила, а только отчаянно закивала головой.
Анна Ильинична подала ей стакан воды и полотенце - утереть мокрое лицо. Видя, что девушка немного успокоилась, она попросила:
- Ну, рассказывай, что он натворил в этот раз...
- Я веду занятия строго по рекомендациям и инструкциям Министерства образования и не имею права отступать от них ни на йоту.
- Все верно, - поддержала ее директриса.
- Так вот, в прошлый раз, когда я рассказывала об истории Древней Руси и упомянула об Илье Муромце, он перебил меня и попросил не рассказывать сказки, а излагать истинную историю...
- А что ему не понравилось?
- Я исходила из последних исследований, что некто по имени Чеботок из Мурома был очень крупным по тем временам мужчиной, который после продолжительной болезни оправился и встал на защиту Киевского князя Владимира Мономаха. Потом он ушел в монастырь, где принял новое имя Илия и погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 году. Говорила, что недавние исследования его мощей, находящихся в Киево-Печерской лавре, показали, что он в возрасте 40-55 лет скончался от обширной раны в области сердца.
- Все так. К чему же он придрался?
- Он начал говорить, что все это - выдумка чистой воды. Если человек, страдающий параличом позвоночника, пролежал 33 года, не вставая, то у него обязательно наступит полная атрофия мышц, которая если и позволит ему со временем передвигаться, то только в инвалидной коляске. Мало того, он упомянул, что в те годы средняя продолжительность жизни людей составляла около 40-45 лет и, следовательно, монах Илья не мог сражаться с дружиной Рюрика Ростиславовича, а был просто зарублен, будучи древним стариком, вероятней всего, лежащим в келье и умирающим.
- Да-а-а..., - протянула Анна Ильинична.
- А когда я стала рассказывать о князе Игоре и святой княгине Ольге, он совершенно обезоружил меня своим отношением к этим историческим личностям, - продолжила молодая учительница.
- А это-то чем ему помешали?
- Ну как же! Он назвал князя Игоря подонком, сопоставимым с Александром Невским. Только первый из них дважды ограбил и побил множество древлян, а второй точно также поступил с жителями Великого Новгорода. А Ольгу он вообще назвал кровожадной садисткой, которая, мстя за мужа не только сожгла город Искоростень, но и заставила порубить бегущих от пожара жителей, включая женщин, стариков и детей. А потом сожгла живьем депутации от этого города, прибывших просить примирения. И при этом показывал классу ксерокопии документов и иллюстраций из древнерусских миниатюр.
И еще возмущался, что церковь возвела ее в ранг святых. Как он сказал, это такая же ошибка тупых церковников, как возведение в ранг стратотерпца Николая Кровавого. Его задело и то, что этой кровожадной бабе, как он выразился, поставили памятник в Пскове.
- Да-а..., снова протянула директриса. - Откуда он все это черпает?
- Я тоже спросила его об этом, а он мне ответил, что у них дома огромная библиотека, включающая даже старинные фолианты, доставшиеся им еще от прадедушки. А еще он совершенно сбил меня с толку, когда прочитал классу целую историю, связанную с разоблачением Ивана Сусанина.
- Господи, а здесь-то какие могут быть разночтения?
- Он говорил, что Иван Сусанин - никакой не герой, а простой крестьянин, зарубленный вовсе не поляками...
- А кем же? - удивилась Анна Ильинична.
- Своими же то ли казаками, то ли разбойниками, напавшими на деревню Сусанина.
- Позволь, но история с Сусаниным подтверждается документальными свидетельствами, - удивилась директриса.
- Я так и сказала, а он мне привел свои доводы.
- Это еще какие?
- Ну, в соответствии с программой, я рассказала ученикам, что польские интервенты вступили в пределы России, чтобы погубить юного царя Михаила Федоровича Романова. И что крестьянин Иван Сусанин вызвался провести их по кратчайшему пути и специально завел в лесные дебри. Когда поляки поняли, что их обманули, они убили Сусанина.
- Так о чем здесь можно спорить? - недоуменно спросила директриса.
