В защиту норманизма

Норманизм (или, по другому, «норманнская теория происхождения русского государства») возник в первой половине 18-го века, на заре существования российской исторической науки. Опираясь на известие древнейшей киевской летописи «Повесть временных лет» о «призвании варягов», а также подтверждающие его свидетельства других исторических источников, основатели норманизма объясняли возникновение Древней Руси деятельностью пришлых скандинавов-варягов, под которыми, как правило, подразумевались шведы.

Впрочем, за истекшие с тех пор почти 300 лет данная теория сильно разрослась и разветвилась, образовав множество вполне самостоятельных версий, объединённых общей идеей о значительном влиянии норманнов на процесс образования древнерусского государства. Столь же многочисленными являются сегодня и прямо противоположные им антинорманистские теории. Все они подчёркивают ничтожность роли норманнов в становлении Руси и исключительно местные корни этого государства.

Ещё относительно недавно, в советские годы, ярлык «норманист» был равносилен обвинению чуть ли не в предательстве государственных интересов страны и использовался как ругательное слово в отечественной исторической науке. Но так было далеко не всегда. В дореволюционной историографии именно точка зрения норманистов считалась научно обоснованной, а их противники антинорманисты обитали где-то на задворках официально признанной концепции истории государства Российского. Но и советская историческая наука до начала 30-х годов не отрицала правоты норманнской теории. Её сторонником, в частности, являлся первый крупный историк-марксист Михаил Покровский.

Всё изменилось после неожиданно серьёзных успехов на политической арене Германии гитлеровского фашизма с его идеей расового превосходства германской нации над славянскими народами. Норманская теория происхождения русского государства, после некоторой правки в духе нацистской теории, вполне подходила для оправдания такой идеологии и обоснования необходимости немецкой колонизации славяно-русских земель. Соответственно, акции норманизма в исторической науке СССР, под давлением широко развёрнутой антифашистской пропаганды, круто пошли вниз. К началу ВОВ идея антинорманизма среди отечественных историков уже полностью господствовала.

Тем не менее, вскоре после смерти Сталина, особенно с начала 60-х годов, на волне борьбы с догматизмом норманнская теория опять начала приобретать своих сторонников, хотя число их оставалось очень невелико. Исповедовать эту идею было всё ещё не вполне безопасно. Только слом государственно партийного механизма управления исторической наукой на последнем этапе перестройки обеспечил дальнейшее возрождение и развитие данной концепции в нашей стране. Сегодня её сторонниками являются многие российские историки и археологи, как правило из тех, кто лично участвовал в раскопках древнейших русских протогородов (Ладоги, Тимерево, Гнездово и т.п.) или исследовал их результаты.

Однако утвердившееся в советские времена негативное восприятие норманизма и норманистов преобладает в общественном сознании и современной России. В целом, все аргументы против данной теории сводятся к трём основным пунктам:
1. Это унизительно для русских, т.к. ставит под сомнение их способность самостоятельно создать государственный строй.
2. Это непатриотично, поскольку ставит под сомнение самостоятельность русского государства, объясняя сам факт его возникновения делом рук Запада.
3. Это ненаучно, т.к. государственный строй не может быть привнесён извне и его появление всегда обусловлено определённым уровнем экономического и социального развития той территории, на которой это происходит. Норманы же не могли создать новый политический строй, поскольку сами находились на той же стадии общественного развития, что и славяне.

Посмотрим, насколько соответствуют истине такие утверждения? Первое из них, как нетрудно догадаться, явно противоречит логике, поскольку русского народа в момент создания государства Русь ещё не существовало. Даже древнерусская народность сложилась позже, уже в рамках древнерусского государства, из конгломерата множества вошедших в него славянских и неславянских племён. Собственно русская же народность (великорусская) формировалась около пяти веков путём постепенного слияния разных этнических групп славян (ильменских словен, кривичей и вятичей), финнов (чудь, меря, мурома) и потомков норманнов.

Что же касается участия в создании русского государства так называемого Запада, то в то время его представляли лишь осколки бывшей франкской империи Карла Великого (на основе которых позже возникнут Германия, Франция и Италия), а также, частично, Англия. Только они являлись тогда в Западной Европе христианскими государствами и в духовном отношении подчинялись Римскому папе. Мир северной Европы (норманны и полабские славяне) во 2-й половине 9-го века всё ещё исповедовал языческую религию и находился в острейшем противостоянии с формирующимся Западом, как особой, католической тогда по своему духу, цивилизацией.

Известный по европейским средневековым письменным источникам Рерик Ютландский, которого большинство современных исследователей истории Древней Руси ассоциируют с летописным Рюриком, действительно имел опыт государственного управления на основе вассалитета некоторыми довольно значительными по европейским меркам территориями на севере восточно-франкского королевства. Однако при этом он являлся одним из нормандских (датских) конунгов (правда в изгнании) и не раз во главе своих отрядов участвовал в крупных походах викингов далеко вглубь владений и западных и восточных франкских королей (принимал участие даже в осаде Парижа). Большинство его людей, да и, по-видимому, он сам, были язычниками и, следовательно, не могли считать себя частью западного мира. Кроме того, Рюрик по матери был славянином-ободритом и одно время даже исполнял функции ободритского князя.

