Трубная площадь

Трубная площадь - одна из площадей бульварного кольца Москвы. На нее выходят Петровский, Цветной и Рождественский бульвары, Неглинная и Трубная улицы. Трубная площадь, в простонаречье - "Труба", топоним обозначающий одновременно одну из  площадей столицы и 2-х этажный учебный корпус МАрхИ на ул. Неглинка 29, что вблизи площади. Поговаривали, что в нем когда-то размещался публичный дом. "Труба" на время сдачи вступительных экзаменов из мастерских дипломников факультета ЖОС (жилых и общественных сооружений), завершающих учебу в Архитектурном институте на лето превращалась в общежитие иногородних абитуриентов, в основном в первый, а может и последний раз попавших в Москву, и уже осенью каждого года возвращалась в прежнее состояние.

Год 1966 был особый. В этот год, в связи с ликвидацией Хрущевского производственного обучения в средних школах, выпускными стали сразу 11 и 10 классы средних школ, т.е. в этот год двое больше юношей и девушек подали документы для поступления в Вузы страны, а значит выросло количество претендентов на одно учебное место и соответственно ужесточился вступительный конкурс ВУЗах. Весной 1966 я объявил родителям, что бросаю учебу в музыкальной школе, потому что буду готовиться к поступлению в институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина  в Ленинграде, на архитектурный факультет, который как я полагал, является лучшим в СССР. Решение же стать архитектором, я принял по окончании 8 класса, рассматривая в то время это, как альтернативу учебе в художественном училище, о чем никто, включая родителей, не знал и даже не догадывался.

Однако, мама не без умысла, познакомила меня с Серегой Беляевым, который собирался поступать в этом же 1966  году, но в Московский Архитектурный Институт. Он закончил с отличием Орджоникидзевское художественное училище и временно подрабатывал в СевОсГИПроГорСельСтрое в отделе копировальной техники. План мамы удался. После первой же с ним встречи, я изменил решение в пользу коллективной поездки в Москву для поступления в МАрхИ. Кстати это, возможно, удивительно, но я не помню, чтобы родители когда-нибудь город, Вуз или профессию мне советовали или рекомендовали. Выбор профессиональной деятельности, как мне казалось, я начинал с белого листа, забывая, что отец и мать строители, а я как вроде потомственный строитель.

В институт тогда  принимали 200 человек и еще около двадцати кандидатов от автономных республик РСФСР и других государств. Первый экзамен состоял из двух частей, в первый день мы рисовали гипсовую капитель, а во второй гипсовую голову (8 часов) и две оценки шли в зачет. После неудачи в рисунке отсеялось более половины из 1200 претендентов. "Труба", куда нас с Серегой поселили, опустела. Серега, уже семейный парень, с опытом самостоятельной жизни в Художественном училище, был, естественно заводилой в нашей компании и "обучал" меня хитростям бедной студенческой жизни. Мы с ним ходили через турникеты в метро вдвоем за один пятак, брали в кафе "Дружба" на Кузнецком мосту дорогие закуски, пронося их мимо кассы под подносом, побывал я с ним в роскошных Центральных (Китайских) банях (ул. Неглинка2), где билет стоил 1.20 руб., и в Сандуновских банях (ул. Неглинка 14) за 90 копеек. Однако Серега тоже завалил рисунок, несмотря на красный диплом художественного училища, и тоже уехал. Из моей комнаты разъехались по домам все соседи, я остался один, поскольку продолжал сдавать экзамены, надеясь на лучшее, а по окончанию последнего экзамена - черчения, еще ждал итоговых результатов несколько дней. Надо сказать, что я ходил жаловался в приемную комиссию на несправедливую на мой взгляд тройку по математике. И вот повешены списки зачисленных в институт, я их просмотрел несколько раз, но себя не обнаружил. Так я не поступил в МАрхИ в 1966 г. И таких - сдавших все экзамены, но не прошедших по конкурсу было всего-навсего 17 человек.

Тут в Москву приехал отец, нашел меня и предложил  попробовать поступить в Ростовский инженерно-строительный институт на Архитектурный факультет. Здесь нужно остановиться, и отметить одно, очень важное обстоятельство - во дворе МАрхИ отец вспомнил здание и дворик, и что с моим дедом он уже приезжал сюда, выясняя возможность учебы, но отказался по какой-то сложной причине, т.е. я оказывается был невольным наследником его несбывшихся желаний.