- Он мне приводит такой факт. Событие произошло в самом начале XVII века, а первое упоминание о подвиге Ивана Сусанина появилось только через 200 лет, в 1820 году, в учебнике Константинова. Потом оно перекочевало в учебник Кайданова в 1824 году, в "Словарь достопамятных людей России" Бантыш-Каменского и в книгу князя Козловского "Взгляд на историю Костромы".
- Бог ты мой, куда его занесло, - не переставала удивляться директриса.
- Да. Он рассказал, что в известной речи митрополита Филарета - к стыду своему, я о ней ничего не знаю - Филарет подробно перечислил все беды и разорения, причиненные Руси польско-литовскими агрессорами, ничего не говорится о попытке захвата молодого царя и об Иване Сусанине. Еще он упомянул, что в "Наказе послам", отправленном в Германию в 1613 году, говорится о всех бесчинствах, творимых поляками на Руси, но не упоминается ни о Сусанине, ни о его подвиге. И еще говорил о том, что в 1614 году для заключения мира в Речь Посполитую был отправлен послом Федор Желябужский. И этот перечислил все беды, принесенные поляками на Русь, но ни слова не сказал о попытке покушения на молодого царя. И о погребении Сусанина в Ипатьевском монастыре ничего не говорится в монастырских хрониках. Кроме того, по его словам, неопровержимо доказано, что в 1613 году вблизи от Костромы вообще не было никаких поляков...
- Выходит, что история про Сусанина - сплошная выдумка? - поразилась Анна Ильинична.
- Да, я уж потом прочитала у наших известных историков С.М.Соловьева и Н.И.Костомарова, что Иван Сусанин был одной из жертв разбойников, в большом количестве бродивших в Смутное время по Руси. Так что памятник ему в Костроме поставлен совершенно необоснованно. Вот на Украине нечто подобное было. Там в 1648 году крестьянин Микита Галаган вызвался проводить отступающие войска Потоцкого и Калиновского, завел их в чащобу и задержал там до подхода войск Богдана Хмельницкого...
- Знаете, Светлана Олеговна, у преподавателей астрономии, естествознания и физики с этим Труновым свои проблемы. То он доказывает, что неправильно раздельно рассматривать материю и энергию, поскольку они имеют общую природу, и доказывает это на примере "черных дыр" и "Большого взрыва". А уж теорию эволюции Дарвина он вообще ни во что не ставит...
- Анна Ильинична, а может быть, он из тех, кого называют "дети индиго"?
- Да глупости всё это. Еще не доказано, что у человека имеется аура, а уж тем более ее цвет. Это выдумка примитивных людей, стремящихся выделиться любой глупостью. Мы же с вами реалисты... Насколько мне известно, отец у него довольно известный в своих кругах изобретатель, то есть человек, критически смотрящий на вещи. Бабушка и мать - врачи Скорой помощи, которые по роду своей профессии вынуждены анализировать состояние больного по многим показателям и ставить верный диагноз. Вот от них-то, скорее всего, мальчику на генном уровне передались их способности. Да еще и обширная библиотека в доме, его страсть к чтению... Ладно, Светлана Олеговна, не волнуйтесь, мы все вместе что-нибудь придумаем, что делать с этим вундеркиндом.
Через несколько дней состоялся педагогический совет, одним из рассматриваемых вопросов было выработка стратегии поведения преподавателей по отношению к Сереже Трунову.
Рекомендации, выработанные педсоветом, оказались весьма действенными.
За день до урока истории Светлана Олеговна отыскала Трунова и отвела его в сторонку.
- Серёжа, завтра на уроке мы будем рассматривать ход Второй мировой войны. Понимаешь, я ограничена рамками рекомендаций от органов образования и не имею права как-то разнообразить тему, увлечь ребят чем-то необычным, о чем мало известно неспециалистам. Не смог бы ты отыскать что-то такое, о чем специалисты обычно не упоминают, говоря о войне. И после моего рассказа дополнить тему...
- Я подумаю, Светлана Олеговна, - серьёзно ответил Сергей. - Помню, папа рассказывал кое-что. Я покопаюсь в наших архивах...
- Серёжа, ты поможешь не только мне, а всему классу.
- Я постараюсь, - также серьёзно ответил он, явно обрадованный данным ему поручением.