Был ли уровень социально-экономического развития ильменских словен, кривичей и финских чуди и веси к моменту прихода Рюрика достаточным для самостоятельного создания государства? Конечно нет. Ему необходима такая степень хозяйственного развития страны, которая обеспечивает создание прибавочного продукта, достаточного для безбедного существования правящего класса и содержания всех государственных институтов.  Основным источником прибавочного продукта всех ранних государств являлось сельское хозяйство и в первую очередь земледелие. Между тем, в Ладожско-Ильменском и Чудском приозёрье условий для накопления значительного прибавочного продукта в земледелии было слишком мало.

Даже в период развитого средневековья Новгородской республике никогда не хватало собственного хлеба и его приходилось дополнительно завозить извне. И этому есть вполне естественное объяснение: северо-запад России отличается от примыкающих к нему с юга и запада территорий значительно более суровым климатом. Минимальная температура в Новгороде (- 27 градусов) на 3 градуса ниже, чем в Киеве и на 10 - чем в расположенной на 700-800 км западнее столице Швеции г. Стокгольме. Соответственно, Приладожье и Приильменье в основном относятся к зоне тайги, граница которой проходит как раз по южным и западным пределам расселения ильменских словен. Почвы здесь бедны гумусом и потому малоплодородны.

Единственным государствообразующим экономическим фактором на этой территории могла быть посредническая торговля между Западом и Востоком, но она довольно рано, уже через несколько десятилетий после её появления (то есть примерно в конце первой половины 9-го века), оказалась почти полностью под контролем норманнов. Это и предопределило так называемый норманнский период нашей начальной истории (вторая половина 9 – третья четверть 10 века). В то время норманны действительно оказывали очень существенное (хотя и не абсолютное) влияние на развитие государственного строя Древней Руси, её внешнюю и внутреннюю политику. Это был первый этап формирования древнерусской народности (осознание народного единства), с завершением которого роль пришельцев норманнов в государственном управлении быстро сошла на нет. С этого момента они стали на Руси просто варягами, то есть наёмными воинами на службе русских князей.

Превосходили ли норманны по уровню своего общественного развития к моменту создания древнерусского государства жившие на его северо-западе славянские племена? В целом, видимо, нет. Стадия развития общества у них была одна – военная демократия. Однако благодаря лучшим природно-климатическим условиям проживания, большей плотности населения и непосредственным пограничным контактам с уже сложившимися западноевропейскими феодальными государствами норманны в экономическом и политическом отношении чуть дальше продвинулись по пути перехода к государственному строю. Этот процесс особенно ускорился с начала 9 века, когда началась эпоха викингов в Северной Европе.

Превращаясь в профессиональных воинов и часто полностью разрывая свои связи с вскормившей их родовой общиной, многие викинги становились готовым материалом для строительства новой надплеменной структуры управления – раннефеодального государства, причём не только у себя на родине, но и на иноэтничных территориях. Норманнами были созданы, в частности, герцогство Нормандия на севере Франции в 9 веке и королевство Обеих Сицилий на юге Италии в 11 веке. Долгое время они владели Ирландией и немного Англией, а сам создатель русского государства Рюрик, опираясь на свою дружину, правил одновременно северной областью восточно-франкского королевства Фрисландией.

Итак, подведём итог. Значительное участие норманнов в начальной стадии формирования Древнерусской государственности ни в коей мере не может унизить ни русских, как нации, ни самого русского государства. Не Запад создал Древнюю Русь, а интересы проходящей через её территорию по Волжскому и Днепровскому путям международной торговли между западной Европой с одной стороны, и Византией и мусульманским Востоком с другой. С самого своего возникновения русское государство стало мостом между Западом и Востоком, не принадлежа полностью ни тому, ни другому. Только в самом начале ключи от этого моста находились в руках его первостроителей – норманнов. Очень скоро хозяином нового государства стал сложившийся в его рамках древнерусский народ (в лице его верхушки – русских князей), а сама Русь постепенно превратилась в самостоятельную цивилизацию, равноправно строящую свои отношения и с Западом и с Востоком.

Статья была опубликована мной на сайте "Военное обозрение".


Рецензии
Только одно замечание: отождествление Рорика Ютландского с летописным Рюриком небесспорное. Интересы Рорика не выходили за пределы европейского Запада, и маловероятным выглядит его воцарение в земле ильменских славян (не "заочно" же он там правил). Рюриком мог быть "малый" датский или норвежский конунг (для шведов это имя, как и Олег и Игорь) не характерно.

Алексей Аксельрод   01.09.2015 11:42     Заявить о нарушении
Биография Рюрика далеко не полна. Она имеет много белых пятен, одно из которых совпадает с началом Руси. Что же касается интересов викинга, то они касались любого места на Земле, где можно было захватить или приобрести какие либо значительные ценности. А через земли ильменских словен и кривичей проходили в те годы основные торговые пути, связывающие западноевропейский Север с мусульманским Востоком и Византией. Любой викинг мечтал взять их под свой контроль. Кстати, правители раннесредневековых государств не обязаны были постоянно сидеть дома. Они постоянно колесили по своей стране и за её пределами.