Мы поехали в Ростов на Дону, но прием на дневное отделение уже был закончен и можно было строить планы лишь на вечернее обучение. В беседе с председателем приемной комиссии выяснилось, что с моими шестью вступительными московскими тройками институт готов принять меня в свои ряды без экзаменов, кстати такую справку я предусмотрительно  взял из МАрхИ. Но работу предлагали на Россельмаше, там прямо в зале приемной комиссии за отдельным столом сидел представитель завода. Но мне не понравилось, что между общежитием, институтом и заводом по часу времени дороги на общественном транспорте. Так я первый раз побывал в Ростове на Дону. Позже я туда приезжал многократно, но уже с другой целью - навестить сестру Татьяну. Сначала как работягу и студентку, а потом как жительницу г. Зернограда, Ростовской области, маму трех симпатичных детишек и уважаемого городского врача, сначала педиатра, а потом реаниматолога и анестезиолога, ну а затем бабушку трех замечательных внучат.

Вернувшись в Орджоникидзе (ныне и ранее Владикавказ) уже из Ростова, что бы время не проходило даром, я поступил на вечернее отделение строительного факультета СКГМИ (Северо-Кавказский горно-металлургический институт), сдав вступительные экзамены на все пятерки с обиды за неправильную оценку моих знаний в Москве.
К моменту начала учебы в ГМИ необходимо было представить справку о работе, без чего на вечернем отделении учиться было нельзя, поэтому мама сосватала меня в производственную группу Управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров СО АССР. 19 октября 1966 г., я приступил к свой первой в жизни работе в качестве рабочего-геодезиста 3 разряда. Работа была не для справки, а настоящая, мне выдали трудовую книжку, и в ней красуется соответствующая первая запись. Труд был на свежем воздухе и физически достаточно напряженным, а если учесть, что я работал практически осень, зиму и начало весны, то следует отметить, что воздух действительно был прилично свежим. Рабочим полагалось таскать теодолит или нивелир, вешки, нивелирные рейки, а также 50-метровую стальную ленту и шпильки, бегать с ними как по городской территории, так и по полям и лугам. По окончании работы инструменты, и в частности, мерную ленту нужно было чистить и протирать минеральным маслом, эту работу мы делали на левом длинном балконе третьего этажа Орджоникидзевского горисполкома на проспекте Мира 12 и смежной с ним геодезической комнате производственной группы. Кроме выноса в натуру (разбивки) проектов, топографических съемок, исполнительных съемок в процессе строительства, когда инженеры занимались камеральной обработкой результатов, мы (рабочие), обследовали и ремонтировали пункты городской полигонометрии: чистили и красили на крышах домов геодезические объекты. Поскольку к 1967 г. я в СКГМИ уже завершил курс и прошел практику по геодезии мне дважды дали самостоятельно, как инженеру, провести разбивку (вынос в натуру) мелких, намеченных к строительству объектов.


Продолжение - http://www.proza.ru/2019/12/25/501

P.S.
На фото Здание Горисполкома (совр. состояние) г. Орджоникидзе СОАССР


Рецензии
Так вот откуда Володя у тебя стремление к физическому труду! ТЫ ИЗ РАБОЧИХ! А я ИЗ ВОДОПРОВОДЧИКОВ, вот так же не поступил, хотя проходной бал у меня был, я завалил черчение. и тётя Зина устроила меня учеником слесаря водопроводчика 5 района Мосводопровода. Ну а 1967 год стал для нас счастливым! Кстати из общаги на Трубе был ыиден двор ресторана, уж забыл какого, типа там "Узбекистан" У меня там спёрли мой первый фотик "Зенит". Так вот из окон нашей общаги на трубе Советские разведчики, глотая слюни, следили за шпионом Пеньковским, который, гад, пил вино из жеских туфелек!:))) (в газетах писали, когда его бедолагу, всё же разоблачили) Но дело Пеньковского победило:(((((( СССР рухнул и теперь ваще не только из туфелек можно пить, а срам признаться, что можно в законе:)))))))

Сергей Чибисов   27.04.2015 14:55     Заявить о нарушении
Ресторан "Узбекистан" убаюкивал по ночам сладострастными и слезливыми ресторанными песнями. Но о нем в следующей части этого рассказика.

Владимир Балашов   27.04.2015 17:33   Заявить о нарушении