Свой урок Светлана Олеговна начала необычно:
- Ребята, сегодня мы рассматриваем крайне тяжелый период в истории современной России - войну с фашизмом. У многих из вас на этой войне погибли деды и прадеды, так что это и ваша боль и трагедия. Я предлагаю провести этот урок необычно: с начала я расскажу вам об этой войне, как и положено по программе, а затем Серёжа Трунов дополнит тему, рассказав, о чем обычно не упоминается в мемуарной литературе об этом периоде жизни нашей страны.
Ребята с изумлением посмотрели на Сергей, не ожидавшие такой формы проведения урока. И, видимо, поэтому сегодня в классе стояла непривычная тишина.
Светлана Олеговна старательно пересказала материал, положенный по программе. Ребята слушали ее без особого воодушевления. Кое-что о войне они уже слышали от своих бабушек и дедушек, смотрели в кино, читали...
После того, как учительница закончила, она обратилась к ребятам:
- А теперь давайте попросим Сережу Трунова дополнить мой рассказ.
Ученики воодушевились:
- Давай, Серёга!
- Не тушуйся, профессор!
- Смелей, доцент!
Выждав некоторое время, Сергей встал, подошел к доске, поднял руку и после того, как ребята примолкли, начал свой рассказ:
- Мы все с вами судим о войне в основном по нашим фильмам, где наши солдаты лихо и едва ли не одной пулей косят немцев, а наши разведчики все поголовно оказываются умнее идиотов-немцев. По тому, как брали Рейхстаг, мы судим по бодреньким фильмам и картинам и забываем, что миллионы наших дедов - наших с вами прямых родственников и соотечественников остались там навсегда.
Какой же была на самом деле эта война? Давайте на время забудем, что мы живем в настоящем времени и вообразим себя в том, военном, времени. Мы живем в своем доме, нас окружают родители, братья, сестры, вы учитесь в такой школе, как наша.
И вдруг, в один несчастный день на наши с вами головы налетают немецкие самолеты и бомбят, бомбят, бомбят. Рушатся здания, отовсюду раздаются крики раненых и пока еще живых. Горят остатки домов, под их обломками гибнут наши друзья, с которыми мы много лет просидели за партами.
Класс замер, слушая своего товарища. А он продолжил:
- Потом прошел страшный слух, что немцы уже подходят вплотную к нашему городу и вы бежите с родными, куда глаза глядят, собрав в спешке только самое необходимое. И вот вы бредете по голому полю в толпе таких же, как вы, испуганных людей, по жаре. Хочется пить, но воды нет. Рядом с вами несут на носилках раненых в окровавленных бинтах.
Время от времени солдаты останавливаются, отходят чуть в сторону и роют могилу для тех, кого не донесли до госпиталя. А лица солдат измученные, грязные, они стараются не смотреть в глаза гражданским. Дети жадными глазами смотрят на сухарь, который солдат достал из заплечного мешка и хотел перекусить им. Но смотреть в голодные глаза малыша невозможно, и он отдает этот последний у него сухарь малышу.
А в это время над колонной появляются немецкие самолеты и начинают сбрасывать бомбы и стрелять из пулеметов, не разбирая - по солдатам, по женщинам, по старикам, по детям...
Люди в панике разбегаются по сторонам, оставляя позади себя упавших раненых и многочисленные трупы. А фашистские летчики гоняются едва ли не за каждым человеком, строча из пулемётов. Над полем зависает крик ужаса, вопли женщин и детей. Самолеты летают низко и видно, как улыбаются фашисты им весело, они развлекаются. А наши солдаты в бессильной ярости грозят им винтовками - у них нет пуль и они не могут стрелять.
После того, как самолеты улетают, люди снова собираются у дороги, выискивая среди убитых и раненых своих потерявшихся в панике родственников и знакомых. Заодно забирают продукты у убитых - живым они нужнее. Мертвых хоронить некогда - немцы напирают, нужно было скорее уходить на восток, к своим.