Юрий Тарасов-Камчатский   01.09.2015 13:13   Заявить о нарушении
Да, лакуна в источниках о Рорике, позволяющая ему принять пресловутую петицию словен и чуди, есть; да, путь из варяг в персы существовал раньше канонического из варяг в греки; да, викинги были непоседами - однако всё это не дает оснований утверждать о тождестве Рорика и летописного Рюрика. Рорик в Ладоге не "садился", восточный путь не осваивал, его тянуло на запад - к каролингам, датской родине, в Фрисландию - зачем ему обживать медвежий угол? Трудно представить, что конунг, подтверждающий ленную присягу франкскому королю, спокойно оставляет свои вассальные обязанности по защите Фрисландии и будущих Нидерландов и едет умирать в Ладогу с легендарными братьями с невероятными именами, которые почему-то умирают без потомства, а регентом становится некто Олег - покоритель всех восточных славян.

Алексей Аксельрод   01.09.2015 14:06   Заявить о нарушении
Тождество Рорика Юрландского и Рюрика - основателя Русского государства, конечно,безоговорочно не доказано и вряд ли когда нибудь это произойдёт. Слишком мало известно и о нём, и о начальном этаме существования Древней Руси вообще. Мы сегодня можем только предполагать, что эти два исторических персонажа - одно и то же лицо. Однако доказательств в пользу других версий ещё меньше, точнее их вообще нет. Что же касается вассальной присяги, то она почему-то нисколько не помешала Рюрику принять участие со своим отрядом в осаде викингами Парижа, а также в набегах на Британские острова. Ладога же в те годы являлась ключом ко всей торговле Северной Европы с восточным миром и являлась самым значительным торгово-ремесленным центром на восточно-славянской территории (в Киеве до 10 века археологами никаких свидетельств торгово-ремесленной деятельности пока не обнаружено).

Юрий Тарасов-Камчатский   01.09.2015 16:38   Заявить о нарушении
Скандинавы пришли в Ладогу несколько раньше ильменских словен, которые тогда (в 8 в.) лишь обретали свою родину. Интересно, что позднее Ладогу захватили "другие" славяне, мигрировавшие с юго-запада (а не с севера, как предки ильменских). Торговле Ладоги с арабским востоком сильно мешали междоусобицы и межэтнические распри (скандинавы, кстати, скорее норвежцы-урмане, славяне, финны, балты) и захватил ее на исходе 10 в. на время именно норвежец Эйрик, хотя позднее она числилась уже за шведами. Считается, что наплыв славян в эти места вызван тогдашним потеплением климата, что позволило развивать здесь земледелие. Относительно Киева. Будущую территорию полян, видимо, занимали днепровские балты, занимавшиеся примитивным земледелием, и предкам полян, возможно, полянам польским пришлось эти края захватывать силой. По крайней мере, в 9 в. поляне занимались ремеслами - "древоделием" и торгом. Характерно, что скандинавы для обеспечения торговых путей стремились захватывать пункты стратегического значения - Ладогу, Киев, Смоленск, Полоцк - однако практически везде (на востоке и западе) их вожди и дружины, захватившие политическую власть, довольно быстро ассимилировались чужой этнической средой.

Алексей Аксельрод   03.09.2015 16:14   Заявить о нарушении
Алексей, то , что вы написали здесь - это сумма различных научных и ненаучных гипотез в вашей обработке. Могу предложить свою гипотезу, которая опирается на данные археологии, исторической лингвистики, краниологии (наука о различии черепов разных рас и племён), исторической топонимики, а также западноевропейские исторические источники того времени:
Ильменские славяне - это смесь переселенцев балтийских славян (в первую очередь ободритов) и немногочисленных местных финов. Продвинувшись в бассейн озера Ильмень они ассимилировали затем живших здесь кривичей (тоже смесь славян с финами и балтами). Первые переселенцы славяне прибыли в устье Волхова по морю в самом конце 7 века в качестве колонистов, по инициативе их союзников - фризских купцов, желавших создать здесь свою факторию для скупки пушнины и торговли с Востоком (восточные товары проникали сюда с середины 7 века). Они основали здесь укреплённый торгово-ремесленный центр, известный сегодня археологам как Любшанское городище. Он и стал первой столицей ильменских словен. Примерно в 40-е годы 8 века она была перенесена в Ладогу, а к середине 9 века - в первоначальный Новгород (Рюриково городище) в истоке реки Волхов. Примерно в середине 9 века эти земли перешли под контроль викингов, захвативших пути восточной торговли. А чуть позже появился здесь и Рюрик, для оформления сложившегося союза словен, кривичей и финского племени Весь, и для защиты торговых путей от разбойничьих набегов вольных шаек викингов и других охотников до чужого добра.

Юрий Тарасов-Камчатский   04.09.2015 05:38   Заявить о нарушении