Я вам рассказал не эпизод, прочитанный в книге. Именно такое пережил приятель моего деда, учившийся вместе с ним в одном институте. В этом отступлении этот человек, будучи мальчишкой, потерял свою старшую сестру. Мать плакала над телом дочери и не хотела уходить, но ее кое-как уговорили - нужно было спасать маленького сынишку. Так и осталась эта девочка в поле незахороненной вместе с другими убитыми. А мать уводила оставшегося в живых сына, постоянно оглядываясь назад, пока не потеряла дочь из вида.
В том поспешном бегстве я считаю главными виновниками прежде всего военное руководство страны, в том числе Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина и начальника Генерального штаба Георгия Жукова. Перед самой войной на западной границе они сосредоточили огромное количество войск, техники и складов с боеприпасами и горючим. Непосредственно перед нападением Германии, словно специально, из-под козырька нависающей фашистской угрозы, войска были выведены в полевые лагеря, оставив склады, технику и аэродромы под минимальной охраной. Поэтому немцам не составляло особого труда захватить и нашу технику, и наше горючее, и наши продовольственные склады, одновременно за несколько недель взяв в плен около 2.5 миллионов наших солдат. Дорога на восток оказалась открытой. И это в то время, когда численность Красной Армии составляла чуть более 4 миллионов солдат.
Положение СССР было отчаянным. Немцы подошли вплотную к Москве. И в такой обстановке Сталин был вынужден пойти на страшные меры, связанные с уничтожением собственных солдат, деревень, поселков вместе с живущими в них людьми. Лишь бы остановить агрессора. Любой ценой...
С этой целью в морозную пору 1941 года, когда температура доходила до минус тридцати градусов, для того, чтобы остановить продвижение группы гитлеровских армий "Центр", Сталин приказал взорвать плотины на Икшинском, Пестовском, Пяловском, Пироговском, Клязьминском и Химкинском водохранилищах. Огромный вал ледяной воды и льда хлынул вниз по низменности и создал непроходимую для немцев преграду от Дмитрова до северной границы Москвы. Правда, при этом было затоплено множество деревень, сёл и поселков вместе с жителями, которые в большинстве своем погибли - их загодя не предупредили.
- А почему об этом нигде не пишут? - спросил кто-то из одноклассников. - Это был одиночный случай или таким образом угрохали еще кого-то?
- Почему не пишут - понятно, так же как практически умалчивают о некоторых позорно проведенных операциях, в том числе под руководством "прославленного" полководца Жукова. А подобный случай был не единственным. До этого 18 августа 1941 года, чтобы остановить стремительное продвижение германских войск, была взорвана плотина Днепрогэса.
В это время прозвенел звонок, но, вопреки обычаю, никто даже не пошевелился. И тогда Сергей продолжил рассказ:
- Немцы уже подошли вплотную к Запорожью к плотине и мосту через Днепр. Рассчитать количество заряда и правильно подготовить взрыв времени не было. Поэтому, как только заложили 20 тонн мощной взрывчатки, тут же подожгли запал. И вместо расчетных 35 метров плотины на воздух взлетело 120 метров! Мощный водяной вал высотой около 25 метров ринулся вниз по течению, сметая все на своем пути.
- Серёжа, как ты считаешь, были ли оправданы такие жертвы? - спросила Светлана Олеговна.
- Знаете, мы дома долго спорили по этому поводу. С одной стороны, эти взрыва на какое-то время действительно задержали продвижение врага. По крайней мере, был сбит темп наступления, что позволило нашим сгруппироваться и принять адекватные меры. Но с другой стороны, например, при взрыве Днепрогэса ниже по течению в это время переправлялись через Днепр две наши армии и кавалерийский корпус. Переправиться успели немногие. Много людей и техники утонуло. Значительная часть наших войск, подошедших к переправе, оказалась в фашистском плену.
Как и при взрыве подмосковных плотин, погибло огромное число мирных жителей, так же не предупрежденных заранее. Число жертв, естественно, никто не считал. Мне представляется, что затопление севера Подмосковья стало одной из причин гибели 2-й ударной армии. Но это требует отдельного исследования...
В полной тишине Светлана Олеговна встала, объявила окончание урока и пошла к директрисе докладывать результаты эксперимента с непутёвым Труновым.
Свидетельство о публикации №215042601716